Россия
Россия
УДК 621.43.06 Выхлопные (выпускные) устройства. Отработавшие газы
УДК 504 Науки об окружающей среде. Энвиронментология
На основании критического анализа нагрузочных и термических условий работы дизельного двигателя пожарной автоцистерны в режимах ожидания выезда, движения и подачи воды/пены на пожар обосновывается комплексная методология повышения эффективности окислительного катализа путем применения принудительного электрического разогрева матриц блочного катализатора и рекуперации тепла отработавших газов аккумулятором фазового перехода. Теория оригинальной авторской методологии основана на фундаментальных отечественных разработках гетерогенного окислительного катализа и не противоречит передовой зарубежной практике. Способ повышения эффективности катализа протестирован на пожарных машинах. Приводятся положительные результаты экспериментальных исследований на опытных образцах конверторов-глушителей шума отработавших газов оригинальных конструкций для пожарных автоцистерн с дизелями КамАЗ.
пожарная автоцистерна с дизелем, каталитический конвертор, электроразогрев, аккумулятор тепла фазовых переходов, природоохранная эффективность
1. Мобильная пожарная техника: эволюция и перспективы развития / Д.Г. Мичудо [и др.] // Пожарная безопасность. 2012. № 2. 142–149. EDN PIJAOX.
2. Гавкалюк Б.В., Ложкин В.Н., Смирнов А.С. Теория и практика обеспечения безопасности применения в условиях чрезвычайных ситуаций силовых установок пожарных автомобилей 4-5 поколений // Проблемы управления рисками в техносфере. 2023. № 2 (66). С. 8–15. EDN VRCPVS.
3. Сацук И.В. Закономерности распределения и технического состояния эксплуатируемых пожарных автомобилей по показателям конструктивной безопасности силовых установок // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2022. № 2 (25). С. 31–38. EDN FOUBPE.
4. Этапы и направления создания и производства пожарных автомобилей в современной России / В.И. Логинов [и др.] // Пожарная безопасность. 2022. № 2 (103). С. 51–59. DOI:https://doi.org/10.37657/vniipo.pb.2021.49.96.006.
5. Technological employment of fire-fighting adapter to increase the efficiency of extinguishing forest fires / M. Hnilicová [et al.] // Central European Forestry Journal. 2022. № 68 (4). P. 471–486. DOI:https://doi.org/10.2478/forj-2022-0009.
6. Global emergence of anthropogenic climate change in fire weather indices / J.T. Abatzoglou [et al.] // Geophysical Research Letters. 2019. № 46. P. 326–336. DOI:https://doi.org/10.1029/2018GL080959.
7. Life-cycle assessment to guide solutions for the triple planetary crisis / S. Hellweg [et al.] // Nature reviews earth: & Environment: Springernature. 2023. Vol. 4. Iss. 7. P. 471–486. DOI:https://doi.org/10.1038/s43017-023-00449-2.
8. Научно обоснованный прогноз адаптации сектора автомобильного транспорта к вероятным последствиям изменения климата и возможные сценарии его декарбонизации в Российской Федерации: монография / Ю. Трофименко [и др.]. М.: ООО «Центр транспортных инноваций», Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО, 2022. 134 с.
9. Ложкина О.В., Онищенко И.А. Методика оценки выбросов опасных компонентов отработавших газов при пуске и прогреве двигателей автотранспортных средств в климатических условиях Арктики // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 2020. № 3. С. 30–37. EDN EUMVIW.
10. Real world CO2 and NOx emissions from 149 Euro 5 and 6 diesel, gasoline and hybrid passenger cars / Rosalind O'Driscoll [et al.] // Science of The Total Environment. 2018. Vol. 621. № 15. P. 282–290. DOI:https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2017.11.271.
11. Measurement of Gaseous Exhaust Emissions of Light-Duty Vehicles in Preparation for Euro 7: A Comparison of Portable and Laboratory Instrumentation / V. Valverde [et al.] // Energies 2023. № 16. P. 2561. DOI:https://doi.org/10.3390/en16062561.
12. Ложкин В.Н. Обоснование ожидаемой экологической эффективности оригинального устройства «аккумулятор тепла фазового перехода + каталитический нейтрализатор» для дизельных городских автобусов // 9-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса: сб. докладов Междунар. науч.-техн. конференции. М., 2021. С. 535–544. EDN FPRRNL.
13. Lozhkin V.N. Obosnovanie ozhidaemoj ekologicheskoj effektivnosti original'nogo ustrojstva «akkumulyator tepla fazovogo perekhoda + kataliticheskij nejtralizator» dlya dizel'nyh gorodskih avtobusov // 9-e Lukaninskie chteniya. Problemy i perspektivy razvitiya avtotransportnogo kompleksa: sb. dokladov Mezhdunar. nauch.-tekhn. konferencii. M., 2021. S. 535–544. EDN FPRRNL.