Изложены методологические основы проведения занятий по дисциплине «Основы первой помощи» в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России. Согласно зарубежному и отечественному опыту методология обучения медицинских работников (медсестер и фельдшеров) не подходит для обучения пожарных и спасателей (не медиков), поскольку за короткий промежуток времени сформировать медицинское мышление невозможно. Подготовка по данной дисциплине в непрофильном (немедицинском) вузе должна быть основана на иных принципах, какими являются алгоритмизация, стандартизация и отработка практических навыков до автоматизма.
основы первой помощи, методологические основы
1. Коннова Л.А., Лоскутов Ю.Н., Анисимов В.Н. Медико-профилактические аспекты эффективности и безопасности работы противопожарной и аварийно-спасательной службы // Военно-медицинский журнал. 1994. № 3. С. 18-20.
2. Коннова Л.А. Основы безопасного ведения первоочередных аварийно-спасательных работ при тушении пожара в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера // Научные идеи, направления, традиции: сб. СПб.: С.-Петерб. ин-т ГПС МЧС России. 1996.
3. Артамонов В.С., Коннова Л.А. Медицинские аспекты полифункциональной деятельности Государственной противопожарной службы // Вестник С.-Петерб. ин-та ГПС МЧС России. 2004. № 4. С. 101-106.
4. Артамонов В.С., Коннова Л.А. Проблема медицинской подготовки пожарных в аспекте расширения функций ГПС МЧС России // Гражданская защита. 2004. № 4.
5. Авдеева В.Г. О системе подготовки и технологиях интенсивного обучения спасателей Государственной противопожарной службы МЧС России оказанию первой помощи по поддержанию жизни пострадавших при чрезвычайных ситуациях // Пожаровзрывабезопасность. 2003. № 2. С. 44-46.
6. Сахно И.И., Жуков А.А., Воропаев А.В. Пути совершенствования подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях // Военно-медицинский журнал. 2003. № 6. С. 49.
7. Бубнов В.А. Очевидец происшествия становится спасателем. Пути повышения эффективности обучения ПМП // Гражданская защита. 2005. № 9. С. 49.
8. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. Симуляционное обучение в медицинском образовании - переломный момент // Фундаментальные исследования. 2011. № 10-3. С. 534-537.
9. Вульферт В.Я. Имитационные методы активного обучения: учеб. пособие. 2-е изд., испр. Новосибирск, 2011. 96 с.
10. Тимофеева С.С. Тренинговые технологии в обучении студентов направления «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2015. № 3. С. 63-67.
11. Коннова Л.А., Балабанов В.А., Артамонова Г.К. Основы первой помощи: учеб. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России. 2015. 161 c.
12. Коннова Л.А. Социальные и медицинские аспекты проблемы внезапной сердечной смерти // Вестник С.-Петерб. ин-та ГПС МЧС России. 2005. № 1.
13. Митина Н.А., Нуржанова Т.Т. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы // Молодой ученый. 2013. № 1. С. 345-349.
14. Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: командно-ориентированное обучение (ТBL - Team-Based Learning), элементы интерактивного обучения в разборе отдельных тем: учеб. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 272 с.