Russian Federation
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia (department of security service, senior lecturer)
Russian Federation
Russian Federation
The content of the management process in complex organizational systems, as well as the stages and functions in the process of human self-government are considered. The management process is shown as a kind of management process, as well as basic definitions of purposeful systems, functioning of systems, control and managed subsystems are given. The lists of strictly consistent and naturally following functions performed by a person during management are determined.
management process, purposeful systems, human activity, complex large system, control loop, decision-making, control subsystem, executive subsystem, management process
Как известно, практический этап процесса руководства, осуществляемый в целенаправленных сложных больших системах, состоит из следующих функций: организации, обучения и воспитания, постановки задач и стимулирования, координации, контроля и учета, оценки и корректировки.
После того как определены цель и круг задач, которые надлежит решить для ее достижения, выработано и принято управленческое решение, определяющее замысел решения главной и других задач, и вся предстоящая деятельность тщательно спланирована, возникает необходимость в осуществлении руководителем очередной управленческой функции – функции организации. Существо организации как функции управления заключается в практическом создании функциональных подразделений исполнительной системы и необходимых отношений между ними, а также функциональных подразделений системы управления исполнительной системой. Функция организации, жестко связывая
в единое неразрывное целое исполнительную систему и систему управления ею, создает подсистему типа «субъект управления – исполнительная система» [1].
Организация – функция практического этапа процесса руководства, заключающаяся в создании исполнительной системы и системы управления ею в соответствии с принятым решением и выработанной программой. Создание исполнительной системы и ее системы управления осуществляется в соответствии с их теоретическими моделями, обоснованными при принятии решения, в порядке, определенном в выработанной при планировании программе. На основании вскрытых при системном анализе законов для решения частных задач, обеспечивающих задач и задач обеспечения, составляющих «дерево целей» исполнительной системы, создаются функциональные подразделения и организуются связи между ними. Функциональные подразделения, решающие частные задачи, предназначены для оказания воздействия на объект управления в целях достижения им требуемого состояния. Функциональные подразделения, решающие обеспечивающие задачи, предназначены для оказания воздействия на элементы внешних условий и некоторые элементы объекта управления в целях создания благоприятных условий для решения частных задач.
Функциональные подразделения, решающие задачи обеспечения, предназначены для всестороннего обеспечения действий исполнительной системы при решении частных и обеспечивающих задач.
Для осуществления полноценного процесса руководства разнородными, разноуровневыми функциональными подразделениями сложной иерархически организованной большой исполнительной системой и согласования действий всех их функциональных подразделений в интересах обеспечения лучшего пути достижения намеченной цели в соответствии с принятым решением и выбранной программой создается иерархически организованная система управления. Для управления каждым функциональным подразделением создаются и иерархически взаимосвязываются органы управления. Органы управления разноуровневыми функциональными подразделениями образуют уровни управления. Каждому уровню организации исполнительной системы соответствует специфический уровень управления. Каждый уровень системы управления осуществляет управление функциональными подразделениями соответствующего уровня исполнительной системы. Ступенчатый характер управления обеспечивает эффективность и надежность управления. Кроме того, при ступенчатой системе сбой, нарушение работы одного из уровней системы управления некоторое время не влечет за собой расстройства работы других уровней, что позволяет без значительных потерь устранить возникшую дезорганизацию управления [2].
При создании системы управления следует учитывать, что чем выше уровень управления, тем ответственнее, шире его задачи, поскольку он призван обеспечить целостность, структурно-функциональное и эволюционное единство многих разнородных элементов, что требует широты кругозора руководителя. В то же время управленческие операции нижестоящего уровня содержательнее, конкретнее, поскольку он осуществляет управление в деталях – непосредственное управление, что требует более узкой специализации руководителя. В зависимости от предназначения разные функциональные подразделения имеют свою специфику и способы действий. Поэтому система управления должна быть способна обеспечить компетентное управление этими функциональными подразделениями при решении свойственных им задач.
Характерной особенностью системы управления является то, что структурой, связывающей все ее элементы и уровни, является процесс руководства. Для реализации практического этапа процесса руководства создаются каналы прямой и обратной связи, позволяющие объединить в единое целое систему управления и исполнительную систему. Элементы и уровни системы связываются между собой строго определенными каналами, по которым в одном направлении передаются управленческие команды, а по другим – ответная информация. Таким образом, формируются состав и организация взаимодействия элементов и уровней исполнительной системы [3].
Методы исследования
Во главе и в составе любого функционального подразделения находятся исполнители. Они управляют техникой и специальным оборудованием, что требует специальной подготовки и приобретения ими специальных знаний, навыков и умений. Обучение и воспитание – функция практического процесса руководства, заключающаяся в создании или выработке специальных операциональных механизмов у исполнителей и приобретении ими специальных знаний, навыков и умений, необходимых для решения задач по функциональному предназначению.
Обучение и воспитание исполнителя-человека заключается в формировании в его организме специальных операциональных физиологических механизмов, выработке необходимых условных рефлексов и заполнении его памяти информацией, позволяющей ему уяснить стоящую перед ним задачу, сформировать цель предстоящей деятельности, принять необходимое решение, выработать программу действий и практически реализовать ее. Не каждый взрослый человек умственно и физически способен выполнить те или иные обязанности, так как специальные операциональные механизмы формируются у человека в основном в период роста и развития его организма. Поэтому целесообразно готовить человека к определенному роду деятельности с раннего возраста и создавать для этого необходимые благоприятные жизненные условия [4].
При профессиональной деятельности особую роль играет память человека. Обладая специальным операциональным физиологическим механизмом, человек может оказаться неспособным к данной деятельности из-за отсутствия профессиональных знаний, навыков и умений. В память человека должны быть заложены методы и методики решения возможных профессиональных типовых задач, что в целом не исключает творческого подхода исполнителя, обусловленного способностью мышления человека переносить ранее полученные типовые знания, навыки и умения на решение принципиально новых профессиональных задач.
Подготовка исполнителей к деятельности в функциональных подразделениях сложных больших систем предусматривает подготовку их в специальных учебных заведениях. Таким образом, сформировав специальные операциональные физиологические механизмы и получив профессиональные знания, навыки и умения, человек оказывается подготовленным к решению задач, определенных для него руководителем [5].
Результаты исследования и их анализ
После создания целенаправленной сложной большой системы, обучения и воспитания исполнителей всех уровней системы, для своевременного и качественного решения задач «дерева целей», руководителю надлежит поставить конкретные задачи исполнителям
и стимулировать их будущую деятельность таким образом, чтобы они:
– сформировали личную цель своей будущей деятельности, максимально приближенную к поставленной задаче, и психофизиологически подготовились к предстоящей деятельности;
– приняли решения на действия, соответствующие содержанию решения, принятого руководителем;
– выработали программу действий.
Постановка задачи и стимулирование – основная функция практического этапа процесса руководства, заключающаяся в доведении до исполнителей нижестоящего уровня сложной большой системы их задач и обеспечении формирования у них личной цели, соответствующей этим задачам [6].
Стимулирование – это такое влияние на исполнителей, при котором они принимают только те решения и вырабатывают те программы личных действий, которые соответствуют содержанию решения, принятого руководителем. Для понимания связи стимулирования
с принятием решения и выработкой программы действий следует опять обратиться
к физиологическим особенностям человека.
Способность человека формировать доминирующую мотивацию, подкрепляющую внешне поставленную задачу, позволяет оказывать на него соответствующее влияние. Назначение стимулирования как функции управления – принудительная выработка достаточно сильной внутренней мотивации и обеспечение ее доминантности.
Координация – функция практического этапа процесса руководства, заключающаяся
в организации взаимодействия между руководителем и исполнителями, а также между исполнителями разных уровней системы путем согласования действий исполнителей всех элементов и уровней системы, отраженных в их решениях: между собой, по целям и задачам, направлению и месту, времени и временным рубежам, способам и приемам [7].
Каждый исполнитель имеет право выбрать из множества альтернативных вариантов, хранимых в памяти, одну совокупность теоретических моделей, составляющих решение. Эта выбранная совокупность теоретических моделей должна не только вести к решению поставленной задачи, но и соответствовать совокупности теоретических моделей, разработанных в решениях других исполнителей и в решении руководителя. В своих решениях исполнители детализируют решение, принятое руководителем, разбивая его на ступени, соответствующие элементам и уровням системы. Для выполнения руководителем функции координации исполнители всех элементов и уровней системы представляют доклад принятых решений по команде. После того как руководитель скоординировал действия исполнителей всех уровней, рассмотрел, откорректировал и утвердил их решения, начинается их согласованное выполнение, при этом руководитель наблюдает за самостоятельными действиями исполнителей, контролирует и учитывает полученные результаты.
После согласования и утверждения решений исполнители всех уровней способны самостоятельно действовать, реализуя поставленные перед ними задачи. Но так как учесть в решении и программе все случайные величины, оказывающие воздействие на деятельность исполнителей, практически невозможно, руководитель осуществляет контроль и учет деятельности всех исполнителей для ее дальнейшей оценки.
Контроль и учет – функция практического этапа процесса руководства, заключающаяся в определении и фиксации результатов деятельности исполнителей всех уровней сложной большой системы и параметров состояния объекта воздействия для их дальнейшей оценки. Вследствие того, что принятые решения и планы являются теоретическими и в некоторой степени субъективными, условия их реализации всегда вносят в деятельность исполнителей свои коррективы. Это, как правило, приводит к получению результатов, несколько отличающихся от запланированных, что требует их своевременного получения руководителем для оценки [8].
Контроль и учет в процессе руководства необходимы, так как на исполнительную систему одновременно влияют две противоположные тенденции: тенденция к обеспечению заданного режима функционирования сложной большой системы со стороны органа управления во главе с руководителем и тенденция к дезорганизации, обусловленная внешними и внутренними факторами. Эти факторы вынуждают руководителей осуществлять контроль и учет полученных результатов с тем, чтобы оценить их и регулирующим управленческим воздействием обеспечить функционирование системы в рамках установленной организации, которая позволяет качественно выполнить принятое решение,
и в конечном счете достичь цели управления.
Функция оценки и корректировки – завершающая функция практического этапа процесса руководства, которая заключается в сравнении полученных параметров промежуточных состояний объекта воздействия, исполнительной системы, внешних условий, а также параметров их конечного состояния с параметрами теоретических моделей, обоснованных в решении, и оказании необходимого регулирующего управляющего воздействия при отклонении полученных параметров от теоретических свыше допуска. Функция оценки и корректировки обеспечивает сравнение ожидаемого результата с полученным практическим результатом. Существует оценка текущих параметров и оценка конечного результата [9].
Заключение
На основании вышеизложенного возможно выделить, что любое управленческое воздействие на подчиненного человека или коллектив можно осуществить не иначе как, реализуя функции теоретического и практического этапов процесса руководства: целеполагания, принятия решения, планирования, организации, обучения и воспитания, постановки задач и стимулирования, координации, контроля и учета, оценки и корректировки. С упрощением содержания исполнительной системы и ее деятельности процесс руководства по объему его функций соответственно сокращается, при этом упрощается содержание деятельности руководителя.
С упрощением состава и назначения используемых исполнителями орудий деятельности упрощается содержание процесса управления, осуществляемого человеком, может изменяться по составу функций от предельно сложного процесса руководства исполнителями в целенаправленных сложных больших системах до процесса управления ручным орудием деятельности [10].
1. Latyshev O.M., Troyanov O.M., Reva Yu.V. Osnovnye napravleniya optimizacii processa obucheniya v vysshej shkole // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2018. № 3. S. 97-108.
2. Greshnyh A.A., Reva Yu.V. Primenenie metodov problemnogo obucheniya v prepodavanii uchebnyh disciplin // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2020. № 4. S. 207-210.
3. Reva Yu.V. Metodika podgotovki i provedeniya seminarskogo zanyatiya // Psihologo-pedagogicheskie problemy bezopasnosti cheloveka i obshchestva. 2018. № 4. S. 41-48.
4. Skripnik I.L., Voronin S.V. Sovremennye al'ternativnye podhody obucheniya v sravnenii s tradicionnymi // Psihologo-pedagogicheskie problemy bezopasnosti cheloveka i obshchestva. 2017. № 4 (37). S. 46-50.
5. Kahveci A. Assessing high school students’ attitudes toward chemistry with a shortened semantic differential // Chemistry Education Research and Practice. 2015. № 16. P. 283-292.
6. Permyakov A.A., Podmarkov V.V. Organizaciya kursovogo proektirovaniya v pozharno-tekhnicheskih vuzah na osnove ispol'zovaniya uchebno-delovyh igr // Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere. 2014. № 3 (31). S. 102-111.
7. Medvedeva L.V., Permyakov A.A., Kuz'min A.A. Pedagogicheskaya model' kursovogo proektirovaniya na didakticheskoj osnove delovoj igry // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2016. № 2. S. 127-131.
8. Mitina N.A., Nurzhanova T.T. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly // Molodoj uchenyj. 2013. № 1. S. 345-349.
9. Andriyanc Ya.A., Malygina E.A. Teoreticheskie aspekty razvitiya kommunikativnoj kompetentnosti u kursantov v processe professional'noj podgotovki // Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere. 2013. № 4 (28). S. 119-123.
10. Mihajlov V.A., Mihajlova V.V. Diagnostika kognitivnyh sposobnostej obuchayushchihsya k upravleniyu strukturnymi podrazdeleniyami // Psihologo-pedagogicheskie problemy bezopasnosti cheloveka i obshchestva. 2019. № 1 (42). S. 31-33.