Россия
Россия
Россия
В работе проведен теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по факультативным программам в области научно-исследовательской деятельности. Для подготовки молодых научных кадров МЧС России, предложена авторская программа факультативного обучения научно-исследовательской деятельности «Методика подготовки научных исследований». Описаны цель, задачи, структура и содержание предлагаемой дисциплины, а также критерии оценивания качества защиты итогового научно-исследовательского проекта обучающимися.
авторская программа, обучающийся, факультативный курс, научно-исследовательский проект, формирование способности, критерий
Научная работа обучающихся организации высшего образования (ОВО) – это системная учебная и внеучебная деятельность теоретического и прикладного направлений в области науки, по форме и содержанию соответствующая творческому усвоению знаний [1].
С учетом необходимости формирования у обучающихся МЧС России компетенций познавательной деятельности важным элементом высшего образования является непосредственное привлечение курсантов, студентов и магистрантов в научно-исследовательский процесс.
Авторская программа факультативного обучения научно-исследовательской деятельности под названием «Методика подготовки научных исследований» направлена на поиск талантливой молодежи среди обучающихся ОВО МЧС России. Организованная в данном направлении деятельность даст в будущем позитивный эффект и позволит сохранить интеллектуальную элиту общества.
Научная новизна данной программы состоит не только в закреплении и углублении теоретических знаний в области научно-исследовательской деятельности, приобретении умений и навыков самостоятельной научной работы, публичных выступлений обучающимися (курсантами, студентами и магистрантами), но и в непосредственном участии адъюнктов (аспирантов) в контроле этапов выполнения итогового научно-исследовательского проекта (НИР) обучающимися в роли научных руководителей. Данная модель обучения направлена на создание условий, способствующих адаптации не только обучающихся, но и будущих молодых преподавателей к специфическим условиям организации образовательной деятельности [2].
Методы исследования
Для достижения цели исследования авторами проведен теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования. Подобные факультативные курсы имеют место при получении обучающимися как среднего [3, 4], так и высшего образования [5, 6]. В ходе проведения факультативного курса с целью оценки эффективности будет использован экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализа и обобщения полученных данных.
Курс разработан для курсантов, студентов, магистрантов, которые заинтересованы в дальнейшей карьере ученого, а также для адъюнктов (в роли научных наставников) ОВО МЧС России и рассчитан на 36 ч. Срок реализации программы – один семестр. Курс является продолжением обязательной дисциплины «Основы научных исследований», преподаваемой в ОВО МЧС России [7].
Авторским коллективом были использованы материалы, касающиеся разработки учебных программ дисциплин в условиях дистанционной формы обучения средствами электронной информационной образовательной среды, специфику которой отмечали доценты О.А. Губанова и Ю.В. Рева [8, 9].
Целью освоения факультативного курса «Методика подготовки научных исследований» является формирование у обучающихся необходимых способностей по овладению методами подготовки научных исследований.
Задачи факультативного курса «Методика подготовки научных исследований»:
– формирование научного облика обучающихся, приобретение теоретических знаний и практических навыков, необходимых для эффективной организации самостоятельных научных исследований, подготовки и защиты научных результатов;
– обучение учащихся современным методам и технологиям научно-исследовательской работы, правилам написания и оформления научно-исследовательских проектов;
– формирование навыков составления основных научных документов (в том числе публикаций научного характера);
– формирование способности к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач;
– формирование способности подготавливать устное научное выступление по результатам выполненных исследований;
– формирование способности подготавливать публикации по результатам выполненных исследований и учебно-методическую документацию.
Авторская программа факультативного курса «Методика подготовки научных исследований» включает в себя следующий учебно-тематический план (табл. 1).
Таблица 1
Структура и содержание дисциплины
Раздел дисциплины |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости |
||
Лекции |
Практические занятия |
Самостоятельная работа |
||
Планирование самостоятельного научного исследования: 1.1. Введение в дисциплину. 1.2. Формы организации самостоятельной научной деятельности. 1.3. Выбор и обоснование темы исследования |
2 |
2 |
4 |
Опрос |
Научная информация: поиск, накопление и методы обработки: 2.1. Научная информация и ее источники. 2.2. Работа с научными источниками. 2.3. Интеллектуальная собственность и ее защита. 2.4. Выбор метода исследования |
2 |
2 |
4 |
Опрос |
Оформление текста научного исследования: 3.1. Композиционная структура научного исследования. 3.2. Языковое оформление исследовательской работы |
2 |
2 |
4 |
Опрос |
Особенности подготовки устного научного выступления: 4.1. Особенности подготовки устного выступления. 4.2. Особенности создания презентации |
2 |
2 |
4 |
Представление НИР, устного доклада |
Зачет (4 ч) |
– |
– |
– |
Научно-практический семинар |
ИТОГО: |
36 |
Результаты исследования и их анализ
На первом занятии в обязательном порядке проводится предварительное анкетирование и диагностика интересов обучающихся.
Обучение планируется проводить в четыре этапа:
– первый – ознакомление с теоретическими основами курса;
– второй – закрепление теоретических основ курса путем индивидуальной работы обучающегося с закрепленным за ним адъюнктом (выбора направления исследования, дальнейшего самоконтроля, взаимоконтроля и побуждение к поиску);
– третий – практические занятия;
– четвертый (заключительный) – подготовка к публичному выступлению (защите) научно-исследовательского проекта (презентация, выставка научно-исследовательских, творческих работ).
Ориентировочные формы проведения занятий: лекция, беседа, работа с каталогами, работа в группах, проведение лабораторно-практических работ, социологических исследований, тренингов, научных практикумов, консультаций, конспектирование, анкетирование, реферирование литературы, выполнение практических заданий по теме, написание самостоятельных научных исследовательских, творческих работ различных видов, защита исследовательских проектов и др. Формы организации деятельности – групповая и индивидуальная.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать:
– основные принципы организации самостоятельной научной деятельности, связанной со сбором, обработкой и изложением теоретического и практического материала;
– требования, предъявляемые к научному изложению и доказательности;
– особенности языкового и графического оформления научно-исследовательских работ;
уметь:
– применять полученные теоретические знания на практике в процессе непосредственного написания самостоятельного научно-исследовательского проекта;
– аннотировать, конспектировать, реферировать научные тексты;
– на основе полученных знаний самостоятельно ставить исследовательские цели
и задачи, находить адекватные методы их решения, определять объект и предмет исследования;
– уметь работать с научной литературой, справочными и лексикографическими источниками, ресурсами Интернет;
– владеть методикой поиска с применением поисковых систем.
Курс завершается научно-практическим семинаром, на котором обучающиеся выступают со своими докладами, презентациями, защищают научно-исследовательские проекты, отчитываются о научно-исследовательской деятельности. По результатам выполнения и защиты проектов проводится экспертная оценка проектов НИР. Оценивание и ее защиты проводиться отдельно в соответствии с установленными критериями (табл. 2, 3).
Таблица 2
Критерии оценивания качества оформления, выполнения НИР
Критерии оценивания |
Критерий 1 |
Критерий 2 |
Критерий 3 |
Критерий 4 |
Критерий 5 |
неудовлетворительно |
– |
– |
– |
– |
– |
удовлетворительно |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
хорошо |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
отлично |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Примечание:
Критерий 1 – Актуальность темы, практическая ценность, новизна.
Критерий 2 – Объем и полнота разработок, самостоятельность, завершенность, глубина раскрытия темы.
Критерий 3 – Творческий подход, оригинальность раскрытия темы, решений.
Критерий 4 – Аргументированность решений, подходов, выводов.
Критерий 5 – Качество оформления, структура текста, качество рисунков, графиков, схем, таблиц в соответствии со стандартами.
Таблица 3
Критерии оценивания качества защиты НИР
Критерии оценивания |
Критерий 1 |
Критерий 2 |
Критерий 3 |
Критерий 4 |
Критерий 5 |
неудовлетворительно |
– |
– |
– |
– |
– |
удовлетворительно |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
хорошо |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
отлично |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Примечание:
Критерий 1 – Качество доклада: аргументация выбора темы исследования с учетом собственного вклада исследователя, полнота представления проекта и аргументированность решений, выводов, подходов.
Критерий 2 – Объем и глубина знаний по теме (предмета), эрудированность, наличие межпредметных связей.
Критерий 3 – Представление проекта: культура речи, четкость, логичность, лаконичность, достаточность и правильность изложения материала, манеры, использование наглядности, ощущение времени (не более 15 мин), удержание внимания аудитории, импровизация.
Критерий 4 – Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, приветливость.
Критерий 5 – Деловые и волевые качества докладчика: умение быстро принимать решения, готовность к дискуссии, контактность.
Определению психолого-педагогических условий, необходимых для качественной реализации программы факультативного курса «Методика подготовки научных исследований» способствовали работы доцентов В.В. Михайловой и В.А. Михайлова, где отмечалась важность индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и высокая степень готовности преподавателей к эффективному взаимодействию [10, 11].
Заключение
Реализация «Методики подготовки научных исследований» предполагает четыре этапа.
На первом «проектировочном» осуществляется проектирование уровня сформированности необходимых навыков, исследовательских качеств.
На втором «познавательном» предполагается уяснение отличий в усвоении программы курса и разработка рекомендаций по самосовершенствованию учебно-исследовательской работы.
На третьем «деятельном» этапе задействуются методы, средства, формы стимулирования обучающихся к овладению всех разделов программы. На «корректировочном» четвертом этапе изучаются полученные результаты посредством оценки уровня подготовленности, проводится корректировка процесса подготовки, оказывается помощь в планировании дальнейшего самосовершенствования.
Для достижения цели освоения курса необходимо обеспечить обучающихся доступом к современным информационным поисковым и справочным системам, профессиональным базам данных, возможностью оперативного обмена информацией с заинтересованными ОВО и другими научными организациями. Важным условием успешной подготовки научного проекта будет являться тождественность областей исследований обучающегося и научного руководителя (адъюнкта, аспиранта).
1. Тарханова И.Ю. Формирование универсальных компетенций обучающихся средствами университетской среды // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 3.
2. Михайлов В.А., Михайлова В.В. Особенности адаптации молодых преподавателей образовательных организаций высшего образования МЧС России к профессиональной деятельности в области пожарной безопасности // Актуальные проблемы обеспечения пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Железногорск, 2021. С. 649-652.
3. Основы научно-исследовательской и проектной деятельности: рабочая программа факультативного курса // Социальная сеть работников образования ООО «Квазар». URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/2015/07/11/rabochaya-programma-fakultativnogo (дата обращения: 26.04.2023).
4. Введение в научно-исследовательскую и творческую деятельность (10-11 класс): авторская программа факультативного курса // ООО «Мультиурок». URL: https://multiurok.ru/files/avtorskaia-programma-fakultativnogo-kursa-vvedenie.html (дата обращения: 26.04.2023).
5. Общеуниверситетские факультативы. Наука и Исследования // Университет ИТМО. URL: https://student.itmo.ru/ru/Science_Research/ (дата обращения: 26.04.2023).
6. Спецкурсы и факультативы для студентов ФПМИ на весенний семестр 2023 г. // Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет). URL: https://mipt.ru/education/departments/fpmi/news/spetskursy_i_fakultativy_dlya_studentov_fpmi_na_vesenniy_semestr_2023_g. (дата обращения: 26.04.2023).
7. Булат Р.Е., Михайлов В.А. Рабочая программа дисциплины «Основы научных исследований». СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России. 2022. 25 с.
8. Губанова О.А. Информационно-педагогические технологии в системе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2008. 27 с.
9. Рева Ю.В., Грешных А.А., Августинова Н.С. Частная методика преподавания учебной дисциплины // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2018. № 4. С. 89-95.
10. Михайлова В.В. Повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2008. 243 с.
11. Михайлов В.А. Дидактические условия повышения эффективности тактико-специальной подготовки курсантов вузов МВД России на основе информационных технологий: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2001. 222 с.