Россия
Россия
УДК 621.43.06 Выхлопные (выпускные) устройства. Отработавшие газы
УДК 504.3 Атмосфера
Рассматривается вопрос физико-математического представления термической динамики (кинетики) процесса конверсии отработавших газов в каталитическом нейтрализаторе на опасных с точки зрения возгорания, неуправляемых аварийных режимах его работы в эксплуатации. К современным автомобильным двигателям предъявляется требование обеспечения пожарной безопасности. На двигателях с нейтрализаторами оно вступает в противоречие с жесткими международными экологическими стандартами, соблюдение которых принуждает опасно разогреваемый нейтрализатор размещать в моторном отсеке рядом с легковоспламеняющимися горючими материалами. Проблемный вопрос предлагается решать путем контроля и диагностирования пожарно-аварийных режимов эксплуатации нейтрализаторов безразборным способом, научно обоснованным на междисциплинарной основе, – по анализу состава отработавших газов. Метод положительно протестирован в условиях реальной эксплуатации.
автомобиль, нейтрализатор, возгорание, предупреждение, теория, аварийный режим, диагностирование
1. Гайворонский А.И., Гордин В.М., Марков В.А. Проблемы и перспективы использования безуглеродных и низкоуглеродных моторных топлив в условиях различных сценариев перехода к углеродно-нейтральной энергетике // Двигателестроение. 2022. № 2.С. 4-28. DOI:https://doi.org/10.18698/jec.2022.2.4-28.
2. Методические основы организации экологических зон с низкими выбросами автомобильного транспорта: монография / В.В. Донченко [и др.]. СПб.: Изд-во «Коста», 2023. 264 с.
3. Al-Delaimy W., Ramanathan V., Sorondo M. Health of people, health of planet and our responsibility: Climate change, air pollution and health. Springer, 2020. 417 p. DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-030-31125-4.
4. Ложкин В.Н., Ложкина О.В. Информационные процессы в управлении комплексной безопасностью транспорта: стратегическое планирование и моделирование: монография / под общ. ред. Б.В. Гавкалюка. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2022. 164 с. ISBN 978-5-907489-15-8.
5. Estimating vehicular emission factors and vehicleinduced turbulence: application of an air quality sensor array for continuous multipoint monitoring in a tunnel / H.Y. Song [et al.] // Atmospheric pollution research. 2023. Vol. 14. № 7. DOI:https://doi.org/10.1016/j.apr.2023.101799.
6. Modelling and optimization of emissions in steady state urban traffic networks / M. Aicardi [et al.] // IFAC-PapersOnLine. 2022. Vol. 55. № 5. P. 31-36. DOI:https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2022.07.635.
7. Chander Shekhar Sharma, Karthik Ramanathan, Wei Li. Post-processing of vehicle emission test data for use in exhaust after-treatment modelling and analysis // J Automobile Engineering. 2012. № 226 (6). P. 840-854. DOI:https://doi.org/10.1177/0954407011427812.
8. Karthik Ramanathan, Chander Shekhar Sharma, Chang Hwan Kim. Global Kinetics for Ammonia Formation and Oxidation Reactions in a Commercial Three-Way // Industrial & Engineering Chemistry Research. 2012. № 51. P. 1198-1208. DOI:https://doi.org/10.1021/ie2017866.
9. Effects of Engine Operating Conditions on Catalytic Converter Temperature in an SI Engine / S. Lee [et al.] // Society of Automotive Engineers. 2002. DOI:https://doi.org/10.4271/2002-01-1677.
10. Ложкин В.Н. Теория и практика диагностики пожароопасных режимов эксплуатации каталитических нейтрализаторов // Пожаровзрывобезопасность. Т. 31. № 3. 2022. С. 65-74. DOI:https://doi.org/10.22227/0869-7493.2022.31.03.65-74.