К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-КУРАТОРОВ В ЛЕНИНГРАДСКОМ ОБЛАСТНОМ ФИЛИАЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены особенности организации работы преподавателей-кураторов в высших учебных заведениях системы МВД России, в частности специфика организации их деятельности в Ленинградском областном филиале Санкт-Петербургского университета МВД России. Приведены методы воспитательной работы научного, патриотического и общегуманитарного направления. Описаны условия и требования при назначении преподавателя-куратора, а также его обязанности.

Ключевые слова:
организация работы, специфика, правовое воспитание, научная работа, курсанты учебных заведений системы МВД России, патриотическое воспитание, преподаватель-куратор
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Работа преподавателя-куратора в Ленинградском областном филиале Санкт-Петербургского университета МВД России (далее – Филиал) имеет свои специфические особенности. Это направление воспитательной работы существенно отличается
от деятельности преподавателей-кураторов в Санкт-Петербургском университете МВД России, а также других высших учебных заведений системы МВД России.

Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России было образован в 2017 г. Территориально учебное заведение расположено в г. Мурино Всеволожского р-на Ленинградской обл. Курсанты и слушатели, проходящие обучение
в Филиале, не только обучаются в учебных корпусах, но и проживают на территории учебного заведения. В связи с этим организация работы преподавателей-кураторов
в учебном заведении имеет свою специфику и особенности.

Преподавателем-куратором, как правило, назначается офицер из числа профессорско-преподавательского состава учебного заведения. Но могут быть назначены и вольнонаемные сотрудники из числа профессорско-преподавательского состава учебного заведения. Как правило, это опытные педагоги, у которых за плечами не только высшее педагогическое образование, но и не один десяток лет педагогического стажа в лучших высших учебных заведениях силового профиля (МВД России и МЧС России) страны.

Преподаватель-куратор назначается на должность приказом начальника Ленинградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. В приказе четко прописаны обязанности и полномочия преподавателя-куратора, предписывается ведение основной документации, которую неукоснительно обязан вести преподаватель-куратор. Преподавателем-куратором не может быть назначен ни офицер, ни вольнонаемный работник, который имеет дисциплинарные взыскания или привлекавшийся к административной ответственности (например, за нарушение привил дорожного движения).

Офицер-куратор является наставником и воспитателем курсантов. В своей работе
он взаимодействует и использует рекомендации организации воспитательной работы офицера-психолога, постоянно опирается на младших командиров и актив учебных групп, развивает их инициативу, самостоятельность, ответственность за порученные участки учебно-воспитательной работы.

В начале каждого семестра составляется план работы-преподавателя куратора
на учебный семестр, который утверждается начальником кафедры, на которой служит
и работает преподаватель-куратор и согласовывается с заместителем начальника факультета.

Ежемесячно и после окончания каждого семестра учебного года в присутствии начальника курса и начальника факультета, преподавателей-кураторов Филиала проходит подведение итогов по учебной работе, служебной дисциплине и воспитательной работе. Выявляются и обсуждаются проблемные вопросы, которые возникают и волнуют курсантов. Происходит открытый и честный разговор обучающихся с руководством курса и факультета. С отчетом выступает начальник курса, подводят итоги своей работы и преподаватели-кураторы.

Основными направлениями организации работы преподавателя-куратора
в Филиале являются: проведение бесед о культуре поведения сотрудника полиции
в общественных местах и быту; о вреде курения табака, о недопустимости употребления спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ; проводятся индивидуальные беседы с целью выявления и профилактики возможных симптомов суицидального поведения; проведение индивидуальных бесед с курсантами в качестве профилактики нарушений правил дорожного движения, имеющими водительские удостоверения и личный автотранспорт. Также организуется оказание помощи курсантам, испытывающим определенные затруднения с усвоением теоретического материала
по изучаемым дисциплинам при подготовке к занятиям, проведение индивидуальных консультаций с курсантами, систематически получающими неудовлетворительные оценки.

Вопрос патриотического воспитания курсантов Филиала преподавателями-кураторами стоит на одном из первых мест в организации его деятельности с курсантами курируемого взвода. В рамках патриотического воспитания с обучающимися проводятся различные мероприятия, приуроченные к юбилейным и памятным датам, значимым событиям в истории страны, города, Министерства (посвященные освобождению Ленинграда от Блокады, Победе в Сталинградской битве, Дню Победы, Дню воина-интернационалиста и др.). Организуются посещения курсантами совместно
с преподавателями-кураторами Государственного мемориального музея Обороны и Блокады Ленинграда, музея Блокады Ленинграда (Соляной переулок, д. 8), а также музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», экспозиции панорамы «Прорыв», который посвящен прорыву Блокады Ленинграда в январе 1943 г, во время проведения операции «Искра». Также осуществляется подготовка и проведение Интерактивной викторины, посвященной 80-й годовщине прорыва Блокады Ленинграда и 79-й годовщине полного и окончательного снятия Блокады Ленинграда.

Участие курсантов и преподавателей-кураторов в торжественном шествии, получившем название «Марш памяти», а также шествие в колонне участников акции «Бессмертный полк», проходящей по Невскому проспекту Санкт-Петербурга является актуальным и значимым мероприятием. Курсанты проходят по главной улице Северной столицы с портретами своих родных и близких: фронтовиков и тех, кто самоотверженно трудился в тылу во имя Великой Победы, принимают участие в митинге, посвященном этому священному для всего нашего народа дню, возлагают цветы к Вечному огню.

В течение учебного года курсанты учебного заведения вместе с преподавателями-кураторами навещают ветеранов Великой Отечественной войны, поздравляют ветеранов
с праздниками и оказывают им посильную помощь. Встречаясь с курсантами факультета, ветераны рассказывают о событиях своей жизни в теплой неформальной обстановке. Все это помогает каждому курсанту лично соприкоснуться с великим подвигом народа, ведь история Великой Отечественной войны – это и биография их дедов, прадедов. Каждая такая встреча незабываема для всех ее участников.

В Филиале функционирует музей Ленинградской специальной школы милиции МВД России, преемником и продолжателем традиций которой является Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России. Традиционно 10 октября в День образования в 1918 г. Ленинградской специальной средней школы милиции, проходит  торжественный ритуал вручения служебных удостоверений курсантам под знаменами Школы 1924, 1964, 1966 гг.

Курсанты Филиала совместно со своими кураторами готовят презентации
на телевидении Санкт-Петербургского университета МВД России о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла и жителях блокадного Ленинграда, статьи
в  университетскую газету «На страже Закона», где рассказывают об удивительных моментах встречи с героями, о их героическом жизненном пути, бесценном опыте прожитых лет, службе в Органах внутренних дел, с уважением к подвигу всего советского народа. Ко Дню Победы курсанты под руководством преподавателей-кураторов Филиала принимают активное участие в разработке стенда о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, жителях блокадного Ленинграда; организуют праздничный концерт. Под руководством старших наставников будущие сотрудники полиции на торжественных концертах декламируют стихи, посвященные ратному подвигу советского народа, в том числе и собственного сочинения, поют и танцуют, чтобы порадовать самых дорогих гостей – ветеранов.

Проводимые в Ленинградском областном Филиале преподавателями-кураторами мероприятия направлены на создание условий для формирования и развития высоких гражданских качеств патриотизма, верности служебному долгу, воспитанию нравственных
и моральных качеств, убежденности в социальной значимости выбранной профессии, сознательного отношения к службе в правоохранительных органах.

Нельзя не затронуть и такой актуальный вопрос в работе преподавателя-куратора, как организация научной деятельности курсантов их старшими наставниками. Большинство преподавателей-кураторов Филиала имеют ученую степень кандидата наук и целенаправленно стараются заинтересовать наукой и привить курсантам любовь к научной деятельности. Преподаватели-кураторы информируют курсантов о проводимых научно-представительских мероприятиях самого разного уровня, в том числе и исключительно проводимые для молодых исследователей: курсантов, студентов, слушателей, аспирантов и адъюнктов,
в которых будущие ученые могут принять самое активное участие. Преподаватели-кураторы оказывают весомую и значительную помощь при подготовке научных статей, научных
и научно-исследовательских работ курсантов, выступая в роли их научных руководителей, помогают подготовить презентацию на научном мероприятии. Вместе с курсантами
их научные руководители – преподаватели-кураторы посещают научные форумы, самого высокого представительского уровня (научно-теоретические, научно-практические конференции, круглые столы и т.д.), которые проводятся в Санкт-Петербургском университете МВД России, ведущих высших учебных заведениях Санкт-Петербурга, городах России. Преподаватели-кураторы прежде всего личным примером показывают значимость и плодотворность занятия наукой, заинтересовывают обучающихся подготовкой научной продукции.

В рамках правового воспитания обучающихся проводится систематическое информирование об изменениях в действующем законодательстве. Проводятся профилактические мероприятия с целью недопущения развития «правового нигилизма» среди курсантов учебного заведения [1–6].

Для повышения эффективности работы преподавателя-куратора в высших учебных заведениях системы МВД России и Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД в частности, необходимо, прежде всего, создать условия для того, чтобы работа приносила пользу не только курсантам курируемых взводов,
но и преподавателям-кураторам.

 

Список литературы

1. Башлуева Н.Н. Повышение эффективности процесса обучения курсантов вузов МВД России: монография. М.: Lambert, 2012. 312 с.

2. Гаврилова О.В. Актуальные вопросы патриотического воспитания на современном этапе развития российского общества // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2021. № 4 (53). С. 51-55.

3. Гаврилова О.В., Носенков А.П. Актуальные вопросы патриотического воспитания курсантов и слушателей Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России // Морально-психологическое обеспечение органов внутренних дел: современные подходы и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 2022. С. 241-244.

4. К вопросу о проблемах патриотического воспитания молодежи в современной России / О.В. Гаврилова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 11 (213). С. 98-103.

5. Подпорин И.В. Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России: дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2021.

6. Смольяков А.А., Гаврилова О.В. Актуальные вопросы правового воспитания на современном этапе развития российского общества // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2021. № 2 (51). С. 15-19.

Войти или Создать
* Забыли пароль?