Рассматривается возможность использования энтропии как макропараметра для описания педагогических систем. Приводятся кибернетический, синергетический механизмы самоорганизации систем и условие самоорганизации педагогической системы с использованием «избыточности» Шеннона.
педагогическая система, методы исследования, синергетика, макропараметры, энтропия
1. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: от диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. М.: Мир, 1979. 512 с.
2. Герович В.А. Проблема самоорганизации в кибернетике и искусственном интеллекте. М.: Ин-т истории естествознания и техники АН СССР, Препринт № 32. 1990.
3. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.
4. Лоскутов А.Ю., Михайлов А.С. Основы теории сложных систем. М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2007. 620 с.
5. Князева Е.В. Синергетика об условиях устойчивого равновесия сложных систем. М.: МГУ, 2004.
6. Ферстер Г.О. О самоорганизующихся системах и их окружении // Самоорганизующиеся системы. М., 1964.