Россия
Россия
Россия
В настоящее время угрозы развитию государств и обществ достигли чрезвычайно высокой степени опасности. В ООН отмечают стремительный рост гуманитарных кризисов, которые перегрузили гуманитарную систему. Последствия конфликтов и чрезвычайных ситуаций перечеркивают положительные достижения государств. Решение гуманитарных кризисов возможно в полной мере только при борьбе с причинами конфликтов. Механизм правового регулирования координации гуманитарной деятельности представляет собой совокупность динамично меняющихся элементов, включающих правовые нормы, правовые инструменты, совокупность международных межправительственных и неправительственных организаций, международных, национальных и местных органов и учреждений, систему финансирования мероприятий по оказанию гуманитарной помощи. Механизм оказания помощи является социально значимым, проявляя социальную роль права. Оказанию гуманитарной помощи должно предшествовать искоренение причин бедствий, для чего предлагаем в рамках целей в области устойчивого развития ООН выделить цель номер 18 – «Искоренение причин конфликтов». Предлагается концепция соответствия национальных и международных норм в исследуемой области, что позволит реализовать единый механизм сотрудничества по оказанию помощи пострадавшему населению. Международные нормы должны основываться на нормах морали и нравственности, включая традиционные ценности. При планировании и оказании гуманитарной помощи целесообразно привлекать органы местной власти и местное население, поскольку на местах лучше понимают особенности территорий и объем необходимой помощи. В рамках российского законодательства представляется необходимым обновить понятие гуманитарной помощи, указать принципы её оказания, закрепить порядок взаимодействия российской стороны с другими государствами и международными организациями по вопросам оказания гуманитарной помощи, особенности оказания гуманитарной помощи в условиях вооруженных конфликтов, правовой статус участников, в частности, сотрудников МЧС России при оказании гуманитарной помощи в условиях вооруженных конфликтов, статус добровольных учреждений, международных неправительственных организаций, особенности их деятельности. Предлагается определить модель правового регулирования оказания гуманитарной помощи.
правовое регулирование, механизм правового регулирования, гуманитарная помощь, вооруженный конфликт, международные организации, прекращение огня
1. Емельянова Н.Н. Международно-правовые проблемы обеспечения глобальной безопасности на современном этапе: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. 41 с. EDN SVDNQX.
2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Рос. Федерации от 9 нояб. 2022 г. № 809. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Смирнова А.Н. Прогрессивное развитие норм международного гуманитарного права о запрещенных методах и средствах ведения войны: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. 186 с. EDN BTBWLN.
4. Лекция президента МККК в рамках визита в Международную академию Красного Креста и Красного Полумесяца/ Китай: Университет Сучжоу, 2023. URL: https://www.icrc.org/ru/document/chtoby-dostich-mira-nuzhno-100-shagov-i-pervye-v-gumanitarnoy-sfere/ (дата обращения: 16.09.2024).
5. Доклад Генерального секретаря о работе ООН 2024 год (A/79/1, 79-ая сессия). URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/sg_annual_report_2024_ru.pdf (дата обращения: 20.09.2024).
6. Грешных А.А., Талировский К.С., Кондрашин Р.В. Особенности правового регулирования гуманитарной помощи нормами международного и российского законодательства // European Science. 2019. № 5 (47). С. 42–47. EDN JHPECL.
7. OCHA's Strategic Plan 2023-2026: Transforming Humanitarian Coordination. URL: https://www.unocha.org/publications/report/world/ochas-strategic-plan-2023-2026-transforming-humanitarian-coordination/ (дата обращения: 20.09.2024).
8. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.) (с изм. и доп. от 20 дек. 1971 г.) // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый ин-т междунар. права, 1996. С. 7–33.
9. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 1–2, 227–237, 401–404.
10. Борисов А.В. Гуманитарная система ООН как угроза международной безопасности // ООН: стремление к устойчивому развитию в условиях глобальной неопределенности (к 75-летию ООН): сб. науч. трудов Всерос. науч.-практ. конф. Тверь, 2021.
11. Зокоев В.А., Воропаев Н.П., Нестеренко А.Г. Правовые основы реализации основных способов защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2020. № 4 (49). С. 61–64. EDN KGZLLT.
12. Свиридок Е.В., Свиридок Р.В. Развитие глобальной сети центров управления в кризисных ситуациях как перспективного направления совершенствования чрезвычайного гуманитарного реагирования // Международная гуманитарная помощь: опыт, реалии, перспективы. Актуальные вопросы формирования культуры безопасности населения (международные аспекты): материалы XXIII Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Ногинск: Всерос. НИИ по проблемам гражд. обороны и ЧС МЧС России, 2018. С. 512–515. EDN YRUWTJ.
13. Борисов А.В. Гуманитарная помощь: становление и эволюция // Теории и проблемы политических исследований. 2019. Т. 8. № 1A. С. 307–323. EDN WHGYYE.