Россия
Россия
Россия
Обоснована важность внедрения интерактивно-практических методов обучения сотрудников МЧС России, приведено обоснование пространственно-временного статистического анализа деятельности на тренажерах, проводимого на основе учёта частоты, трудности и ответственности отдельных действий. Представлен анализ инновационных технологий работы с будущими офицерами, элементы содержания, методики применения средств интерактивно-практического обучения, обоснование психолого-педагогических условий её реализации. Показано, что наиболее сильный мотив освоения пожарно-технической специальности курсантами – интерес к профессии, способствующий развитию самосознания. Обосновано внедрение информационно-дидактических систем обучения на базе компьютерных технологий, в частности тренажёров, работающих по принципу управляемой виртуальной симуляции.
подготовка курсантов, пожарная тактика, пожарно-тактические учения, профессиональная подготовка, интерактивно-практическое обучение
В современном мире наука развивается очень быстро, объём информации, которую обучающимся образовательных организаций МЧС России следует усваивать, увеличивается также стремительно. Это повышает требования к организации учебного процесса, методам
и средствам профессионального обучения. Теорией и практикой организации профессионального обучения установлено, что компетентность будущих офицеров складывается из нескольких компонентов, среди которых, наряду со знаниями, необходимо выделить опыт, навыки и умения [1–3]. Данная триада занимает умы теоретиков и практиков образовательного процесса уже ни одно столетие, но процесс поиска и нахождения истины не имеет конца, поэтому всегда есть место энтузиастам для её поиска. Представленный материал посвящен актуальной проблеме реализации метода интерактивно-практического обучения будущих офицеров пожарно-технического профиля. Несмотря на очевидную необходимость данного подхода в решении задач профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России, в научной литературе мало работ, посвященных полноценному обоснованию путей решения данной проблемы. Это дает основание предположить, что элементы содержания интерактивно-практических методов, методики применения средств интерактивно-практического обучения, обоснование психолого-педагогических условий их реализации до сих пор требуют внимания и нуждаются
в проработке. Данное обстоятельство и определило актуальность представленного исследования.
Методы исследования
В наши дни для развития как творческого, так и интеллектуального потенциала обучающихся образовательных учреждений высшего образования необходимы современные практические методы обучения, особенно, если речь идёт о молодых сотрудниках Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – курсантах [4]. Тенденция внедрения современных практических методов обучения проявляет себя во всех образовательных учреждениях высшего образования МЧС России, поскольку современное общество предъявляет к сотрудникам МЧС России высокие требования, связанные
с выполнением задач по тушению пожаров и организации проведения аварийно-спасательных работ [5]. Требования высоки, ведь от профессионализма сотрудников и качества выполнения ими своих служебных обязанностей напрямую зависит спасение людских жизней в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Для решения проблемной задачи, вынесенной в оглавление статьи, а также для проверки исходных предположений о том, как эту задачу решать, был использован ряд методов, взаимодополняющих друг друга. В частности, анализ и обобщение передового опыта, существующих программ и методических материалов по проблеме реализации интерактивно-практических методов обучения специалистов пожарной безопасности, системный подход, анкетирование личного состава в целях определения ранговой структуры психолого-педагогических условий эффективной реализации интерактивно-практических методов обучения курсантов специальности «Пожарная безопасность».
Результаты исследования и их анализ
Сотрудник МЧС России должен не только обладать огромным багажом теоретических знаний по своей профессии, но и быть подготовленным к практическому применению их в любой обстановке. Опыт, навыки и умения работы с пожарно-тактическим вооружением и оборудованием (ПТВиО), натренированность в вопросе методики спасения людей, извлечения их из-под завалов, оказания первой медицинской помощи – это обязательный компонент профессиональной деятельности. Сотрудник также должен быть тактически подготовленным к тушению пожаров любой сложности [6]. Поэтому при подготовке курсантов пожарно-технического профиля в образовательных организациях МЧС России необходимо использовать самые современные методы обучения, а именно прикладные аспекты занятий с использованием пожарной техники и ПТВиО, то есть интерактивно-практические методы обучения. Проведение пожарно-тактических учений (ПТУ) (рис. 1)
с решением пожарно-тактических задач в моделируемых условиях, максимально приближенных к реальным, а также интерактивные методы решения задач даёт мощный импульс для творческой работы настоящих энтузиастов пожарного дела. Использование таких методов обучения курсантов позволяет совершенствовать их профессиональную подготовку и обеспечивает их становление как компетентных специалистов в системе пожарной безопасности [7].
В связи с этим высоких результатов в служебно-боевой деятельности можно добиться, внедряя интерактивно-практические методы обучения – специальную форму организации познавательной деятельности, способ познания во взаимодействии, осуществляемый в виде совместной деятельности обучающихся с применением интерактивных технических средств. Курсанты обмениваются информацией и вместе решают поставленные преподавателем задачи. Целью такого обучения является создание уникальных условий взаимодействия, которые будут максимально приближены к решению реальных проблем и ситуаций служебно-боевой деятельности, но являющихся весьма нестандартными именно для курсантов [8, 9]. Обучающиеся уже привыкли к «классическим» занятиям, таким как лекции, семинары, лабораторные работы, коллоквиумы. Интерактивно-практические методы проведения делают занятия куда более интересными, а следовательно, и результативными для обучающихся пожарному делу.
Соответственно, в специфике прикладных дисциплин, относящихся к профессиональной подготовке пожарных МЧС России, таких как «Пожарная тактика», «Пожарно-строевая подготовка», «Подготовка газодымозащитника» преподаватели просто обязаны давать учебный материал в соответствии с методикой проведения интерактивно-практических занятий. Более того, организуя ПТУ, в которых сможет принять участие большое количество курсантов, должны быть хорошо продуманы роль и место каждого в интерактивном по своей сути занятии. Например, весь курс в целом принимает участие в интерактивном занятии. При этом будут распределены роли участников тушения пожара – руководители тушения пожара (РТП), начальник штаба, начальник тыла и т.д., а также будут назначены статисты, такие как «пострадавшие», «руководство объекта, на котором произошёл пожар», и даже обычные прохожие, которые могут неожиданно дать РТП важную информацию. Любую относящуюся к делу информацию необходимо будет проработать в рамках тушения пожара. Это может быть информация о наличии пострадавших в каком-либо помещении здания. Также большое внимание важно уделять обучению радиообмена на пожаре, о чём иногда забывают организаторы учений.
Также не менее объёмным, но эффективным с точки зрения практики подготовки профессионалов, будет внедрение информационно-дидактических систем обучения на базе компьютерных технологий. Воплощением одной из таких технологий является разработанный и применяемый для обучения курсантов в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России тренажёрный комплекс «Криптон» (рис. 2). Этот тренажёр, работающий по принципу управляемой виртуальной симуляции, предназначен для интерактивного обучения и получения навыков тушения пожаров как отдельным обучающимся, так и совместными действиями групп обучающихся с возможностью моделирования и имитации ЧС на виртуальных объектах.
Управляя тренажёрным комплексом, преподаватель не только моделирует ситуации и ставит задачи обучающимся, но и может наблюдать за ними, подсказывать, направлять и даже вносить корректировки и дополнительные сложности для курсантов прямо в процессе их работы в виртуальной реальности.
Рассматривая конкретно интерактивно-практический аспект, тренажёрный комплекс «Криптон» может быть полезен не только, когда есть необходимость провести совместную тренировку двух и более курсантов, но также когда ЧС просто невозможно смоделировать
в реальной ситуации, а также нет возможности выехать на реальный объект. Примером такой ЧС может послужить возгорание легковоспламеняющейся и горючей жидкостей в резервуаре на нефтеперерабатывающем заводе или, например, пожар элеватора.
В результате опроса курсантов пятого курса факультета инженерно-технического (46 чел.) была выявлена ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для продуктивной реализации интерактивно-практических методов освоения специальности «Пожарная безопасность».
Первое ранговое место с ранговым показателем в 16,8 % у респондентов получило такое условие, как «Высокая степень готовности преподавателей к взаимодействию с каждым курсантом по реализации интерактивно-практических методов обучения».
Второе ранговое место с ранговым показателем в 15,6 % у респондентов получило такое условие, как «Совершенствование содержания психолого-педагогической подготовки преподавателей выпускающих кафедр специальности «Пожарная безопасность» для эффективной индивидуальной работы с выпускниками.
Третье ранговое место с ранговым показателем в 14,3 % у респондентов получило такое условие, как «Повышение уровня профессиональной и психологической готовности выпускников к условиям неопределенности во многих сферах пожарной безопасности».
Последнее, восьмое, ранговое место с ранговым показателем в 6,8 % у респондентов получило такое условие, как «Высокий уровень педагогической культуры и авторитета преподавателей университета».
Как показывают результаты исследования, профессиональное развитие и состоятельность выпускников университета по специальности «Пожарная безопасность» обеспечивается,
в том числе, и применением интерактивно-практических методов обучения.
Правильная оценка профессиональных способностей курсантов должна строиться в определенном порядке, в котором особенности личности представляются наиболее важными [10–12]:
– понимание психологической структуры конкретной профессиональной деятельности;
– сопоставление с этими особенностями разносторонне исследованной личности курсанта-выпускника;
– вынесение умозаключения на основе сопоставления этих двух структур с обязательным учетом компенсаторных возможностей личности выпускника.
Заключение
На катастрофических и сложных пожарах промышленных объектов, как нигде, важна слаженность действий участников тушения пожаров и подразделений в целом, а, следовательно, практическое обучение сотрудников должно проходить исключительно
в интерактивном формате, чтобы они учились передавать оперативную информацию, принимать взвешенные решения и слаженно регулировать боевые действия по тушению пожаров.
В тех условиях, в которых сотрудники МЧС России выполняют свой служебный долг, отсутствие опыта работы так же недопустимо, как и отсутствие знаний и понимания буквально всех особенностей рабочих процессов. Это говорит о том, что при подготовке
и в процессе профессиональной переподготовки сотрудников как младшего начальствующего состава, так и будущих офицеров следует руководствоваться принципом «учить тому, что необходимо в бою с огнем». Командиры и начальники, которые становятся во главе пожарно-спасательных подразделений, в условиях ЧС будут отвечать не только за свою жизнь, но и за жизни подчинённых и пострадавших. Представляется, что именно поэтому важную и преобладающую роль в обучении должны играть практика, учения и тренировки, а также интерактивно-практические занятия, которые позволят офицерам пожарно-спасательного профиля научиться слаженно и грамотно взаимодействовать в условиях неопределенности и высокой степени риска.
1. Грешных А.А., Рева Ю.В. Применение методов проблемного обучения в преподавании учебных дисциплин // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2020. № 4. С. 207-210.
2. Михайлов В.А., Михайлова В.В. Педагогические условия формирования сознательного оптимизма у будущих руководителей пожарно-спасательных подразделений // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Современные методы и технологии предупреждения и профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций: материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2019. С. 242-244.
3. Рева Ю.В. Модель деятельности преподавателя университета Государственной противопожарной службы МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. 2016. № 1 (37). С. 132-137.
4. Клюй В.В. Современные проблемы организации тушения пожаров на объектах здравоохранения // Природные и техногенные риски. 2017. № 2 (22). С. 23-30.
5. Головенко В.Р. Пожарно-техническое вооружение и оборудование, применяемое при ликвидации аварий воздушных судов // Профессиональное юридическое образование и наука. 2022. № 4 (8). С. 20-26.
6. Губанова О.А. Информационно-педагогические технологии в системе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России. 2008. 27 с.
7. Губанова О.А., Агеев П.М., Сурмило С.В. Психолого-педагогические основы воспитания лидерских качеств курсантов МЧС России // Науч.-аналитич. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2021. № 3. С. 132-136.
8. Исаева Н.Н., Рябцев Э.В. Формирование коллективизма у курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации. 2021. № 1 (14). С. 19-23.
9. Исаева Н.Н. Методика подготовки офицеров курсантских подразделений к эффективной деятельности по формированию учебного коллектива // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 1 (50). С. 409-412.
10. Михайлов В.А. Дидактические условия повышения эффективности тактико-специальной подготовки курсантов вузов МВД России на основе информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России. 2001. 22 с.
11. Хвеженко С.П., Дубнякова А.И. Анализ исследований в области мотивационных предпочтений сотрудников ОВД // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 4 (36). С. 184-188.
12. Features of modern distance learning for students / S.S. Demtsura [et al.] // J. Revista espacios. 2020. Vol. 41 (48). Art. 2. P. 17-27.