Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлен аналитический обзор результатов исследований отечественных и зарубежных учёных по проблеме управления корпоративной идентичностью как фактора обеспечения устойчивости организационных систем. Цель проекта состоит в обобщении основных подходов к пониманию роли и значения корпоративной идентичности и корпоративного стиля в управлении рисками устойчивости организационных систем в целом и университетских систем в частности. Использованы принципы методологии системного подхода, проведен качественный анализ и теоретическое обобщение. Показано, что модели и стратегии управления корпоративным стилем вуза направлены на обеспечение устойчивости, улучшение имиджа и конкурентоспособности университета. Корпоративный стиль понимается в основном как инструмент повышения конкурентных преимуществ организационной системы. Соответственно, исследуется стратегическое управление процессом создания фирменного стиля организации, разрабатываются теоретические подходы к его формированию и развитию. Отмечено, что определение структуры корпоративного стиля содержит семь основных компонентов: корпоративная коммуникация, дизайн, корпоративная культура, корпоративное поведение, организационная структура, отраслевая идентичность и корпоративная стратегия. Подчеркнуто, что модель, основанная на концепции корпоративной визуальной идентичности, приобретает все большее распространение в практике управления. Выявлено, что в стратегии управления корпоративной идентичностью через продвижение корпоративного стиля важную роль играют визуальные коммуникации с заинтересованными сторонами. Визуальные коммуникации, включая веб-сайты, рассматриваются рядом ученых в качестве новой модели управления корпоративной визуальной идентичностью. Исследователи включают университетские визуальные образы в число основных компонентов корпоративного стиля. Учитывая, что важным компонентом классической модели корпоративного управления традиционно считаются механизмы внутреннего контроля, обозначена роль внутренних аудиторов как ключевого элемента корпоративного управления по активной поддержке корпоративной устойчивости. Раскрыт тезис о том, что взаимосвязь между корпоративной устойчивостью и корпоративной идентичностью исследуется на стратегическом уровне. В то же время на инструментальном уровне рассматривается взаимосвязь между корпоративной устойчивостью и корпоративным стилем как эффективным инструментом управления рисками организационной системы современного университета. Обоснована востребованность дальнейшего формирования теоретической базы исследования проблемы.

Ключевые слова:
корпоративная идентичность, корпоративный стиль, модель визуальной идентичности, корпоративная коммуникация, организационная система
Список литературы

1. Степовик А.Н., Барановская Т.П. Корпоративные стратегии в стиле Agile // Цифровизация экономики: направления, методы, инструменты: сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2021. С. 50–54.

2. Применение корпоративного стиля в новой информационной системе / С.А. Соловьев [и др.] // КОГРАФ-2020: сб. материалов XXX Всерос. науч.-практ. конф. Нижний Новгород, 2020. С. 149–152.

3. Погребицкая М.В., Брындина Е.Ю. О стратегии развития корпоративного сайта университета // Труды университета. 2021. № 4 (85). С. 12–17.

4. Игнатов Д.А. Управление научно-образовательными учреждениями на основе их цифровой и интеллектуальной трансформации // Высшая школа: научные исследования: материалы Межвузовского междунар. конгресса. М., 2024. С. 215–222.

5. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Бахтина С.С., Шеметов А.О., Юдин С.Н. Роль образовательных организаций в реализации концепции устойчивого развития // Кросскультурные аспекты менеджмента в деятельности социально-экономических систем: сб материалов XIX Междунар. науч.-практ. конф. Орел, 2022. С. 233–242.

7. Шведова Л.Е., Меновщикова Е.А., Бекбаева Л.А. Фирменный стиль в условиях современности // МедиаVектор. 2021. № 1. С. 90–93.

8. Tsai Sh. Corporate marketing management and corporate-identity building // Marketing Intelligence and Planning. September 2008. № 26 (6). P. 621–633. DOI:https://doi.org/10.1108/02634500810902866.

9. Abratt R., Mingione M. Corporate identity, strategy and change // Journal of Brand Management. 2017. № 24 (2). P. 129–139. DOI:https://doi.org/10.1057/s41262-017-0026-8.

10. He H. Corporate identity/strategy interface: Implications for corporate level marketing // European Journal of Marketing. February 2008. № 42 (1/2). P. 10–15. DOI:https://doi.org/10.1108/03090560810840871.

11. Corporate strategy / T. Date [et al.] // In book: Implementing Environmental, Social and Governance (ESG) Principles for Sustainable Businesses. 2024. P. 57–67. DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-031-52734-0_5.

12. Субботина Т.Н., Кожина О.А. Современные направления совершенствования внутреннего имиджа в организации // Вектор экономики. 2021. № 10 (64).

13. Кортелева К.К. Основные подходы к разработке корпоративного стиля // Инновационный путь развития как ответ на вызовы нового времени: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2024. С. 73–76.

14. Гиричева С.В., Бурковский П.В. Совершенствование корпоративного стиля управления в организации // Экономика и управление в условиях современной России: сб. материалов IV Национал. науч.-практ. конф. Краснодар, 2020. С. 110–114.

15. Кантарюк Г.В., Половинкина М.Л., Кантарюк Е.А. Роль фирменного стиля и функциональной нагрузки в современной компании // Инновационная экономика и право. 2023. № 2 (25). С. 6–13. DOI:https://doi.org/10.53015/2782-263X_2023_2_6.

16. Кузина Л.Е., Анищенко К.Л. Ключевые аспекты формирования фирменного стиля // Россия и мир: развитие цивилизаций. Инновации и консерватизм: поиск баланса: сб. трудов XII Междунар. науч.-практ. конф. М., 2022. С. 463–467.

17. Анищенко К.Л. Подходы к формированию фирменного стиля: теоретический аспект // Реклама и журналистика: на стыке времен, наук и цивилизаций: сб. материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. М., 2022. С. 198–206.

18. Кагосян А.С., Луганцев Д.Н. Теоретические основы формирования фирменного стиля: аспекты рассмотрения // Вестник ГГУ. 2021. № 1. С. 76–81.

19. Буланцева М.А. Основные методы формирования фирменного стиля компании // Актуальные исследования в условиях геополитической нестабильности: социальные, экономические и правовые аспекты: сб. статей III Всерос. конф. М., 2024. С. 86–88.

20. Сатарова Ю.А. Системный подход формирования корпоративного имиджа для укрепления конкурентных позиций организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 3-3 (66). С. 224–226.

21. Барсукова А.В., Пискорская С.Ю. Формирование корпоративного стиля университета // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 2021. С. 1027–1029.

22. Шило О.Д., Федулова К.А. Корпоративный стиль как средство продвижения кафедры университета // Техническое регулирование в едином экономическом пространстве: сб. статей IX Всерос.науч.-практ. конф. с междунар. участием. Екатеринбург, 2022. С. 188–191.

23. Миронова А.А., Родионова Н.В. Фирменный стиль и его элементы // Научное сообщество студентов: проблемы художественного и музыкального образования: сб. трудов VII Всерос. с междунар. участием студ. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2022. С. 54–59.

24. Подкопаев О.А. Основные элементы фирменного стиля организации // Государственное управление и развитие России: вызовы и перспективы: сб. статей VI Всерос. науч.-практ. конф. Пенза, 2022. С. 247–251.

25. The role of corporate identity management in the higher education sector: an exploratory case study / T.C. Melewar [et al.] // Journal of Marketing Communications. 2018. Vol. 24. №. 4. P. 337–359. DOI:https://doi.org/10.1080/13527266.2017.1414073.

26. Erjansola A.-M., Lipponen J. Corporate visual identity // In book: Elgar Encyclopedia of Corporate Communication. 2024. P. 361–366. DOI:https://doi.org/10.4337/9781802200874.ch59.

27. Голова Н.В. Формирование визуального имиджа компании (современные тенденции графического дизайна) // Державинский форум. 2020. Т. 4. № 13. С. 112–120.

28. Петрова Н.Д., Загоруйко М.В. Фирменный знак и элементы айдентики // Проблемы эргономики в дизайне архитектурной среды: сб. материалов I Всерос. студ. науч.-практ. конф. Саратов, 2021. С. 116–121.

29. Шаманова И.А., Железняк О.Е. Университетская среда и проблемы айдентики // Молодежный вестник ИрГТУ. 2021. Т. 11. № 3. С. 103–113.

30. Калачева И.П., Калачев П.И. Разработка эмблемы образовательного учреждения // Актуальные вопросы инновационного развития Арктического региона Российской Федерации: сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. Архангельск, 2023. С. 521–524.

31. Киселевский О.С., Радченко К.В., Кулдыкова В.В. Выбор и обоснование цветовой схемы корпоративного сайта кафедры // Инженерное образование в цифровом обществе: сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф. Минск, 2024. С. 168–171.

32. Овсянникова Н.В. Роль корпоративной символики в привлечении абитуриентов вузов // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. 2022. С. 298–303.

33. Гоголева И.В., Иванов К.К. Возможности инфографики на примере логотипов // Ларионовские чтения 2022: сб. НИР по итогам науч.-практ. конф. Якутск, 2022. С. 32–37.

34. Программа визуализации и анализа корпоративных данных: cвидетельство о регистрации программы для ЭВМ. RU 2023684310, 14.11.2023. Заявка от 02.11.2023.

35. Скифская А.Л. Формальные и неформальные коммуникации: организационный аспект управления // Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика – 2024: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. Тюмень, 2024. С. 174–177.

36. Mizukoshi K., Mori H. Humanistic corporate accounts on social media: exploring identity construction and authenticity management // Qualitative Market Research An International Journal. 2024. № 27 (3). P. 301–318. DOI:https://doi.org/10.1108/QMR-11-2022-0165.

37. Balogun M. The Mediation of Corporate Website in Corporate Identity and Corporate Image Relationship // SSRN Electronic Journal. 2013. DOI:https://doi.org/10.2139/ssrn.2371941.

38. Integrating corporate governance and forensic accounting: A sustainable corporate strategy against fraud / A. Xanthopoulou [et al.] // Journal of Governance and Regulation. 2024. № 13 (2). P. 327–338. DOI:https://doi.org/10.22495/jgrv13i2siart9.

39. Simões C., Sebastiani R. The Nature of the Relationship Between Corporate Identity and Corporate Sustainability: Evidence from the Retail Industry // Business Ethics Quarterly. 2017. № 27 (3). P. 423–453. DOI:https://doi.org/10.1017/beq.2017.15.

40. Balmer J.M.T. Advances in corporate brand, corporate heritage, corporate identity and corporate marketing scholarship // European Journal of Marketing. 2017. № 51 (5). P. 1462–1471. DOI:https://doi.org/10.1108/EJM-07-2017-0447.

41. Balmer J.M.T. The corporate identity, total corporate communications, stakeholders’ attributed identities, identifications and behaviours continuum // European Journal of Marketing. 2017. № 51 (9). P. 1472–1502. DOI:https://doi.org/10.1108/EJM-07-2017-0448.

42. Awugah S.A., Ansoglenang G., Laar S. Corporate Identity: The Case of the University for Development Studies // Journal of Education and Practice. 2018. Vol. 9. №. 20. P. 39–48.

Войти или Создать
* Забыли пароль?