В работе приводится методологический подход моделирования физического процесса загрязнения воздушной среды частицами РМ 2.5-РМ 10 при экстремальных (чрезвычайно опасных) дорожно-транспортных и метеорологических условиях, регламентированных в Российской Федерации по шкале максимально-разового химического загрязнения атмосферного воздуха. Описываются физический механизм образования и выноса частиц с поверхности дорожного полотна движущимся транспортным потоком и модель последующего их рассеяния (распространения) в стратифицированной атмосфере. Приводятся данные экспериментальных исследований, подтверждающих экстремальность (чрезвычайность) локальных загрязнений воздуха на автомобильных дорогах взвешенными частицами.
автомагистраль, транспортное средство, взвешенные частицы, опасное загрязнение воздуха, моделирование
1. Доклад об экологической ситуации в Санкт-Петербурге в 2013 г. / под ред. И.А. Серебрицкого. СПб.: ООО «Единый строительный портал», 2014. 173 c.
2. WHO Air quality guidelines for particulate matter, ozone, nitrogen dioxide and sulfur dioxide - Global update 2005. Summary of risk assessment. (WHO/SDE/PHE/OEH/06.02). WHO, 2006. 22 p.
3. Директива № 2008/50/ЕС Европейского Парламента и Совета о качестве атмосферного воздуха и мерах его очистки. Европейский союз. Страсбург, 2008.
4. National Ambient Air Quality Standards for Particulate Matter; Final Rule. Federal Register. // Rules and Regulations ENVIRONMENTAL PROTECTION AGENCY. 2006. Vol. 71. № 200. 17 оctober.
5. Гигиенические нормативы ГН 2.1.6.2604-10. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест: Дополнение № 8 к ГН 2.1.6.1338-03. М.: Минздрав России, 2010.
6. Lozhkin V.N., Lozhkina O.V. Estimation of road transport related air pollution in Saint Petersburg using European and Russian calculation models // Journal Contents lists available at Science Direct «Transportation Research Part D». 2015. № 36. p. 178-189.
7. Пшенин В.Н. Загрязнение воздуха мелкодисперсными частицами около автомобильных дорог // III всерос. дорожный конгресс «Модернизация и научные исследования в дорожной отрасли»: сб. науч. тр. М., 2013. С. 96-104.
8. Ложкин В.Н., Невмержицкий Н.В. О решении обратной задачи моделирования опасного воздействия частиц РМ2,5 и РМ10 в окрестности автомагистрали // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2015. № 2. С. 13-23.
9. Оникул Р.И., Яковлева Е.А. О специфике процессов выноса частиц полидисперсной пыли в атмосферу с участков подстилающей поверхности ограниченных размеров и формирования пыльных поземков // Вопросы охраны атмосферы от загрязнения: информ. бюл. СПб.: НПК «Атмосфера» при ГГО им. Воейкова. 2011. № 1-2 (43-44). С. 53-68.
10. Берлянд М.Е. Современные проблемы атмосферной диффузии и загрязнения атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1975. 448 с.
11. Общесоюзный нормативный документ Госкомгидромета СССР (ОНД-86). Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 93 с.