Россия
Россия
Приведены результаты научно-исследовательской работы, целью которой является активизация обучающихся путем использования образовательного потенциала визуализации в условиях гармоничного дополнения натурных и виртуальных работ в процессе изучения механического движения. Впервые в цикле лабораторно-практических занятий с помощью средств и методов визуализации удалось успешно создать виртуальные учебные модели, аналогичные натурным (реальным) моделям физических процессов, которые дополняют натурные модели; в рамках одного лабораторного задания с вариативными исходными данными одновременно осуществить визуализацию измерительных приборов и визуализацию физических процессов.
фундаментальное знание, активизация обучающихся, визуализация, образовательный потенциал, визуализация измерительных приборов, визуализация физических процессов
1. Данилов И.Л., Егорова Н.И. Изучение законов динамики движущейся жидкости в режиме виртуального эксперимента на лабораторно-практических занятиях по физике // Актуальные вопросы естествознания: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иваново, 2021. С. 282 285.
2. Абросимов Ю.Г., Жучков В.В., Пузач С.В. Гидрогазодинамика. М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. 325 с.
3. Егорова Н.И., Трубилко А.И., Медведева Л.В. Использование возможностей среды MS EXCEL для углубления естественнонаучных знаний в учебном процессе дисциплины «Физика» // Актуальные вопросы естествознания: сб. материалов VII Всерос. науч.-практ. конф. Иваново, 2022. С. 670 676.
4. Егорова Н.И., Трубилко А.И., Медведева Л.В. Применение среды MS EXCEL для визуализации физических приборов и изучения алгоритма расчета погрешностей // Актуальные вопросы естествознания: сб. материалов VIII Всерос. науч.-практ. конф. / сост. Т.В. Фролова. Иваново, 2023. С. 437 441.
5. Смирнов А.В., Смирнов С.А. Электронное обучение физике (исторические и терминологические аспекты): монография. М.: МПГУ, 2014. 108 c.
6. Медведева Л.В. Анализ опыта информационного обеспечения развития интеллектуальных функций обучающихся в высшей школе // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2021. № 2. С. 149 157.
7. Медведева Л.В., Данилов И.Л., Егорова Н.И. Использование компьютерного моделирования для формирования компетенций в области спектрального анализа в вузе МЧС России // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2021. № 1. С. 36 44.
8. Медведева Л.В. Актуальные психолого-педагогические проблемы использования современных информационных ресурсов в образовательном процессе высшей школы // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2022. № 1. С. 136 145.
9. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.
10. Журкин А.А. Использование технологий визуализации и полисенсорного представления обучающего материала в интеллектуальных обучающих системах // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 3 (27). С. 6 28.
11. Тихонова И.В., Иванов И.И., Омарова П.Г. Реализация принципа визуализации в процессе обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60/1. С. 307-309.
12. Experience Enhances Science Learning / C. Kontra [et al.] // Psychological Science. 2015. Vol. 26 (6). P. 737-749.
13. Аранова С.В. Интеллектуально-графическая культура визуализации учебной информации в контексте модернизации общего образования // Вестник ЧГПУ. 2017. № 5. С. 9 16.
14. Нестеров В.Н., Куликова Е.В. Методика визуализации процессов обучения по физике в вузе // Альманах современной науки и образования. 2010. № 4 (35). С. 58 64.
15. Борисов Е.Е. Визуализация как активное направление распространения информации // Молодой рабочий. 2019. № 22. С. 611 614.
16. Лаптев В.В. Информационный дизайн и визуализация данных // Дизайн. Теория и практика. 2014. № 15. С. 32 46.
17. Дербак Н.В. Методические рекомендации по визуализации учебной информации // Информатика в школе. 2019. № 10 (153). С. 31 35.
18. Зинченко В.П. Формирование зрительного образа // Исследование деятельности зрительной системы. М.: Изд-во МГУ, 1969. 105 с.
19. Авдулова И.В. Технология визуализации учебной информации. URL: https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-vizualizatsii-uchiebnoi-informatsii.html (дата обращения: 12.10.2023).
20. Данилов И.Л., Егорова Н.И. Автоматизация изучения законов механики вращательного движения: свид-во о регистрации программы для ЭВМ 2021617439 от 14 мая 2021 г. Заявка № 2021616577 от 27 апр. 2021 г.
21. Данилов И.Л., Егорова Н.И. Автоматизация изучения законов механики движущейся жидкости: свид-во о регистрации программы для ЭВМ RU 2021612333 от 16 февр. 2021 г. Заявка № 2020665821 от 1 дек. 2020 г.
22. Егорова Н.И. Автоматизация алгоритмов обработки погрешностей прямых и косвенных измерений физических величин: свид-во о регистрации программы для ЭВМ 2022681077 от 9 нояб. 2022 г. Заявка № 2022680406 от 1 нояб. 2022 г.
23. Виртуальные лабораторные работы как форма самостоятельной работы студентов / И.Ж. Георгова [и др.] // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 1. С. 94 98.
24. Резник Н.А. Технология визуального мышления // Информационная среда обучения. СПб.: Свет, 1997. 400 с.
25. Mäntylä T., Hämäläinen A. Obtaining Laws Through Quantifying Experiments: Justifications of Preservice Physics Teachers in the Case of Electric Current, Voltage and Resistance // Sci&Educ. 2015. № 24. P. 699-723.
26. Lazos P., Vlahakis G.N. Physics Education in the Greek Community Schools of Istanbul (19 th century) // Scientific Instruments and Experiments in Electrostatics: AIP Conf. Proc. 2016. № 1722. 170001.
27. López S., Veit E.A., Araujo I.S. A literature review about computational modeling and simulation in physics education in middle and high school levels // RevistaBrasileira de Ensino de Física. 2016. Vol. 38. № 2. 2401.
28. Vera F., Rivera R., Fuentes R., Maltrana D.R. Study of the free fall motion using experiments in video // Revista eureka sobreensenanzay divulgacion de las ciencias. 2015. Vol. 12. Iss. 3. P. 581 592.