Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России (кафедра теории и истории государства и права, доцент)
Россия
В представленном исследовании проводится анализ проблем правового регулирования водолазных работ, проводимых в МЧС России. Делается вывод о недостаточности правового регулирования указанных работ. Акцентируется внимание на необходимости разработки Федерального закона «О правовом регулировании водолазных работ в Российской Федерации». На сегодняшний день имеется необходимость в создании новой системы подготовки и обучения водолазных кадров в Российской Федерации, в разработке базовой программы подготовки и повышения квалификации водолазов-профессионалов по единым стандартам для каждой категории. Указываются причины недостаточно высокого результата нормотворческой деятельности по водолазному делу в России.
водолазные работы, водолазные спуски, водолазное дело, водолазная деятельность, водолаз, водолазная медицина, профессиональный стандарт «Водолаз»
Анализ нормативных правовых актов, регулирующих водолазные работы, показывает, что правовое регулирование таких работ в системе МЧС России осуществляется
на основании Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, Указа Президента Российской Федерации от 4 ноября 2022 г. № 798, которым детализирован
порядок организации и выполнения водолазных работ и спусков в МЧС России, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1073.
© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2023
Что касается ведомственного регулирования, то в приложении № 6 к Правилам
по охране труда при проведении водолазных работ, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. № 922н, отдельной строкой предусматривается «Характер водолазных работ в зависимости от вида профессиональной деятельности», где к спасательным водолазным работам отнесены работы по ликвидации последствий в чрезвычайных ситуациях в системе МЧС России и в интересах служб спасания.
Хотелось бы отметить, что на этом какое-либо правовое регулирование вне сферы МЧС России заканчивается.
Приказами МЧС России, Минтранса России, Минобороны России, МВД России, Минсельхоза России, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Минэкономразвития России и ФСБ России от 11 апреля 2006 г. №№ 223/42/152/252/113/ 72/270/92/143 создана Межведомственная комиссия по водолазному делу, которая обеспечивает проведение согласованной научно-технической политики в водолазном деле, создании водолазных снаряжений, средств обеспечения водолазных спусков и работах методами кратковременных и насыщенных погружений, в том числе международном сотрудничестве в этих направлениях.
Здесь представляется необходимым остановиться на том факте, что в соответствии
с п/п «б» п. 14 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157, п/п 3
п. 20 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, абз. 3 п. 7 и абз. 3
п. 7(1) Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, в целях приведения нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации
в соответствие с законодательством Российской Федерации издан приказ МВД России
от 10 января 2023 г. № 2, в соответствии с которым приказы МВД России от 15 февраля 2011 г. № 73 и от 20 февраля 2014 г. № 108 признаны утратившими силу.
Таким образом, вместо водолазной службы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации стала функционировать водолазная служба Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации с ее нормативным регулированием.
Анализ нормативных правовых актов показывает, что на сегодняшний день имеется необходимость в создании новой системы подготовки и обучения водолазных кадров
в Российской Федерации, в разработке базовой программы подготовки и повышения квалификации водолазов-профессионалов по единым стандартам для каждой категории –
от первичной квалификации до высшей, а также с учетом международного опыта. Разработка таких программ должна основываться на действующих нормативных документах, однако сегодня они далеки от совершенства, имеют противоречия, мешающие качественной подготовке профессиональных водолазов. Безусловно, все проблемы нормативного регулирования негативным образом сказываются на качестве профессиональной подготовки и переподготовки водолазов.
Сегодня в действующих документах нет единства требований к организации водолазных спусков и работ, к водолазным квалификациям, квалификационным требованиям к водолазам, к квалификационным и контролирующим органам, к организации водолазных служб, обязательным ежегодным нормам спусковых часов, рабочим режимам декомпрессии, режимам лечебной рекомпрессии и т.д. Остались без внимания вопросы страхования водолазного труда, социальной защищенности и медицинской реабилитации водолазов.
В стране фактически отсутствует документ, регламентирующий оказание медицинской помощи по профилю «водолазная медицина» и при заболеваниях, связанных
с воздействием повышенного давления окружающей газовой и водной среды [1].
Вступивший в силу профессиональный стандарт «Водолаз», утвержденный
и введенный в действие приказом Минтруда России от 31 октября 2017 г. № 765н
«Об утверждении профессионального стандарта «Водолаз», утратил силу с 1 марта 2023 г.
в связи с изданием Приказа Минтруда России от 8 августа 2022 г. № 471н, утвердившего новый профессиональный стандарт Минтруда от 31 октября 2017 г. № 765н, вызывает множество проблем и противоречий в правовом регулировании водолазных работ и спусков.
Причин много как объективных, так и субъективных, следствие одно – почти все законодательные документы мало соответствуют реалиям и требуют если не полной замены, то как минимум кардинального пересмотра либо значительных изменений.
Вступивший в силу профессиональный стандарт «Водолаз» разрабатывался, казалось бы, для совершенствования водолазного дела в стране и поддержки профессии водолаза.
«Достандартная» нормативная база разграничивала конкретные виды водолазных работ и полномочия по руководству водолазными спусками в соответствии
с установленными разрядами, которые характеризовали сложность выполняемых работ. Например, первый квалификационный уровень, начиная с которого водолаз получал право руководить водолазными спусками, – шестой разряд. В новом стандарте это четвертый квалификационный уровень – начальный для водолаза.
Профессиональная водолазная деятельность в стране находится в состоянии вялотекущего процесса. Нерешенными являются такие вопросы, как:
– отсутствие комплексного подхода к развитию водолазного дела в Российской Федерации;
– недостаточность необходимой нормативной правовой базы;
– низкое финансирование работ по созданию, проведению испытаний и техническому обслуживанию водолазной техники;
– отсутствие единой системы подготовки водолазов, согласованной базовой программы подготовки;
– отсутствие единой системы медицинского обеспечения водолазов, сети барокомплексов и системы медицинской реабилитации;
– отсутствие программ и финансирования фундаментальных научных исследований в направлениях развития водолазного дела в Российской Федерации;
– отсутствие органа, осуществляющего руководство и координацию деятельностью водолазными службами министерств, ведомств и коммерческих организаций.
Приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. № 856 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 180403.03 Водолаз» в соответствии с п. 5.2.41 Положения
о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 180403.03 Водолаз.
Признан утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 1259 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 180403.03 Водолаз».
Далее, обратимся к ведомственному правовому регулированию. Так, приказом МЧС России от 14 января 2013 г. № 10 утверждены нормы часов работы под водой (спусков) военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, замещающих воинские должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает выполнение водолазных работ под водой (нахождение в водолазных барокамерах под повышенным давлением), при выполнении которых выплачивается ежемесячная надбавка
за особые условия военной службы.
Приказом МЧС России от 25 ноября 2016 г. № 624 в п. 3.15. предусмотрены нормы наработки (сроки службы) до капитального ремонта и списания водолазной техники, экипировки и оборудования для обеспечения водолазных работ.
Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 в п. 21 установлено, что факт проведения работ по спасанию тонущих, поиску и подъему погибших фиксируется
в журнале водолазных работ либо в ином документе и подписывается руководителем спуска, представителем правоохранительных органов, а в его отсутствие – спасенным, родственниками или свидетелями.
Приказом МЧС России от 23 января 2013 г. № 37 утвержден Перечень воинских должностей в спасательных воинских формированиях МЧС России, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает выполнение водолазных работ под водой (нахождение в водолазных барокамерах под повышенным давлением).
Приказом МЧС России от 10 февраля 2021 г. № 70 регламентируется порядок ведения журналов учета водолазных работ с указанием сроков их хранения.
Приказом МЧС России от 8 декабря 2020 г. № 919 предусмотрено, что замещающим воинские должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает выполнение водолазных работ под водой (нахождение в водолазных барокамерах под повышенным давлением), при условии выполнения норм часов работы под водой (спусков), установленных приказом МЧС России от 14 января 2013 г. № 10, для исчисления выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, выплачивается 50 % оклада по воинской должности.
В п. 19 приказа МЧС России от 4 сентября 2013 г. № 585 указывается, что при проведении работниками оперативного состава военизированных горноспасательных частей отдельных видов работ (водолазных, верхолазных или при работе в зоне высоких температур) учет их рабочего времени производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В приказе МЧС России от 12 марта 2018 г. № 99 нашло отражение водолазное оборудование, применяемое аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями.
В распоряжении МЧС России от 31 августа 2020 г. № 633 раскрываются особенности подготовки спасателей-водолазов мобильных водолазных групп к выполнению глубоководных водолазных спусков на договорной основе.
В 2015 г. инициативная группа (под руководством «Ассоциации водолазов», базирующейся в Санкт-Петербурге) взялась разрабатывать документ «Положение
об организации водолазного дела в Российской Федерации», который, по обещаниям инициаторов-разработчиков, должен был заменить все предыдущие законодательные водолазные документы. Однако в результате проект не удался.
Исчерпывающий ответ в своем письме в феврале 2016 г. дал заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации, куда был направлен подготовленный проект документа. Оказалось, что, во-первых, никто не просил разрабатывать данный документ (то есть установленный регламент был нарушен), во-вторых, его содержание не соответствует названию, в-третьих, Минтруд готов сам вести разработку профессионального стандарта «Водолаз», который должен был быть разработан во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации № 487 от 31 марта 2014 г.
Здесь обнаруживается, что стандарт разделяет водолазное дело не по видам работ, как было ранее, – аварийно-спасательные, аварийные, подводно-технические, судовые, судоремонтные и судоподъемные, а по сложности этих работ. При этом если внимательно рассмотреть уровни сложности водолазных работ, положенные разработчиками в основу разделения стандарта на квалификационные уровни, то, с одной стороны, это ничем
на практике не подтвержденные характеристики различных работ – «низкой», «средней» и «высокой» сложности, с другой стороны, перечень полномочий, возлагаемых на водолаза, например, с пятым и шестым квалификационными уровнями, «уводит» его в другие профессии. Так, водолаз пятого квалификационного уровня по своим полномочиям, требованиям к знаниям и навыкам – это уже руководитель структурного подразделения, минимум старшина водолазной станции, а с шестым квалификационным уровнем – водолазный специалист со всем набором инженерных знаний и навыков [2].
Введением квалификационных уровней вновь взвинчивается несколько утихшее в последнее время противостояние между квалификациями «класс-специализация» и «разряд». Добавляемые стандартом уровни (подуровни) квалификации, в соответствии с п. 1.3 приказа Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н, содержат описание показателей «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации». Оценить соответствие профессиональной функции «руководство водолазными спусками» уровню квалификации несложно. Необходимо сопоставить «Полномочия и ответственность» с перечнем обязанностей руководителя водолазного спуска, зафиксированным в п. 2.2.4 «Межотраслевых правил по охране труда при проведении водолазных работ». Эти обязанности в полной мере соответствуют описанию «Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач». Однако для реализации этих положений в стране необходимо полностью перестроить систему профессиональной подготовки водолазов.
Организации, осуществляющие профессиональную подготовку водолазов, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г.
№ 23, должны использовать вступивший в силу профессиональный стандарт при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, а затем реализовать через систему профессионального обучения по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Основная причина недостаточно высокого результата нормотворческой деятельности по водолазному делу в России – непрофессиональное управление процессом законотворчества. Решить эту проблему, по мнению автора, можно, создав профессиональный, реально работающий экспертный орган с обязательным вовлечением в него активной части профессиональных водолазов, особенно из коммерческих структур, которые сегодня составляют абсолютное большинство высокопрофессионального водолазного сообщества. Именно такой независимый совет способен привести нормативную базу водолазного дела в актуальное современное состояние. Качественные нормативные документы во многом решат и проблему качества образования в области водолазного дела, поскольку образовательные программы будут опираться на нормативные требования [1].
Обозначенные проблемы свидетельствуют о том, что назрела острая необходимость в государственной программе по реформированию и развитию водолазной отрасли –
с достойным финансированием и каждодневным руководством этими работами, которая будет опираться на новую нормативную базу, учитывающую всю специфику водолазного труда, особенно когда он осуществляется на промышленных объектах определенной категории опасности.
Итак, правовое регулирование водолазных работ осуществляется на федеральном уровне Трудового кодекса Российской Федерации, некоторыми Федеральными законами, перечень которых ограничен указами Президента Российской Федерации и приказами федеральных органов исполнительной власти – МЧС России, Минтруда России, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России.
Отсутствие специальной нормативно-правовой базы, регулирующей данный вид профессиональной деятельности, а также обеспечение единства требований оценки профессиональной компетентности и квалификации работника диктуют необходимость принятия Федерального закона «О правовом регулировании водолазных работ в Российской Федерации», которым будет предусмотрен широкий спектр вопросов, не урегулированных
на сегодняшний день: понятие водолазных работ; водолазное дело; водолазный метод; подводные работы; правовой статус водолазов; гарантии и компенсации; описание областей профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для
их выполнения компетенций по квалификационным уровням, сами квалифицированные уровни, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда; руководство мероприятиями по организации, обеспечению и производству водолазных спусков и работ и др.
Основными сферами применения указанного федерального закона станет решение:
– широкого круга задач в области управления персоналом (разработка стандартов организаций, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор, подбор и аттестация персонала; планирование карьеры);
– определение процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований
к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);
– оценка квалификаций граждан;
– формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.
Развитие водолазного дела диктуется необходимостью решения следующих государственных задач:
– обеспечения выполнения специальных задач в области обороны, охраны государственной границы Российской Федерации в подводной среде, охраны важных прибрежных государственных объектов и антитеррористической деятельности;
– ведения поиска и аварийно-спасательных водолазных работ в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с терпящими бедствие кораблями и судами, затонувшими объектами и спасением людей на море и акваториях водных бассейнов;
– совершенствования и развития научного комплекса, сил и средств, обеспечивающих исследования морской среды и ресурсов Мирового океана;
– разведки и разработки минеральных ресурсов, находящихся на дне Мирового океана, в его недрах и в покрывающих водах, в том числе нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе;
– прокладки подводных переходов линий связи, электроэнергии и продуктопроводов по дну водных акваторий и их обслуживания;
– проведения специализированных исследований, мониторинга и добычи морских биологических ресурсов, организации производства и добычи морепродуктов;
– строительства и обслуживания гидротехнических сооружений;
– подъема затонувших объектов;
– организации безопасности подводной деятельности, включая любительское подводное плавание (дайвинг) и развивающейся сферы туристского продукта – подводный туризм.
Основными задачами водолазных спусков и подводных работ, по мнению автора, являются:
– аварийные – работы, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за исключением работ, относящихся к аварийно-спасательным;
– подводно-технические – работы, выполняемые водолазами на объектах капитального строительства, при обследовании, строительстве, техническом обслуживании и ремонте подводных частей гидротехнических сооружений, специальных инженерных сооружений, подводных коммуникаций и продуктопроводов, дноуглубительные и дноочистительные работы на внутренних водных путях и водных объектах;
– работы на морских нефтегазовых промыслах – работы, выполняемые водолазами при строительстве и эксплуатации морских буровых платформ, трубопроводов и других коммуникаций на морских нефтегазовых месторождениях в прибрежной и морской акватории шельфа Российской Федерации.
– судовые (корабельные) и судоремонтные – работы, выполняемые водолазами при осмотре, очистке от обрастания и устранении повреждений подводной части корпуса судна
и его подводных устройств, осмотром места стоянки, а также работы внутри затопленных отсеков при борьбе за живучесть судна (корабля);
– судоподъемные – работы, выполняемые водолазами при обследовании затонувшего объекта (судна, предметов техники и т.п.), подготовке его к подъему, в процессе подъема
и постановки его на плав или твердое основание (отмель, берег и т.п.);
– аварийно-спасательные – работы, выполняемые водолазами при оказании помощи судам (кораблям), терпящим бедствие, и при аварийном приводнении воздушных судов, космических аппаратов;
– научные – работы, выполняемые водолазами по проведению и обеспечению научных исследований;
– обследование и очистка дна акваторий – работы, выполняемые водолазами при обследовании и очистке дна акваторий и водных объектов для массового отдыха;
– промысловые – работы, выполняемые водолазами по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, включая наблюдению за орудиями промышленного рыболовства,
а также по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов;
– спасательные – работы, выполняемые водолазами, связанные со спасанием людей
на воде и под водой;
– специальные – работы, выполняемые водолазами для обеспечения различных видов испытаний новых образцов водолазной техники, работы с использованием водолазной техники специального назначения, работы по поиску, обследованию, мониторингу, подъему, уничтожению подводных потенциально опасных объектов, а также работы, связанные
с обеспечением охраны государственной тайны.
К основным направлениям развития водолазного дела в Российской Федерации следует отнести:
– разработку нормативных правовых документов, регламентирующих организацию водолазного дела, его всестороннее обеспечение и социальную защищенность людей, работающих в условиях повышенного давления окружающей среды. Особое внимание следует уделить соответствию российской системы водолазных работ международным нормам. В свете интенсивного освоения шельфовых месторождений нефти и газа
и прокладки магистральных трубопроводов по дну морей, в том числе и в международных водах, следует ожидать расширения кооперации с иностранными компаниями. Кроме того, учитывая тенденцию интеграции России в европейское сообщество, целесообразно привести российскую нормативную базу в соответствие с международными стандартами;
– эффективное использование водолазных технологий при подводных спусках
и работах, основывающихся на применении современной водолазной техники, накопленного отечественного и зарубежного опыта;
– строительство судовых водолазных комплексов для обеспечения водолазных
и спасательных работ на глубинах от 60 до 500 м;
– возобновление научных и исследовательских работ по освоению водных глубин
и медицинскому обеспечению людей, работающих в условиях повышенного давления окружающей среды;
– совершенствование системы обучения и повышения квалификации водолазного состава с учетом отечественного и международного опыта;
– создание системы медико-санитарного обеспечения водолазов, а также граждан, пострадавших от воздействия повышенного барометрического давления в результате аварий, чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф с локальной сетью стационарных
и передвижных барокомплексов;
– создание Федерального и межведомственных гипербарических центров в Федеральных округах;
– создание системы медицинской реабилитации водолазов-глубоководников, водолазов, перенесших профессиональные заболевания и травмы;
– создание системы оказания специализированной баромедицинской помощи лицам, получившим профессиональные водолазные заболевания и травмы, в том числе любителям подводного плавания (с установлением механизма финансовых взаиморасчетов).
В сфере научно-исследовательской деятельности по вопросам медико-санитарного обеспечения актуальны на сегодняшний день:
– разработка новых методов профилактики и лечения профессиональных заболеваний водолазов;
– совершенствование имеющихся и создание новых научно-исследовательских барокомплексов (стационарных, передвижных, переносных, модульных, способных изменять конфигурацию и состыковываться с другими типами), оснащенных современными системами жизнеобеспечения и проведения исследований;
– разработка медико-технических требований, санитарно-гигиенических норм и правил
к водолазной технике и применению водолазного труда;
– создание системы телемедицины и оперативной связи Федерального центра баромедицины с бароцентрами федеральных округов и крупных ведомственных бароцентров (Минобороны России, Росгвардии, МЧС России);
– разработка новых методов баротерапии, лечения и реабилитации искусственными дыхательными газовыми смесями на основе кислорода, гелия, аргона, ксенона, криптона, азота при нормальном и повышенном давлении.
По мнению автора, необходимо провести научные исследования и работы, направленные на:
– формирование Федеральной целевой программы по развитию водолазного дела
и его глубоководной компоненты в России с финансированием исследований в области водолазной физиологии, технологий и средств выполнения глубоководных водолазных работ;
– восстановление в полном объеме кооперации министерств и ведомств и возобновление финансирования научных исследований в области водолазной и гипербарической тематики
на государственном уровне;
– выполнение НИОКР, связанных с развитием водолазного дела в министерствах
и ведомствах страны, внедрением новых технологий и средств выполнения водолазных
и подводно-технических работ;
– разработку нормативных документов;
– разработку комплексных методов водолазных работ с использованием гидроакустических систем поиска и телеуправляемых подводных аппаратов;
– проверку и адаптацию зарубежных технических и методологических разработок, технических средств, снаряжения и оборудования к российским условиям.
Не лишним, с точки зрения автора, будет являться разработка Концепции развития водолазного дела в Российской Федерации на период до 2035 г. [3]. Следует повысить эффективность проведения расследования и предупреждения несчастных случаев в ходе водолазных работ [4]. Стоит обратить внимание на создание общественных организаций, которые создаются в регионах и начинают попытки саморегулирования [5].
1. Алексейцев П.С., Курило Ю.А. Система подготовки водолазов нуждается в реформировании // Гидротехника. 2019. № 2 (55). С. 30-31. EDN NXVLUY.
2. Киркин В.И., Саетов А.Р., Сергеев В.М. О нормативном обеспечении водолазных работ в России // Гидротехника. 2019. № 1 (54). С. 46-49. EDN BMHFFP.
3. Илюхин В.Н. Стандартизация водолазной техники. Актуальные аспекты // Морской вестник. 2022. № 3 (83). С. 97-100.
4. Семенцов В.Н., Иванов И.В. Водолазная аксидентология как актуальное направление водолазного дела и водолазной медицины // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2018. Т. 52. № 2. С. 60-68.
5. Киркин В.И., Саетов А.Р., Сергеев В.М. О нормативном обеспечении водолазных работ в России // Гидротехника. 2019. № 1 (54). С. 46-49. EDN BMHFFP.