Россия
Россия
Проводится анализ актуальности социально-ориентированного подхода в образовании, имеющего цель качественного повышения человеческого капитала. Авторы приходят к констатации того, что основная проблема классической программы образования заключается в ее направленности на получение базовых знаний, так называемых Hard skills. Упускается из виду важность и необходимость развития у индивида гибких навыков поведения и социального интеллекта, позволяющих ему эффективно взаимодействовать с другими членами общества. Одним из основных путей решения существующих в социально-экономической сфере страны проблем и, в частности, высшем образовании указываются направления по развитию человеческого капитала и уровня жизни населения, в числе которых подразумевается формирование организационно-экономических, административно-правовых предпосылок, инструментов раскрытия потенциала человеческого капитала России в контексте развития экономики и образования.
стереотипы, способности, человеческий капитал, образовательная деятельность, социальный интеллект, карьерный рост, цели образования, подходы
1. Савельев А.В. Обзор подходов к определению понятия «Человеческий капитал». URL: https://elibrary.ru /item.asp?id= 42386307 (дата обращения: 06.05.2024).
2. Блауг М. Методология экономической науки // Вопросы экономики. 2004. С. 317.
3. Зыков М.Б. Формирование и развитие всесторонне развитой личности (человеческого и социального капитала) как цель национальной системы образования // Система воспитания в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. М.: ФИРО, 2008. Вып. 2.
4. Локтюшин Н.Н., Басова Л.Н. Московский учитель в зеркале социологии (по итогам социологического исследования). М.: Московский ин-т открытого образования, 2007. Вып. 2.
5. Михайлов В.А. Актуальные аспекты морально-психологической подготовки выпускников вузов ГПС МЧС России // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2018. С. 164–167.
6. Калимуллин А.М., Габдулхаков В.Ф. О стратегических ориентирах развития педагогического образования в России в контексте глобальных перемен // Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 3–9.
7. The definition of Soft Skills. URL: https:// www.dictionary.com/browse/soft-skills (дата обращения: 20.07.2024).
8. Уварина Н.В., Корнеева Н.Ю. Развитие социального партнерства в аспектах формирования гибких навыков молодежи региона // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13. № 2. С. 94–99.
9. Демченко А.Р., Морозова М.В. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе профильного обучения за рубежом // Педагогика. 2013. № 8. С. 108–116.
10. Ильясова К.Х., Аслаханова С.А. Инвестирование в человеческий капитал как фактор устойчивого развитии экономики // Вестник научной мысли. 2020. № 3. С. 223–227.
11. Борисов Г.В. Инвестирование в человеческий капитал в условиях трансформирующейся экономики России // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. СПб., 2015. Вып. 2. С. 17–23.
12. Пришляк Е.А., Радько С.Г. Исследование факторов, влияющих на формирование человеческого капитала в Российской Федерации // Управленческие науки. 2018. № 8 (2). С. 94–105.
13. Хаджалова Х.М. Образование в формировании человеческого капитала // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2018. № 1. С. 24–30.
14. Гатина И.С. Образование как инвестиция в человеческий капитал // Педагогические проблемы в образовании: теория, практика внедрения стандарта WORLDSKILLS в учебный процесс. 2019. С. 114–117.
15. Сессия «Молодёжь-2030. Образ будущего». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/55890 (дата обращения: 06.06.2024).
16. Features of modern distance learning for students / S.S. Demtsura [et al.] // J. Revista espacios. 2020. Vol. 41 (48). Art. 2. P. 17–27.
17. Федеральный образовательный стандарт. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 06.06.2024).
18. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 дек. 2010 г. № 1897 (в ред. от 11 дек. 2020 г.). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 12.04.2024).
19. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 г. URL: https://www.economy.gov.ru/material (дата обращения: 10.03.2024).
20. Рева Ю.В. Технологии дистанционного образования в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2015. № 4 (29). С. 39–43.
21. Михайлов В.А., Михайлова В.В. Интегративный подход к исследованию когнитивной беспомощности у молодых сотрудников МЧС России // Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров к профессиональной деятельности в экстремальных условиях: сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2021. С. 187–195.
22. Исаева Н.Н. Управление подготовкой командиров подразделений и преподавателей к эффективной деятельности по формированию учебного коллектива курсантов // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2021. № 4 (17). С. 39–43.
23. Воробейчикова О.П., Губанова О.А. Технологии по работе с резервом кадров в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2010. № 2. С. 62–70.
24. Михайлов В.А., Михайлова В.В., Горячева М.О. Формирование сознательного оптимизма у будущих командиров (начальников) пожарно-спасательных подразделений // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2022. № 1. С. 153–160.
25. Михайлов В.А., Михайлова В.В. Формирование сознательного оптимизма у выпускников вузов ГПС МЧС России: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Всемирному дню гражданской обороны. Ч. II. М.: Акад. ГПС МЧС России, 2018. С. 35–38.
26. Степина А.В. Современные тенденции исследования социального интеллекта // Живая психология. 2018. № 5 (1). С. 71–76.
27. Михайлов В.А., Михайлова В.В., Киселева В.С. Сознательный оптимизм как искусство жить и умение мыслить // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2023. № 3 (60). С. 26–32.