Россия
Петровская академия наук и искусств (действительный член)
Российская академия наук Социологического института РАН (Федеральный научно-исследовательский социологический центр, ассоциированный научный сотрудник)
Россия
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук Социологического института РАН (ассоциированный научный сотрудник)
Петровская академия наук и искусств (действительный член)
Россия
Статья представляет собой продолжение аналитического обзора исследований корпоративных университетов как институтов управления знаниями на основе сетевого взаимодействия, реализующих стратегии формирования интеллектуального капитала и управления инновациями. Раскрыта роль корпоративного управления инновационным развитием. Показано, что в условиях конкурентного и динамичного мира современных технологий одним из приоритетов в управлении корпоративными университетами остается обеспечение функционирования и развития обучающих сетей и инновационных структур. Отмечена тенденция усиления роли корпоративных университетов в условиях цифровизации. С распространением цифровых технологий корпоративные университеты все чаще составляют в этом сегменте конкуренцию традиционным университетам. Определение перспектив повышения эффективности управления корпоративными университетами основывается на исследовании соответствующих практик реализации управленческих решений с учетом проработки теоретических и методологических аспектов исследования проблемы. Разрабатываются концепции социальной ответственности корпоративных университетов, инновационного риска, получили соответствующее обоснование практические стратегические схемы внедрения инноваций в условиях неопределенности. Остается востребованным дальнейшее формирование теоретической базы исследования стратегий корпоративных университетов различных стран мира в сфере управления знаниями и инновационным развитием на основе их сравнительного анализа. Аналитический обзор научной литературы подтверждает постепенное формирование особой концептуальной базы исследования управления знаниями и инновациями в корпоративных университетах стран мира. Цель проекта состоит в систематизации научных результатов соответствующих исследовательских работ, обобщении основных концептуальных и методологических решений в исследовании проблем управления знаниями и инновационными системами, выявлении основных приоритетов и перспективных стратегий управления корпоративными университетами России, Китая, Бразилии, Ирана, Чили, Индонезии, Кении, Нигерии, Испании, Южной Кореи и других стран в этой сфере. Основная задача заключается в том, чтобы в рамках сравнительного анализа конкретных случаев управления знаниями и инновациями в корпоративных университетах различных стран мира определить роль университетов такого типа в развитии интеллектуального капитала и инновационных систем.
управление знаниями, управление интеллектуальным капиталом, корпоративный университет, управление инновационным развитием, функции управления, инновационная грамотность
1. Когут В.Г., Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. Корпоративные университеты: приоритеты управления, решения, перспективы. Часть 1 // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2024. № 1. С. 88–103. DOI:https://doi.org/10.61260/2218-130X-2024-1-88-103. EDN SZWYTS.
2. Мячин Д.А., Мусиенко Т.В., Лукин В.Н. Управление экономикой знаний и инновации // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2020. № 2. С. 128–136. EDN LFKJJM.
3. Мусиенко Т.В., Матвеев А.В., Артамонов В.С. Теоретические основы управления цифровой образовательной средой в университете // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2023. № 1. С. 171–180. EDN PEKDXY.
4. Лукин В.Н., Папырина Е.В., Когут В.Г. Управление проектной деятельностью в цифровой образовательной среде университета // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2022. № 2. С. 144–153. EDN DMFEWF.
5. Тонконог В.В., Ананченкова П.И., Худяков С.О. Управление знаниями в организациях сетевого взаимодействия: теоретический обзор // Вестник Башкирского института социальных технологий. 2023. № 2 (59). С. 63–71.
6. Прохоров А.И. Современные тенденции управления знаниями в организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 7 (111). С. 21–25.
7. Якимова З.В. Управление корпоративными знаниями в контексте кадровой политики организации // Гуманитарные чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Хабаровск, 2022. С. 199–207.
8. Концепция управления знаниями в деятельности организации / Е.С. Попова [и др.] // Вестник педагогических наук. 2021. № 8. С. 152–156.
9. Особенности формирования и развития внутрифирменных знаний в современных организациях / З.С. Гельманова [и др.] // Global Science and Innovations: Central Asia. 2021. Т. 7. № 2 (13). С. 9–17.
10. Булат Р.Е., Байчорова Х.С. Роль концепции управления знаниями на рубеже системных преобразований в высшем образовании // Инженерное образование в условиях цифровизации общества и экономики: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Чебоксары, 2023. С. 30–34.
11. Knight L. Network learning: Exploring learning by interorganizational networks // Human Relations. 2002. V. 55. № 4. P. 427–454.
12. Souto B.J.A., Neves M.S., Loth A.F., Alves E.S. Learning network and corporate university in the public sector: An integrative review. May 2023. DOIhttps://doi.org/10.56238/alookdevelopv1-031.
13. Sudewo P.A. The Strategies Analysis of Corporate University in the Government Agencies in Indonesia // Jurnal Wacana Kinerja Kajian Praktis-Akademis Kinerja dan Administrasi Pelayanan Publik. August 2022. 25. № 1. DOI:https://doi.org/10.31845/jwk.v25i1.719.
14. Savira E., Savitri R., Ahad M.P.Y. National Corporate University of ASN: Orchestrating Strategic Competency Development at the National Level // KnE Social Sciences. 1922. DOI:https://doi.org/10.18502/kss.v7i9.10934.
15. Khan M.A. The Industrial Effects: The Emergence of Corporate Universities // Governance Models for Latin American Universities in the 21st Century. 2021. P. 39–58. DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-030-83465-4_3.
16. Kariuki P., Ombaka B.E., Kiumbe P. Influence of corporate governance on performance of public universities in Kenya // International Journal of Research in Business and Social Science. (2147–4478). 2021. Vol. 10. № 7. P. 116–128. DOI:https://doi.org/10.20525/ijrbs.v10i7.1402.
17. Bakare K. University administration in Nigeria: history, ethics and corporate governance // Journal of Education and Practice. 2021. Vol. 5. № 2. P. 30–44. DOI:https://doi.org/10.47941/jep.629.
18. Sustainable Development and Corporate Sustainability of Chilean State Universities: Evidence from Their Strategic Elements / J.B. Abello [et al.] // Sustainability. 2023. № 15 (14). P. 11033. DOI:https://doi.org/10.3390/su151411033.
19. Oh J.R., Park C.H., Baek K. Toward the sustainable development of corporate universities: the case of South Korea // European Journal of Training and Development. 2023. DOI:https://doi.org/10.1108/EJTD-02-2023-0024.
20. Omowale A., Ayo-Obiremi I., Sanusi B., Talabi F. Private university education in Nigeria: the imperative of corporate social responsibility // GVU Journal of Communication Studies. June 2022. Vol. 3. 2021. P. 68–77.
21. Chen Y., Xu Y., Zhai Q. Networking of Corporate Universities in Knowledge Management: Evidence from China // Management Decision. 2022. Vol. 60. № 11. P. 3147–3164. DOI:https://doi.org/10.1108/MD-05-2021-0679.
22. Сhen Y., Xu Y., Zhai Q. The Knowledge Management Functions of Corporate University and their Evolution: Case Studies of two Chinese Corporate Universities // Journal of Knowledge Management. 2019. № 23. P. 2086–2112.
23. Сen Y., Xu Y. Influencing Factors of Knowledge Enhancement of Corporate Universities in China // Kybernetes. 2022. Vol. 51. № 4. P. 1555–1583. DOI:https://doi.org/10.1108/K-03-2021-0218.
24. Chen Y., Xu Y. Influencing Factors of Knowledge Enhancement of Corporate Universities in China // Kybernetes. 2022. Vol. 51. № 4. P. 1555–1583. DOI:https://doi.org/10.1108/K-03-2021-0218.
25. Chen, Y. and Xu, Y. The Influencing Factors and Improvement Paths of the Manufacturing Industry Innovation System of Products for the Elderly // Mathematical Problems in Engineering 2022. № 4. P. 1–18. DOI:https://doi.org/10.1155/2022/1174622.
26. Rhéaume L. Gardoni M. Strategy-making for innovation management and the development of corporate universities // International Journal for Interactive Design and Manufacturing. 2016. № 9 (36). P. 1–12. DOI:https://doi.org/10.1007/s12008-015-0291-2.
27. Peykani P., Namazi M., Mohammadi E. Bridging the knowledge gap between technology and business: An innovation strategy perspective // PLoS ONE. 2022. № 17 (4). DOI:https://doi.org/10.1371/journal.pone.0266843.
28. Franzen S. The Corporate University // University Responsibility for the Adjudication of Research Misconduct. 2021. P. 67–82. DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-030-68063-3_4.
29. Bolívar-Ramos M.T. The impact of corporate science on environmental innovations: the role of universities and research institutions. February 2023. DOI:https://doi.org/10.1111/radm.12574.
30. Gok M., Özer G., Сiğerim Е. A new theoretical approach to intellectual capital: Meta-synthesis definitions of innovative literacy // Journal of Intellectual Capital. September 2021. DOI:https://doi.org/10.1108/JIC-12-2020-0379.
31. Secundo G., Lombardi R., Dumay J. Intellectual Capital in Education // Journal of Intellectual Capital, 2018. Vol. 19. Iss. 1. P. 2–9. DOI: https://doi.org/10.1108/JIC-10-2017-0140.
32. Kianto A., Sáenz J., Aramburu N. Knowledge-based human resource management practices, intellectual capital and innovation // Journal of Business Research. 2017. № 81. P. 11–20. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2017.07.018.