Россия
Россия
Представлены результаты исследований основных свойств атмосферы, оказывающих влияние на безопасность полетов авиации в экстремальных условиях. Показано, что деление атмосферы на слои с различными физическими свойствами позволяет оценить безопасность визуальных полетов воздушных судов на малых и предельно малых высотах при выполнении специальных авиационных работ. Совершенствование методов получения, обработки и интерпретации полученной информации об основных свойствах атмосферы, оказывающих влияние на безопасность полетов авиации, осуществляется на основе информации о вертикальном профиле показателя преломления атмосферы. Полученные результаты позволяют оценить преломляющие свойства и турбулентность атмосферы для исключения ошибок визуального определения пространственного положения воздушного судна относительно наземных объектов экипажем, выполняющим специальные авиационные работы, а также для информирования экипажей воздушных судов о зонах «болтанки»в экстремальных условиях.
обеспечение безопасности, авиация, стратификация атмосферы, турбулентность атмосферы, «болтанка», показатель преломления атмосферы
1. Закирова Л.З. Влияние экстремальных метеорологических условий на полет вертолета // Вестник Академии гражданской авиации. 2021. № 3 (22). С. 38–45.DOI:https://doi.org/10.53364/24138614_2021_22_3_38.
2. Городниченко И.А., Хамаев Д.В., Солодухин Н.С. Явления погоды как факторы угрозы безопасности полетов воздушных судов // Вестник науки. 2024. Т. 3. № 7 (76). С. 311–317.
3. Никитенко Ю.В., Тарасенко Д.Ю., Ковалеров А.Е. Применение авиациидля ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. № 1-1 (4). С. 382–387.
4. Аржаков М.В. Теория конфликта и ее приложения. Воронеж: Изд-во Кварта, 2005. 252 с.
5. Матвеев М.Г., Михайлов В.В. Оптимизация использования стохастической информации при принятии управленческих решений // Системы управления и информационные технологии. 2006. № 1 (23). С. 85–89.
6. Рыков А.С. Системный анализ: Модели и методы принятия решений и поисковой оптимизации. М.: МИСиС, 2009. 607 с.
7. Анализ факторов, влияющих на безопасность полета беспилотных летательных аппаратов. Причины авиационных происшествий беспилотных летательных аппаратови способы их предотвращения / С.П. Гулевич [и др.] // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2012. № 12. С. 14.
8. Дьячков Д.В., Золотарев О.В. Анализ факторов статистики авиакатастроф на основе исследования множества факторов // Физико-техническая информатика (СРТ2020): материалы 80-й Междунар. конф. Н. Новгород, 2020. С. 289–320.
9. Матвеев Л.Т. Основы общей метеорологии. Физика атмосферы. СПб.: Гидрометеоиздат, 2000. 640 с.
10. Stull R.B. An introduction to boundary layer meteorology. Springer Science & Business Media, 2012. Т. 13.
11. Garratt J.R. The atmospheric boundary layer // Earth-Science Reviews. 1994. Т. 37.№ 1-2. С. 89–134.
12. Day J.A. The Book of Cloud. Sterling Publishing Company, Inc., 2005. P. 127.
13. Баранов A.M. Облака и безопасность полетов. Л.: Гидрометеоиздат, 1983. 203 с.
14. Воробьев В.И. Синоптическая метеорология. Л.: Гидрометеоиздат, 1991. 616 с.
15. Bobrov V.N., Nakhmanson G.S. Seasonal and diurnal variations of the vertical profileof the refractive index in the atmospheric surface layer // Russian Meteorology and Hydrology. 2002.№ 12. P. 27–29.
16. Bobrov V.N., Nakhmanson G.S. The influence of vertical distribution of the atmospheric refractive index on the visual detection of a runaway from an aircraft // Russian meteorologyand hydrology. 2003. № 1. Р. 42–46.
17. Ковадло П.Г., Шиховцев А.Ю. Исследование оптической турбулентности в условиях сильно устойчивой термической стратификации атмосферы // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Науки о Земле. 2015. Т. 12. С. 23–34.
18. Бобров В.Н. Учет информационных ресурсов градиентной атмосферыпри проектировании электронных средств контроля // Проектирование и технология электронных средств. 2013. № 2. С. 51–54.
19. Бобров В.Н., Корчагин В.В. Построение математической модели случайного положения воздушного судна при заходе на посадку // Современные проблемы наукии образования. 2014. № 6. С. 22.