Russian Federation
Statistical data on the increase in the scale of emerging forest fires and the number of floods on the territory of Russia are presented. The problem of improving the training of firefighters and rescuers is considered in connection with the growing tasks of eliminating the consequences of emergency situations, extinguishing fires and carrying out emergency rescue and other urgent work at the present stage. It is proposed to improve their training by including in the training programs both in fire and rescue units and in the university of State fire service of EMERCOM of Russia sections on the study of the damaging factors of modern means of destruction and the organization of protection against them, strengthening the practical development of the organization of protection and tactics of actions of fire and rescue units in the performance of their operational and service tasks.
firefighter-rescuer, forest fires, fire extinguishing, potentially dangerous objects, ensuring the safety of the population and economic facilities
В настоящее время происходят глобальные изменения в мире, связанные как с проблемами потепления климата на планете, вызывающими масштабные чрезвычайные ситуации (ЧС) в виде лесных пожаров, наводнений, так и с резким ухудшением международных отношений.
Наглядным примером этого является наблюдаемый ежегодный прирост масштабов охвата лесными пожарами в мире до 100 млн га и крупными наводнениями. В последние годы этому подвержена и территория России. Кроме того, в последнее время резко обострилась международная обстановка, связанная с противостоянием России и НАТО.
Целью работы является постановка вопросов по совершенствованию подготовки пожарных-спасателей МЧС России с учетом складывающихся реалий возможных действий их при тушении массовых пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (АСР) в ЧС на современном этапе.
Анализ возможных последствий ЧС и направления совершенствования подготовки пожарных спасателей
Статистические данные по площади охвата лесными пожарами и ущербу от них
на территории России за последние пять лет представлены в табл. 1 [1].
В среднем ущерб от лесных пожаров на территории России составляет до 20 млрд руб.
в год, при этом в зоне пожаров может оказаться до 7,5 тыс. населенных пунктов. Наиболее подвержены этому Северо-Западный, Уральский и Дальневосточный федеральные округа (табл. 2) [1]. Вдвое больший ущерб, чем от лесных пожаров, приносят ежегодные крупные наводнения в России, особенно в таких регионах, как Приморский край, Красноярский край, Хабаровский край, Забайкальский край, Кавказ, Поволжье.
Таблица 1
Статистические данные по площади охвата лесными пожарами и ущербу в России за 2017–2021 гг.
Наименование |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Площадь лесных пожаров, млн га |
3,28 |
7,41 |
8,68 |
7,02 |
18,8 |
Ущерб от лесных пожаров, млрд руб. |
25,2 |
16,9 |
23,7 |
– |
– |
Таблица 2
Статистические данные по числу лесных пожаров за последние четыре года
в Северо-Западном, Уральском и Дальневосточном федеральных округах
Федеральный округ |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Северо-Западный |
1542 |
799 |
760 |
1430 |
Уральский |
2079 |
1463 |
2409 |
4661 |
Дальневосточный |
2331 |
5082 |
5391 |
3566 |
Кроме того, в связи с резко обострившейся международной обстановкой
не исключена возможность злонамеренного поджога лесных массивов, разрушений
и возгораний зданий в городах и населенных пунктах от воздействия ударов противника,
в том числе по потенциально опасным объектам. Вооруженные силы Украины в последнее время стали широко применять беспилотные летательные аппараты (БПЛА) для нанесения ударов по важным объектам инфраструктуры городов на территории России, проводится обстрел муниципальных образований Брянской, Белгородской и Курской областей. В связи с этим неизмеримо возрастает объем выполнения задач по пожаротушению городов, объектов экономики, лесных массивов и ликвидации последствий на критически важных
и потенциально опасных объектах.
Значительную угрозу безопасной жизнедеятельности населения создает функционирование на территории России большого количества радиационных, химических и гидродинамических опасных объектов; взрывопожарную опасность представляют нефтеперерабатывающие заводы (нефтебазы) с массой взрывопожароопасных веществ
до 200 тыс. т, разрушение которых может привести к большим объемам площадей завалов (разрушений) и пожаров [2]. Так, по оценке этой опасности на территории России [3]
в случае вооруженного конфликта с применением современных высокоточных и обычных средств поражения на территории страны может быть разрушено свыше 1 000 крупных объектов, площадь завала (разрушения) одного нефтеперерабатывающего завода может составить около 1,5 км2, площадь пожаров – 0,6 км2.
Еще больших масштабов по объемам ликвидации последствий разрушений потенциально опасных объектов, объектов экономики, городов, возгораний лесных массивов возникнет при возможном применении ядерного и зажигательного оружия, современных средств высокоточного оружия.
Большая роль в обеспечении безопасности населения и объектов экономики
в условиях масштабного охвата лесными пожарами и в ликвидации последствий ЧС настоящего времени принадлежит ГПС МЧС России. Рост масштабов последствий лесных пожаров в ЧС мирного времени и возникающие сложности при выполнении оперативно-служебных задач пожарными-спасателями в ЧС настоящего времени требуют разработки новых подходов подготовки пожарных-спасателей с учетом обеспечения их боеспособности и обеспечения безопасности населения и объектов экономики.
Если в мирное время на современном этапе представляются трудности в привлечении к тушению лесных пожаров достаточной группировки сил и средств пожарно-спасательных частей в помощь Авиалесоохране и другим территориальным и ведомственным пожарным формированиям, принимающим участие в тушении лесных пожаров, то в настоящее время проблема усложняется в связи с возможностью действия диверсионных групп и выхода
из строя пожарно-спасательных частей. До принятия в состав России новых административно-территориальных образований, таких как ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей участие в военном конфликте подразделений МЧС России ограничивалось в основном доставкой гуманитарных грузов в эти районы и участием их в разминировании. В настоящее время идет успешное формирование и укомплектование пожарно-спасательных частей
в рамках общей структуры ГПС МЧС России. Однако в настоящее время вследствие нанесения ударов противника по населенным пунктам и объектам их жизнеобеспечения могут возникать пожары, тушение которых может быть затруднено в связи с выходом из строя личного состава, техники и прекращения функционирования местных пожарных частей.
В работах [4, 5] в основном рассматриваются вопросы профессиональной подготовки спасателей МЧС России, а также совершенствование ее с применением новых методов при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в ЧС мирного времени.
В связи со сложившейся сложной международной обстановкой назрела необходимость качественного пересмотра подготовки пожарных-спасателей для привлечения их к работе в современных условиях. Считаем, что решение данной проблемы частично возможно путем включения в структуру спасательных центров воинских подразделений федеральной противопожарной службы.
Следует отметить, что последние изменения, которые коснулись закона «О пожарной безопасности» согласно федеральному закону № 110-ФЗ [6] в частности ч. 4 ст. 10 и ч. 1 ст. 37, уже в них включены «воинские подразделения ФППС». К тому же в федеральный закон
№ 53-ФЗ [7] согласно федеральному закону № 116-ФЗ [8] п. 1 ст. 2 о перечне войск, где предусмотрено прохождение воинской службы, был дополнен воинскими подразделениями ФППС и создаваемыми на военное время специальными формированиями. Однако эти воинские подразделения ФППС создаются в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, что не решает проблему
на современном этапе по обеспечению пожарной безопасности населения, объектов экономики, лесных массивов от пожаров.
В связи с изложенным, следует пересмотреть дальнейшее совершенствование подготовки пожарных-спасателей ГПС МЧС России в вузах МЧС России по следующим направлениям:
1. Необходимо усилить подготовку по изучению поражающих факторов и организации защиты личного состава от современных средств массового поражения, основанного
на новых физических принципах в соответствие с новыми положениями военной доктрины Российской Федерации. Для чего целесообразно ввести дополнительные часы в дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» на изучение вопросов поражающих факторов современных средств поражения для всех специальностей, а вопросы защиты от них рассматривать в дисциплине «Организация гражданской обороны». Либо поднять вопрос
о введении дисциплины «Защита от оружия массового и современных средств поражения», где бы рассматривались эти вопросы.
В связи с ростом опасности возникновения пандемии или террористических актов
с применением новых видов контагиозных заболеваний, а также применения новых видов биологического оружия актуальным становится привлечение к проведению дезинфекции техники, объектов и сооружений сил МЧС России и в том числе подразделений ГПС МЧС России. Поэтому целесообразно в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» ввести раздел по изучению особенностей проведения дезинфекции силами подразделений ГПС МЧС России, а организационные вопросы проведения дезинфекции предлагается рассматривать в дисциплине «РХБ-защита».
2. Назрела необходимость ввести раздел по обучению тактики действий подразделений ГПС МЧС России по организации пожаротушения и АСДНР в современных условиях на потенциально опасных объектах. В связи с этим следует предусмотреть практическую отработку организации и проведения этих работ в условиях противодействия диверсионным группам и в условиях применения БПЛА по технике подразделений пожарно-спасательных частей при осуществлении работ по тушению пожаров требуется разработка новых подходов по снижению эффективности их воздействия. Например, путем активного противодействия им с использованием противодронных ружей и дистанционного управления пожарной техникой-роботами при проведении работ. Целесообразно усилить изучение вопросов взаимодействия со всеми привлекаемыми силами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и Министерства обороны при тушении массовых пожаров и ликвидации последствий ударов противника. Следует предусмотреть практическую отработку вопросов по взаимодействию на командно-штабных учениях на выпускном курсе с привлекаемыми территориальными силами РСЧС
и размещенными в регионе частями Министерства обороны.
3. В связи возможными потерями в личном составе и технике пожарно-спасательных частей и решения более масштабных задач по тушению массовых пожаров и проведению АСР следует при обучении курсантов вузов МЧС России усилить раздел
по мобилизационной подготовке. Исходя из специфики действий подразделений ГПС МЧС России, целесообразно ввести подготовку конкретных специалистов на базе вузов МЧС России для структурных подразделений, занимающихся работой по подготовке резервов для ГПС МЧС России.
4. В подготовке пожарных-спасателей усилить практическую часть на базе перспективных средств управления и пожаротушения и тренажеров на основе использования программных технологий 3D, что сократит время на адаптацию выпускников при вступлении их на должность начальника караула.
5. В связи с дальнейшим наращиванием поступления на вооружение БПЛА, роботизированных средств пожаротушения в подразделения МЧС России усилить подготовку пожарных-спасателей по тактике их применения и технического обслуживания.
6. Следует также пересмотреть программы подготовки личного состава федеральных пожарных-спасателей в связи со складывающейся международной обстановкой
и появлением новых видов оружия у потенциального противника. Как известно, в настоящее время подготовка личного состава федеральных пожарно-спасательных частей осуществляется согласно приказу МЧС России от 26 октября 2017 г. № 472 [9], по которому предусмотрена поэтапная его подготовка, начиная с первоначальной подготовки, курсового обучения
в образовательных организациях МЧС России, повышения квалификации и переподготовки. В связи со складывающейся сложной международной обстановкой следует пересмотреть тематику проведения занятий по служебной подготовке в федеральных пожарно-спасательных и специализированных частях. Так, например, в рекомендуемый перечень тем индивидуального обучения по месту службы лиц, впервые принятых на службу
в подразделения пожарной охраны (Приложение № 8 приказа № 472) внести изучение тем, связанных с особенностями поражающих факторов современного оружия и действий
по тушению пожаров и проведению АСР в современных условиях. Также следует дополнить тематику подготовки этими вопросами по тематике пожарно-тактической подготовке, аварийно-спасательным работам, гражданской обороне и мобилизационной подготовке (Приложение № 9, 13 приказа № 472). Так, например, по тематике «Гражданская оборона
и мобилизационная работа» на тему № 4 «Поражающие факторы современных средств нападения. Защитные сооружения гражданской обороны и их оборудование» отводится всего один час, что не позволяет в полном объеме изучить поражающие факторы современного оружия и защиты от него. В целом в тематику подготовки следует включить практическое занятие по выполнению задач по тушению пожаров и проведению АСР
в условиях противодействия диверсионно-разведывательным группам и дронам-камикадзе.
Реализация предложений по совершенствованию подготовки спасателей-пожарных ГПС МЧС России существенно повысит их боеспособность. Естественно, это потребует новых подходов к техническому оснащению таких подразделений и уточнению программ подготовки личного состава.
1. Pozhary i pozharnaya bezopasnost'. Statisticheskij sbornik. Statistika pozharov i ih posledstvij. M.: VNIIPO MCHS Rossii, 2022.
2. Malyshev V.P., Bogatyrev E.A. Ocenka voeynnoj opasnosti dlya organizacii grazhdanskoj oborony // Strategiya grazhdanskoj zashchity: problem i issledovaniya. 2014.
3. Palij A.I. Problemy zashchity ob"ektov ekonomiki i infrastruktury ot vysokotochnogo oruzhiya silami i sredstvami grazhdanskoj oborony // Strategiya grazhdanskoj zashchity: problemy i issledovaniya. 2013.
4. Mingaliev S.G., Kursakov A.V. Professional'naya podgotovka spasatelej dlya provedeniya avarijno-spasatel'nyh rabot. Tekhnologii grazhdanskoj bezopasnosti. M.: VNII GO i CHS MCHS Rossii, 2007.
5. Sharabanova I.Yu., Shipilov R.M., Harlamov A.V. Primenenie novyh metodov podgotovki i obucheniya spasatelej, rabotayushchih v chrezvychajnyh situaciyah // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 4.
6. O vnesenii izmenenij v Feder. zakon «O pozharnoj bezopasnosti» i stat'i Feder. zakona «O statuse v FPPS GPS i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii»: Feder. zakon Ros. Federacii ot 16 apr. 2022 g. № 110-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
7. O voinskoj obyazannosti i voennoj sluzhbe: Feder. zakon Ros. Federacii ot 28 marta 1998 g. № 53-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
8. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Feder. zakon Ros. Federacii ot 30 apr. 2021 g. № 116-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
9. Ob utverzhdenii Poryadka podgotovki lichnogo sostava pozharnoj ohrany (v red. s izm. prikaza MCHS Rossii ot 28 fevr. 2020 g. № 129): prikaz MCHS Rossii ot 26 okt. 2017 g. № 472. Dostup iz inform.-pravovogo portala «Garant».