Многие годы нефть остается незаменимым полезным ископаемым, переработка и транспортировка которого осуществляется колоссальными темпами. Освоение сырьевого потенциала в отдаленных регионах набирает обороны, однако в то же время транспортировка нефтепродуктов в данной местности связана с определенными трудностями, выражаемыми суровыми погодными условиями, уязвимостью природной среды, а также удаленностью. В совокупности вышеперечисленные факторы определяют сезонность использования отдельных видов транспорта, повышение цен на эксплуатацию транспортной инфраструктуры. Поэтому актуальным вопросом является выбор оптимального способа транспортировки нефтепродуктов в отдаленных регионах. В работе рассмотрен пример выбора способа транспортировки в отдаленных регионах из четырех альтернатив (автомобильный, трубопроводный, водный, трубопроводный) по пяти критериям (допустимый объем перевозимого нефтепродукта, стоимость перевозки, возможность доставки нефтепродуктов в отдаленные регионы, скорость доставки, зависимость от погодных условий/состояния дорог) на основе метода анализа иерархий.
метод анализа иерархий, нефтепродукты, транспортировка
1. Бобожонов Э.И., Кожухова Н.М. Транспортировка нефти и газа с арктического шельфа // Актуальные научные исследования: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: ООО «Наука и Просвещение», 2021. С. 28–30. EDN VAZRXO.
2. Казанин А.Г. Анализ стратегических приоритетов развития нефтегазовой отрасли в Ямало-Ненецком автономном округе // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 3. № 8 (104). С. 35–44. DOI:https://doi.org/10.34684/ek.up.p.r.2020.08.03.005. EDN GHAXFO.
3. Matveev A., Bogdanova E. Functional model of an intelligent decision support system for responding to transport emergencies in the Arctic zone // Transportation Research Procedia. 2021. Vol. 57. P. 363–369. DOI:https://doi.org/10.1016/j.trpro.2021.09.062. EDN JBZHID.
4. Занин А.В., Квасов И.Н. Возможные способы транспортировки углеводородов с территории арктического шельфа // Нефтегазовое дело, техносферная безопасность, рациональное природопользование: современные реалии: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Махачкала: Типография ФОРМАТ, 2020. С. 40–42. EDN NQRDAM.
5. Гимаева А.Р., Хасанов И.И., Шобик Н.А. К вопросу выбора схемы транспортировки углеводородов, добываемых с шельфа арктических морей // Нефтегазовое дело. 2018. Т. 16. № 3. С. 62–69. DOI:https://doi.org/10.17122/ngdelo-2018-3-62-69. EDN XQZNXV.
6. Marchenko R., Babyr A. Digitalization of Arctic Logistics Management Systems for Oil Transportation // Transportation Research Procedia. Novosibirsk, 2021. P. 953–960. DOI:https://doi.org/10.1016/j.trpro.2021.02.150. EDN IIYUYG.
7. Серова Н.А., Серова В.А. Транспортная инфраструктура российской Арктики: специфика функционирования и перспективы развития // Проблемы прогнозирования. 2021. № 2 (185). С. 142–151. DOI:https://doi.org/10.47711/0868-6351-185-142-151. EDN JGZPVW.
8. Bianco I. Ilin I., Iliinsky A. Digital technology risk reduction mechanisms to enhance ecological and human safety in the northern sea route for oil and gas companies // E3S Web of Conferences. Chelyabinsk, 2021. DOI:https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125806047. EDN IBBZAT.
9. Саати Т.М. Принятие решений. Метод анализа иерархий: учеб. / пер. с англ. Р.Г. Вачназде. М.: Радио и связь, 1993. 278 с.
10. Ensuring the Safety of Maritime Transportation of Energy Resources in Difficult Regions of the Arctic / N.P. Veretennikov [et al.] // Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies: proceedings of the 2018 International Conference. Saint-Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2018. P. 274–276. DOI:https://doi.org/10.1109/ITMQIS.2018.8525062. EDN OHNEVW.