Россия
Рассмотрено понятие «интеграция» в деятельности человека как процесс объединения структурных элементов в одно целое. Интегративный подход в процессе понимания научно-учебных текстов представлен как многоуровневая система структурных ориентиров, выраженных в виде лингводидактической модели и подчиненных коммуникативной цели высказывания. Доказано, что применение такой лингводидактической модели является универсальным инструментом интеграции, дающим ключ к пониманию языка научно-учебных текстов. В качестве доказательства приведен пример построения такой модели на тексте по специальности пожарная безопасность «Торфяные пожары».
интеграция, интегративный подход, лингводидактическая модель, универсальный инструмент интеграции
1. Пленарное заседание Евразийского экономического форума. Президент России (kremlin.ru). URL: https://advis.ru/php/view_news_ajax.php?id=8A94735F-023D-7D40-B6CB-EB6404708C5C (дата обращения: 15.10.2023).
2. Профессионально-педагогические понятия. Словарь / сост. Г.М. Романцев [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 456 с.
3. Заботкина В.И. Когнитивная парадигма как основа преподавания языковедческих дисциплин // Вестник Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 2. С. 53.
4. Одинцова И.В. Когнитивная лингводидактика в ряду других когнитивных наук // Мир русского слова. 2017. № 4. С. 81.
5. Александров Е.П. Учебный текст и текстовая деятельность в образовательном процессе // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2015. № 2. С. 132.
6. Основы научной речи: учеб. пособие для студентов нефилологов высших учебных заведений / Н.А. Буре [и др.]; под ред. В.В. Химика, Л.Б. Волковой. СПб.: Филолог. фак-т СПбГУ. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 272 с.
7. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. URL: Psychology OnLine.Net (psychology-online.net) (дата обращения: 15.10.2023).
8. Вишнякова С.А. Теоретические основы обучения моделированию научного текста (русский язык как иностранный, основной этап обучения). СПб.: Изд-во «Европейский дом», 2001. 260 с.
9. Вишнякова С.А. Обучение чтению научного текста на иностранном языке: учеб. пособие для иностранных студ. I-II курсов. СПб.: Астерион, 2013. 163 с.
10. Иванова Т.С. Анализ профессионально-ориентированных типов текстов как инструмент повышения коммуникативной компетенции // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Арктика - регион стратегических интересов: правовая политика и современные технологии обеспечения безопасности в арктическом регионе: материалы Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2022. С. 267-270.
11. Иванова Т.С., Кольцова О.Н. Язык специальности типовых научно-учебных текстов о тушении лесных пожаров // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2022. № 2 (54). С. 17-20.
12. Петухов В.И., Олишевский А.Т., Черныш О.Г. Пожарная безопасность лесов и тушение лесных пожаров: для студентов специальности «Пожарная безопасность» очной и заочной форм обучения. Ч. 1: учеб.-метод. пособие. Инженерная школа ДВФУ. Владивосток: Дальневосточный федерал. ун-т, 2019. 61 с.