Рассмотрены актуальные вопросы энергосбережения и правильного выбора режима работы системы вентиляции автодорожного тоннеля № 6 г. Сочи. Решение этой задачи необходимо для надежного воздухоснабжения подземных сооружений, включая метрополитены глубокого заложения и подземные шахты. Доказано, что только за счет перехода от системы нерегулируемого электропривода с изменением угла поворота лопаток на комбинированный способ управления вентиляторами с системой частотного регулирования расширяется зона высоких КПД вентиляторов в области полезного использования установок и снижаются суммарные годовые эксплуатационные расходы более, чем на 3 млн руб. в год.
безопасность, тоннель, энергоэффективность, системы вентиляции, менеджмент
1. Energy management systems-Requirements with guidance for use: Стандарт ISO 50001:2011. Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению. URL: http:www.intertest-iso9001.ru (дата обращения: 11.03.2014).
2. Иванцов В.В. Регулируемый электропривод для центробежного вентилятора ВЦД47У главного проветривания шахт и рудников с преобразователем частоты - 2009 г. // ЗАО «Эрасиб». URL: http:www.erasib.ru (дата обращения: 11.03.2014).
3. Белякова Л.А., Громов В.Н. Целевой энергомониторинг энергоучетных центров транспортных предприятий // Метро и тоннели. 2007. № 4.
4. Усольцев А.А. Частотное управление асинхронными двигателями: учеб. пособие. СПб: СПбГУ ИТМО, 2006.
5. Брусиловский И.В. Аэродинамика осевых вентиляторов. М.: Машиностроение, 1984.
6. Merzoug M.S, Naceri F. Comparison of Field-Oriented Control and Direct Torque Control for Permanent Magnet Synchronous Motor. PWASET. 2008.
7. Об энергосбережении и повышении энергоэффективности: Федер. закон Рос. Федерации от 23 нояб. 2009 г. № 261-ФЗ // Минэкономразвития России. URL: http:www.economy.gov.ru (дата обращения: 11.03.2014).
8. Петров Н.Н. Экономичность действующих вентиляторных установок и пути ее повышения // Автоматическое управление в горном деле. Новосибирск, 1974.