Россия
Анализируется феномен информационной перегрузки и утверждается, что ключевым вопросом является поиск и поддержание баланса между потребностью в информации и регулированием взаимодействия с цифровой информационной средой. Определяются эффективные стратегии, которые могут помочь ориентироваться в потоке информации. Рассматривается проблема фейковых новостей, дается анализ механизмов, стоящих за этим современным явлением, характеризуются методы обнаружения фейковых новостей. Делается вывод, что сочетание общественного интереса, личного образования и технологических достижений будет способствовать построению более информированного и устойчивого общества.
информационная перегрузка, фейковые новости, цифровая детоксикация
1. Чумакова В.П. Проблема информационной перегрузки в культуре: история вопроса и обзор современных направлений исследования // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 4 (25). С. 136–145.
2. Гринева О.А. Информационная перегрузка человека в информационном обществе // Миссия конфессий. 2022. Т. 11. № 8 (65). С. 193–199.
3. Efe Stanley O. Information Overload: Causes, Symptoms, Consequences and Solutions // Asian Journal of Information Science and Technology. 2021. Vol. 11. № 2. P. 1–6. DOI:https://doi.org/10.51983/ajist-2021.11.2.2887.
4. Пронина Л.А. Информационная культура как механизм преодоления информационной перегрузки // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. № 4 (120). С. 325–329.
5. Андреева Л.С. Подходы к исследованию цифровой зависимости // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2017. № 2 (22). С. 48–54.
6. Comprehensive Review on Digital Detox: A Newer Health and Wellness Trend in the Current Era / G. Anandpara [et al.] // Cureus. 2024. № 16 (4): e58719. DOI:https://doi.org/10.7759/cureus.58719.
7. Боброва Л.А. Когнитивные искажения // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. Реферативный журнал. 2021. № 2. С. 69–79. DOI:https://doi.org/10.31249/rphil/2021.02.04.
8. Da Silva S., Gupta R., Monzani D. Editorial: Highlights in psychology: cognitive bias // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14:1242809. DOI:https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1242809.
9. Соколов А.В. Генезис и эволюция категории «фейковые новости» // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 7. С. 61–64.
10. Beauvais C. Fake news: Why do we believe it? // Joint Bone Spine. 2022. Vol. 89. № 4: 105371. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jbspin.2022.105371.
11. Шульц Э.Э. Фейковые новости в современных коммуникационных процессах // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Государственное и муниципальное управление. 2022. Т. 9. № 3. С. 262–273. DOI:https://doi.org/10.22363/2312-8313-2022-9-3-262-273.