Россия
Россия
Россия
Пожарная опасность подземных объектов метрополитена определяется наличием значительных количеств горючих материалов в эскалаторных и перегонных тоннелях, служебных помещениях, вестибюлях станций и большого количества кабельных сетей и электрооборудования в помещениях и сооружениях, находящихся под напряжением, что может привести к риску возникновения пожаров, огромным экономическим потерям и человеческим жертвам. Приведены результаты анализа и обобщения возможных сценариев пожаров на основных подземных объектах метрополитена с массовым пребыванием людей, которые должны быть учтены при проведении расчетов по оценке пожарного риска для работников и посетителей метрополитена, которая позволит получить наиболее информативную оценку пожарной опасности для людей, находящихся в сооружениях метрополитена, и позволит реализовать в полном объеме требования положений ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для подземных сооружений метрополитена.
метрополитен, сценарий пожара, станция, эскалатор, перегонный тоннель, пожарная безопасность, пожарный риск
1. Smart prediction for tunnel fire state evolution based on an improved fire simulation curve through particle swarm optimization algorithm / X. Liu [et al.] // Fire safety journal. 2023. Vol. 136. P. 103763. DOI:https://doi.org/10.1016/j.firesaf.2023.103763.
2. Reduced-scale experimental and numerical study of fire in a hybrid ventilation system in a large underground subway depot with superstructures under fire scenario / Z. Wang [et al.] // Tunnelling and underground space technology. 2019. Vol. 88. P. 98-112. DOI:https://doi.org/10.1016/j.tust.2019.02.006.
3. Risk analysis of people evacuation and its path optimization during tunnel fires using virtual reality experiments / X. Zhang [et al.] // Tunnelling and underground space technology. 2023. Vol. 137. P. 105133. DOI:https://doi.org/10.1016/j.tust.2023.105133.
4. Gabay D. Fire safety: a short history in the Paris subway // Tunnelling and underground space technology. 2002. Vol. 17. Iss. 2. P. 139-143. DOI:https://doi.org/10.1016/S0886-7798(02)00016-0.
5. Zhang J., Wang Sh., Wang X. Comparison analysis on vulnerability of metro networks based on complex network // Physica A: Statistical mechanics and its applications. 2018. Vol. 496. P. 72-78. DOI:https://doi.org/10.1016/j.physa.2017.12.094.
6. Vulnerability modeling, assessment, and improvement in urban metro systems: A probabilistic system dynamics approach / H. Chen [et al.] // Sustainable cities and society. 2021. Vol. 75. P. 103329. DOI:https://doi.org/10.1016/j.scs.2021.103329.
7. Агеев П.М., Савосько С.В., Маслаков М.Д. Особенности расчета процесса эвакуации людей из подвижного состава метрополитена // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2016. № 3. С. 20-24.
8. Accident pattern recognition in subway construction for the provision of customized safety measures / H. Qi [et al.] // Tunnelling and underground space technology. 2023. Vol. 137. P. 105157. DOI:https://doi.org/10.1016/j.tust.2023.105157.
9. A probabilistic approach for safety risk analysis in metro construction / L. Zhang [et al.] // Safety science. 2014. Vol. 63. P. 8-17. DOI:https://doi.org/10.1016/j.ssci.2013.10.016.
10. Modeling and safety strategy of passenger evacuation in a metro station in China / C. Shi [et al.] // Safety science. 2012. Vol. 50. Iss. 5. P. 1319-1332. DOI:https://doi.org/10.1016/j.ssci.2010.07.017.
11. История исследования в области пожарной безопасности метрополитенов / А.Д. Голиков [и др.] // Метро и тоннели. 2016. № 3. С. 22-26.
12. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (последняя редакция): Федер. закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Агеев П.М., Мельник А.А., Шавырина Т.С. Разработка научно обоснованных требований пожарной безопасности для подземных сооружений метрополитена с учетом пожарного риска // Научно-аналитический журнал «Актуальные проблемы безопасности в техносфере». 2021. № 1 (1). С. 61-65.
14. Сооружения, устройства, подвижной состав метрополитена / А.С. Бакулин [и др.]. М.: Транспорт, 1979. 239 с.
15. Меркин В.Е., Власов С.Н., Маковский Л.В. Аварийные ситуации при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей и метрополитенов. М.: ТИМР, 2000. 198 с.
16. Повышение эффективности управления безопасностью пассажирских перевозок подвижным составом в метрополитене / А.В. Калач [и др.] // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2021. № 2 (21). С. 36-42.
17. Experimental studies of the process of occurrence and spread of fire hazards during the burning of rolling stock in a tunnel Gorenje / P.M. Aqeev [et al.] // Journal of physics: conference series. 2021. Vol. 1902. P. 012047.
18. Тоннели и метрополитены / В.П. Волков [и др.]. М.: Транспорт, 1975. 551 с.
19. СП 120.13330.2012. Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003 // ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОНД правовой и нормативно-технической документации. URL: docs.cntd.ru›document/1200095542 (дата обращения: 22.09.2023).
20. Прохоров В.П., Вагнер Е.С. Проблема обеспечения пожарной безопасности пассажирских перевозок в тоннелях московского метрополитена // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2017. № 11-12 (226-227). С. 36-42.