Russian Federation
Based on the analysis of the practice of model lawmaking in the CSTO, the author identifies problems affecting the effectiveness of this activity, one of which is the insufficient level of scientific support for the process of developing and preparing for the adoption of model acts of the CSTO. The results of the analysis allowed the author to formulate and substantiate proposals to improve the quality of scientific support for model lawmaking in the CSTO, as well as to highlight the key features of this activity at the present stage.
harmonization of legislation, model legislation, CSTO member states, model acts, inter – parliamentary cooperation, scientific support, scientific research, methodological support, national security
В современных условиях создание научно обоснованной системы правового обеспечения национальной и международной безопасности для всех государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) является приоритетной задачей. С учетом этого межгосударственное взаимодействие, осуществляемое в рамках деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ, направленное на выработку новых, отвечающих современным требованиям форм и методов такого обеспечения, приобретает все большее значение [1, 2].
© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2023
Гармонизация законодательства в сферах, связанных с коллективной безопасностью, реализуется через принятие Парламентской Ассамблеей ОДКБ модельных законодательных актов и рекомендаций, которые не носят обязательного юридического характера
и не являются источником международного права. Однако ценность и важность этих нормативных актов заключается в том, что они направлены на сближение национальных законодательств государств-членов по тем вопросам государственной, экономической
и общественной жизни, по которым у всех государств имеются близкие по содержанию взгляды и подходы [3].
Именно потому, что модельные акты ОДКБ являются правовыми документами рекомендательного характера, не имеющими обязательных к исполнению правовых предписаний, для обеспечения их реализации в национальном праве они должны носить объективный, прогрессивный и научно обоснованный характер [4].
Некоторыми учеными признается, что модельное законодательство в последние годы все больше обретает черты системообразующего элемента [5, 6] в процессе интеграции государств – членов ОДКБ по вопросам обеспечения их национальной и коллективной безопасности. Именно благодаря новейшим правовым моделям и юридическим технологиям, закрепляемым
в модельных актах, в правовом поле ОДКБ на системной основе происходит поэтапное формирование конкретных правовых механизмов реализации общих жизненно важных интересов в сфере обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам [7].
Однако процесс разработки модельных актов ОДКБ сопряжен с множеством проблем и трудностей, большинство из которых носят объективный характер и могут быть устранены при дальнейшем совершенствовании процесса модельного законотворчества.
Так, отдельными специалистами среди наиболее значимых проблемных моментов, существенно снижающих эффективность деятельности по разработке и подготовке к принятию модельных актов ОДКБ [8], выделяется несовершенство методических и организационных основ разработки модельных актов ОДКБ, несовершенство информационно-аналитического и научного обеспечения модельного законотворчества в ОДКБ, а также отсутствие согласованного методического инструментария проведения экспертной оценки проектов модельных актов ОДКБ.
Работа по решению обозначенных проблем ведется экспертным сообществом на системной основе: в целях обеспечения методологического единства и гармонизации правовых требований к организации деятельности по разработке и подготовке к принятию модельных актов ОДКБ, а также к учету положений таких актов в законодательстве государств – членов ОДКБ в 2021–2022 гг. специалистами российских научных
и образовательных организаций на основе многолетнего опыта экспертно-правового обеспечения национальной и международной безопасности разработаны организационно-методические документы, которые были приняты на пятнадцатом пленарном заседании Парламентской Ассамблеи ОДКБ в декабре 2022 г.:
– Рекомендации по совершенствованию методических основ разработки и подготовки к принятию модельных актов ОДКБ [2];
– Рекомендации по совершенствованию организационно-правовых и методических основ учета положений модельных актов при совершенствовании национального законодательства государств – членов ОДКБ [4].
В указанных рекомендациях предложены согласованные подходы к организации модельного законотворчества и использования модельных актов в национальном законодательстве ОДКБ. Представляется, что использование указанных рекомендаций позволит восполнить имеющиеся пробелы в методическом обеспечении модельного законотворчества на пространстве ОДКБ, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества разрабатываемых положений модельных актов и степени их адаптации к непосредственному использованию при совершенствовании национального законодательства [4].
Вместе с тем приходится констатировать, что научное и информационно-аналитическое обеспечение модельного законотворчества в ОДКБ к настоящему времени так и не сложилось в комплексную систему, обеспечивающую решение ключевой задачи – научной проработки актуальных и прогнозируемых проблем, требующих изучения в рамках совершенствования правового регулирования в сфере обеспечения национальной
и международной безопасности, с последующим практическим использованием в виде современных правовых моделей и юридических технологий.
Многие эксперты-разработчики проектов модельных актов ОДКБ еще пять лет назад в ходе специализированного экспертного опроса указали, что наибольшую озабоченность у них вызывают обстоятельства, обусловленные [8]:
– нехваткой актуальной и достоверной информации о конкретных потребностях государств – членов ОДКБ в правовом регулировании в сфере обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам. В соответствии с утвержденным регламентом [9] работа по сбору и обобщению сведений о потребностях государств – членов ОДКБ в модельном правовом оформлении вопросов обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам ведется Секретариатом Парламентской Ассамблеи ОДКБ в опросном порядке, большинство предложений в программы модельного законотворчества представляется самими экспертами-разработчиками, а не представителями национальных парламентов государств – членов ОДКБ. Вместе с тем результаты научных исследований актуальных проблем обеспечения национальной и международной безопасности в данной работе практически не используются;
– недостаточностью актуальной и достоверной справочно-правовой информации о состоянии законодательства в государствах – членах ОДКБ в сфере обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам. В настоящее время не во всех государствах – членах ОДКБ имеются открытые для общего пользования порталы правовой информации в сети Интернет. Актуальные сведения о законодательстве иных стран можно получить, как правило, на платной основе, что существенно снижает возможности экспертов-разработчиков обеспечить объективность разрабатываемых материалов. Данное обстоятельство оказывает существенное влияние не только на процесс планирования модельного законотворчества в ОДКБ, но и на формирование соответствующей информационной основы специализированных научных исследований в данной сфере;
– нехваткой специализированных правовых научных и аналитических исследований (в том числе сравнительного правового анализа) по вопросам обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам в государствах – членах ОДКБ. Как показывает практика, подобного рода исследования регулярно проводятся различными научными и образовательными организациями государств – членов ОДКБ, однако их результаты не всегда доступны экспертам-разработчикам проектов модельных актов и представителям законодательных органов;
– низкое качество результатов научных исследований, проводимых в интересах обеспечения процесса модельного законотворчества, неготовность (неадаптированность) таких результатов к непосредственному практическому использованию при разработке проектов модельных актов.
Отдельно следует подчеркнуть, что практическая значимость проводимых научных исследований не всегда соответствует необходимому уровню и ожиданиям экспертов-разработчиков проектов модельных актов и специалистов рабочих органов Парламентской Ассамблеи ОДКБ, которые осуществляют текущее и перспективное планирование модельного законотворчества. Данное обстоятельство не в последнюю очередь оказывает негативное влияние на эффективность научного обеспечения модельного законотворчества, а также ставит под сомнение эффективность привлечения тех или иных экспертных, научных и образовательных организаций к решению актуальных проблем в рассматриваемой сфере.
Практика использования результатов научных и аналитических исследований при разработке проектов модельных актов ОДКБ показывает, что типовыми недостатками научной продукции, используемой в рамках данной деятельности, снижающими
ее практическую значимость, являются:
– отсутствие новизны в предлагаемых решениях проблем правового обеспечения национальной и международной безопасности. Принципиальным условием обеспечения практической значимости является получение в ходе проведения научных исследований новых знаний для процесса модельного законотворчества. Функции научного обеспечения (научной проработки) не должны сводиться лишь к обобщению и систематизации накопленного опыта, так как это заведомо обрекает науку на отставание от реальной практики и актуальных потребностей государств – членов ОДКБ в этой сфере;
– недостаточная достоверность и обоснованность результатов исследований (теоретических и практических положений: фактов, выводов, предложений, рекомендаций и т.п.);
– необоснованное акцентирование внимания на исследовании второстепенных вопросов, не относящихся к основному предмету научного исследования, при поверхностном анализе первоочередных проблем, требующих научной разработки. Одной из причин этого является
то, что исследовательские коллективы нередко раскрывают не те аспекты проблемы, которые необходимы практике, а те, по которым у них имеется материал;
– включение в результаты научных исследований неаргументированных, поверхностных выводов, субъективных мнений, непроверенных фактов, ненужных сведений и рассуждений;
– несоответствие положений, выводов, рекомендаций, полученных в ходе научного исследования, нормативной правовой базе государств – членов ОДКБ, концептуальным основам деятельности органов межпарламентского сотрудничества;
– недостаточная степень готовности разрабатываемой научной продукции к непосредственному практическому использованию при подготовке проектов модельных актов ОДКБ и сопроводительных материалов к ним, неоднозначность предлагаемых решений и невозможность их применения на практике.
Наличие перечисленных недостатков обусловлено проблемами организационного характера, основными из которых выступают:
– отсутствие в ряде случаев конкретных заказчиков научных исследований в интересах модельного законотворчества, способных сформировать объективные требования к научному результату;
– неиспользование авторами исследований имеющихся информационных ресурсов (справочных, правовых, статистических), издержки информационного обмена между научными организациями и компетентными органами отраслевого сотрудничества в ОДКБ;
– отсутствие реальной апробации предварительных и итоговых результатов научных исследований;
– некачественная отработка авторами исследования предложений и рекомендаций заинтересованных научных организаций и компетентных органов отраслевого сотрудничества в ОДКБ.
Как показывает опыт модельного законотворчества, имеющиеся пробелы и недостатки в научном и информационно-аналитическом обеспечении модельного законотворчества в ОДКБ отрицательно сказываются как на качестве самих модельных актов, так и на результатах их использования при совершенствовании национального законодательства государств – членов ОДКБ.
Обеспечение научной обоснованности и объективности означает, что предлагаемые в модельных актах правовые модели (законодательные решения) и юридические технологии их обеспечения (реализации) должны носить объективный и научно обоснованный характер, что подразумевает тщательный учет социально-политических, экономических, военных и других факторов развития тех сфер жизнедеятельности общества и государства, к которым относится предмет проекта модельного акта [7, 10, 11]. Научное обоснование проекта модельного акта также является непременным условием обеспечения согласованности его положений с действующим модельным и национальным законодательством, увязки предлагаемых правовых моделей с принятыми и планируемыми к разработке и принятию правовыми предписаниями.
Обеспечение научной обоснованности проекта модельного акта предполагает создание условий для выработки юридически грамотного, корректного с точки зрения современных требований законодательной техники проекта правового акта, который бы отвечал потребностям правового регулирования данной сферы общественных отношений и содержал положения, обеспечивающие механизм его реализации [12].
На практике конкретные пробелы и недостатки в научном обосновании разрабатываемых проектов модельных актов с неизбежностью влекут такие негативные последствия, как:
– затягивание процесса рассмотрения и принятия проектов модельных актов ввиду
их низкого качества и недостаточной обоснованности предлагаемых в них правовых моделей и юридических технологий;
– не востребованность документа для использования в национальных правовых системах государств – членов ОДКБ;
– необходимость подготовки дополнительных модельных актов (комментариев, рекомендаций), которые разъясняют и конкретизируют положения принятых модельных актов, что, в свою очередь, влечет неоправданное увеличение количества таких документов
и «путает» правоприменителя при организации их использования [10, 11].
Следует отметить, что основные требования к порядку разработки и содержанию модельных актов ОДКБ, которые призваны служить ориентиром для развития национального законодательства всех государств-членов, установлены Положением о разработке и принятии типовых (модельных) законодательных актов и рекомендаций Парламентской Ассамблеей ОДКБ, принятом Парламентской Ассамблеей ОДКБ 28 ноября 2013 г. [9].
Закрепленный порядок подготовки проектов модельных актов в интересах Парламентской Ассамблеи ОДКБ включает в себя ряд обязательных этапов, первым из которых является научная проработка вопросов, относящихся к предмету регулирования проекта модельного акта [7, 9].
Таким образом, наблюдается объективное противоречие: требования по обязательной научной проработке вопросов, относящихся к предмету модельного акта (как самостоятельного этапа модельного законотворчества), установлены, но недостатки и пробелы в данной области продолжают существовать и оказывать негативное влияние на весь процесс данной деятельности.
Представляется, что решение перечисленных проблемных вопросов должно осуществляться на основе качественного развития системы информационно-аналитического и научного обеспечения модельного законотворчества в ОДКБ в сфере противодействия новым вызовам и угрозам. В свою очередь, такое развитие должно быть направлено на совершенствование системы получения и применения новых знаний в гуманитарной области для решения актуальных проблем в сфере обеспечения национальной и международной безопасности. При этом успешное планирование развития системы научного обеспечения модельного законотворчества в ОДКБ предполагает комплексное и слаженное задействование возможностей научных и образовательных организаций всех государств – членов ОДКБ.
В соответствии с документами, регламентирующими деятельность Парламентской Ассамблеи ОДКБ, вопросы организации научного обеспечения модельного законотворчества возложены на Экспертно-консультативный совет при Совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ [13].
Планирование научного обеспечения модельного законотворчества в ОДКБ является важной и неотъемлемой частью процесса координации деятельности его субъектов[1]. Практика планирования в данной области должна обеспечивать объединение различных направлений научно-исследовательской деятельности и координацию усилий ее субъектов для научной проработки в заданные сроки наиболее актуальных проблем правового обеспечения в сфере национальной и международной безопасности на пространстве ОДКБ.
В качестве конкретных задач развития научного обеспечения модельного законотворчества в ОДКБ в сфере противодействия новым вызовам и угрозам следует определить:
– совершенствование механизмов определения проблем, требующих научной проработки в сфере противодействия новым вызовам и угрозам с последующим правовым оформлением на модельном и национальном уровнях;
– повышение уровня практической значимости результатов прикладных научно-исследовательских работ и эффективности организации использования их результатов в процессе модельного законотворчества в ОДКБ;
– развитие современных форм организации научной деятельности, в том числе путем расширения практики выполнения научными и образовательными организациями государств – членов ОДКБ совместных научно-исследовательских работ, взаимной экспертизы результатов научных исследований;
– формирование и продвижение актуальной научной повестки в рамках международного сотрудничества компетентных органов отраслевого сотрудничества государств – членов ОДКБ, ориентированной на выработку научно обоснованных прогнозов развития современных вызовов и угроз безопасности глобального и регионального характера, а также соответствующей системы совместных мер по противодействию им;
– совершенствование методологии и методик проведения прикладных научных исследований, в том числе путем внедрения современных информационных технологий;
– развитие системы информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности в интересах модельного законотворчества в ОДКБ.
Так, одним из основных направлений повышения практической значимости на этапе планирования научных исследований является тщательное предварительное изучение проблем, требующих научной разработки, правильное определение цели и задач научного исследования, ожидаемых результатов и возможных путей их внедрения, а также точное соотнесение имеющихся ресурсов исполнителя с ожиданиями и практики модельного законотворчества.
Накопленный опыт в рассматриваемой области свидетельствует, что значительный положительный эффект дает следующий алгоритм предварительной проработки тем исследований:
1 этап. По каждой теме, предполагаемой к исследованию, его авторами должны готовиться обосновывающие материалы (справки, записки), в которых на основе всесторонней и глубокой проработки необходимо раскрывать: актуальность темы научного исследования, предполагаемые цель и задачи исследования, степень научной проработки проблемы, предполагаемая практическая значимость результатов исследования, форма и возможные пути их последующего использования при подготовке проектов модельных актов ОДКБ.
2 этап. После подготовки обосновывающих материалов требуется проведение научно-организационного мероприятия (совещания, семинара, «круглого стола») с участием приглашенных экспертов и специалистов, которое выступает в качестве неформальной дискуссионной площадки, позволяющей обсудить все существенные аспекты исследования, определить его приоритеты, заложить основу для эффективного решения поставленных в научно-исследовательской работе задач, определить содержание ожидаемых выходных (итоговых) документов и пути внедрения результатов исследования.
Именно при таком подходе будут обеспечиваться правильная постановка задач научного исследования и ориентирование его исполнителей на получение конкретных значимых результатов, пригодных для практического использования в процессе модельного законотворчества.
В свою очередь, практическая значимость результатов исследования – это возможность применения добытого и научно обработанного в ходе исследования явления (объекта, процесса) нового знания в реальной практике модельного законотворчества. Она во многом определяет востребованность и успешность реализации на практике продукта научной деятельности, без чего признание научной деятельности эффективной (результативной) невозможно.
Основными критериями оценки практической значимости результатов научного исследования выступают:
– перед использованием: потенциальное значение научной работы для практики модельного законотворчества, которая определяется актуальностью решаемой проблемы (ее масштабом и остротой) и возможностью (потенциалом) решения данной проблемы
с использованием результатов исследования;
– после использования: степень и форма непосредственного использования полученных выводов и оценок при разработке правовых моделей и обеспечивающих их реализацию юридических технологий в сфере обеспечения национальной и коллективной безопасности в ОДКБ.
Практика планирования модельного законотворчества на среднесрочную перспективу свидетельствует о том, что в настоящее время наиболее актуальными направлениями научных исследований, результаты которых могут быть использованы в процессе разработки проектов модельных актов ОДКБ, являются [8]:
– противодействие терроризму и экстремизму;
– обеспечение информационной безопасности;
– противодействие незаконной миграции и торговле людьми;
– противодействие незаконному обороту наркотических средств и их прекурсоров;
– развитие военного и военно-технического сотрудничества государств – членов ОДКБ;
– развитие сотрудничества государств – членов ОДКБ в гуманитарной сфере;
– обеспечение пограничной безопасности;
– обеспечение химической и биологической безопасности.
При этом наиболее востребованными с практической точки зрения являются научные результаты, на основе которых могут быть обоснованы предложения в отношении:
– криминализации различных общественно опасных деяний, противодействие которым относится к деятельности компетентных органов отраслевого сотрудничества в ОДКБ;
– совершенствования организации и методического обеспечения деятельности
по выявлению, анализу, оценке и прогнозированию угроз безопасности государств –
членов ОДКБ;
– гармонизации и унификации терминологии, используемой государствами – членами ОДКБ в сфере обеспечения национальной и международной безопасности;
– совершенствования государственной политики и стратегического планирования
в сфере обеспечения безопасности государств – членов ОДКБ;
– совершенствования организации и проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий компетентных органов государств – членов ОДКБ.
Как показывает опыт научного обеспечения модельного законотворчества в ОДКБ [7], обеспечение достоверности и высокой практической значимости результатов научных исследований достигается на основе использования в процессе их выполнения:
– сведений из официальных справочно-правовых систем государств – членов ОДКБ, размещенных в открытом доступе;
– сведений государственной централизованной статистической отчетности
и отраслевой статистической отчетности;
– систематической специальной информации правоохранительных и контрольно-надзорных органов, органов прокуратуры;
– информации о практике деятельности конституционных судов, судов общей юрисдикции и судов по разрешению экономических споров;
– информации о практике деятельности органов государственной власти, в том числе о результатах рассмотрения жалоб, обращений граждан и организаций;
– информации, содержащейся в официальных докладах и иных документах парламента государства о состоянии и развитии законодательства;
– информации, содержащейся в официальных докладах и иных документах правительства государства и отраслевых органов исполнительной власти;
– информации международных организаций о положении дел в сферах действия международных договоров и соглашений, участниками которых являются государства – члены ОДКБ;
– информации о результатах социологических опросов населения.
Использование научных результатов таких исследований позволяет принять
во внимание экономические, социально-политические, экологические и другие факторы развития определенной сферы жизнедеятельности общества, к которой относятся разрабатываемые проекты модельных актов ОДКБ.
Кроме того, использование результатов научных и аналитических исследований позволяет обосновать роль и место разрабатываемых проектов модельных актов ОДКБ
в системе действующих или будущих (запланированных к разработке) модельных актов ОДКБ, а также исключить возможность появления в нем несоответствий и логических противоречий.
Оперативность и качество научного обеспечения модельного законотворчества в ОДКБ на всех этапах работы над проектом модельного акта способствуют обоснованному выбору используемых правовых моделей и юридических технологий, более полному и точному отражению в них многообразия общественных отношений, относящихся к предмету правового регулирования проекта. При этом объем и характер учитываемой научной и аналитической информации, а также приоритетные ее формы определяются в зависимости от конкретной стадии работы над проектом модельного акта:
1) на начальной стадии приоритетными будут такие виды научной информации, как сводные научные обзоры предложений по совершенствованию законодательства в соответствующей сфере, аналитические обзоры действующих в данной сфере правовых актов, информация об имеющемся зарубежном опыте законодательного регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений, анализ состояния и прогнозы
ее развития, данные социологических исследований [14];
2) на стадии обсуждения проекта модельного акта особый интерес представляет оценка возможных правовых альтернатив в регулируемой сфере, научный анализ итогов обсуждения и экспертной оценки [10, 11].
Как представляется, реализация на системной основе мероприятий по повышению качества научного обеспечения модельного законотворчества в ОДКБ в сфере противодействия новым вызовам и угрозам позволит обеспечить повышение:
– оперативности разработки, согласования и принятия модельных актов ОДКБ;
– качества разрабатываемых положений модельных актов и степени их адаптации к непосредственному использованию при совершенствовании национального законодательства государств – членов ОДКБ;
– качества экспертно-аналитического сопровождения процесса разработки, согласования и принятия проектов модельных актов, обеспечивающего полноценный учет национальных интересов государств – членов ОДКБ в рамках создания единого правового пространства на их территории;
– качества и оперативности деятельности по актуализации положений модельных актов с учетом развития правоотношений и потребностей государств – членов ОДКБ.
В конечном итоге качественное научное обеспечение модельного законотворчества в ОДКБ будет способствовать формированию условий, при которых модельное законодательство сможет стать полноценным и эффективным фундаментом, необходимым для создания и развития системы реализации согласованных национальных и межгосударственных интересов в сфере обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам.
[1] Исходя из сложившейся практики, в качестве основных субъектов модельного законотворчества выделяются эксперты и специалисты компетентных органов государственной власти, представители научных учреждений, иных заинтересованных органов (организаций) государств – членов ОДКБ.
1. Kolesnik A.A. Aktual'nye voprosy ucheta polozhenij model'nyh aktov pri sovershenstvovanii nacional'nogo zakonodatel'stva gosudarstv - chlenov Organizacii Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti // Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychajnye situacii. 2021. № 3 (52). S. 27-34.
2. Rekomendacii po sovershenstvovaniyu metodicheskih osnov razrabotki i podgotovki k prinyatiyu model'nyh aktov ODKB (prinyaty na pyatnadcatom plenarnom zasedanii PA ODKB 5 dek. 2022 g., postanovlenie № 15-6.3). URL: https://paodkb.org/documents/rekomendatsii-po-sovershenstvovaniyu-metodicheskih-osnov-razrabotki-i (data obrashcheniya: 03.06.2023).
3. Rachkov S.A. Model'noe zakonotvorchestvo v sfere nacional'noj bezopasnosti na primere Parlamentskoj Assamblei ODKB // Portal Soveta Respubliki Nacional'nogo sobraniya Respubliki Belarus'. 2022. 31 yanv. URL: http://www.sovrep.gov.by/ru/interview-ru/view/modelnoe-zakonotvorchestvo-v-sfere-natsionalnoj-bezopasnosti-na-primere-parlamentskoj-assamblei-odkb-959/ (data obrashcheniya: 10.06.2023).
4. Rekomendacii po sovershenstvovaniyu organizacionno-pravovyh i metodicheskih osnov ucheta polozhenij model'nyh aktov pri sovershenstvovanii nacional'nogo zakonodatel'stva gosudarstv - chlenov ODKB (prinyaty na pyatnadcatom plenarnom zasedanii PA ODKB 5 dek. 2022 g., postanovlenie № 15-6.2). URL: https://paodkb.org/documents/rekomendatsii-po-sovershenstvovaniyu-organizatsionno-pravovyh-i-metodicheskih-osnov (data obrashcheniya: 03.06.2023).
5. Shenshin V.M. O normativno-pravovom regulirovanii normotvorchestva Rosgvardii v sfere administrativno-yurisdikcionnoj deyatel'nosti // Voenno-yuridicheskij zhurnal. 2022. № 7. S. 17-20. DOI:https://doi.org/10.18572/2070-2108-2022-7-17-20. EDN OLRFBA.
6. Nazarova I.S. Aktual'nye aspekty normativnogo regulirovaniya pravotvorcheskoj deyatel'nosti Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacional'noj gvardii. 2020. № 1 (10). S. 105-108. EDN WSKVMH.
7. Kolesnik A.A. O sovershenstvovanii metodicheskih osnov model'nogo zakonotvorchestva v ODKB // Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychajnye situacii. 2022. № 1 (54). S. 40-49.
8. Model'noe zakonodatel'stvo gosudarstv - chlenov ODKB i gosudarstv - uchastnikov SNG kak instrument obespecheniya bezopasnosti i protivodejstviya novym vyzovam i ugrozam: sb. materialov mezhved. nauch.-prakt. konf. / pod red. O.F. Akbasheva, V.V. Bondurovskogo, A.B. Vybornogo, A.A. Kolesnika. SPb.: Sekretariat Soveta Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv - uchastnikov SNG, 2019. S. 222-235.
9. Polozhenie o razrabotke i prinyatii tipovyh (model'nyh) zakonodatel'nyh aktov i rekomendacij Parlamentskoj Assambleej ODKB (prinyato na shestom plenarnom zasedanii PA ODKB 28 noyab. 2013 g., postanovlenie № 6-11, s izm. ot 24 noyab. 2016 g.). URL: https://paodkb.org/documents/polozhenie-o-razrabotke-i-prinyatii-modelnyh-zakonodatelnyh (data obrashcheniya: 03.06.2023).
10. Analiticheskoe obespechenie deyatel'nosti Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii. M.: Izdanie Gosudarstvennoj Dumy, 2011. S. 11-23.
11. Gurinovich A.G. Nekotorye prioritetnye voprosy analiticheskogo obespecheniya zakonodatel'noj deyatel'nosti // Vestnik Akademii ekonomicheskoj bezopasnosti MVD Rossii. 2011. № 7. S. 21-30.
12. Tihomirov Yu.A. Yuridicheskoe prognozirovanie: nauch.-prakt. posobie. M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Ros. Federacii, 2018. 168 s.
13. Polozhenie ob Ekspertno-konsul'tativnom sovete pri Sovete Parlamentskoj Assamblei Organizacii Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti (prinyato na zasedanii Soveta PA ODKB 29 noyab. 2021 g., postanovlenie № 29). URL: https://paodkb.org/documents/polozhenie-ob-ekspertno-konsultativnom-sovete-pri-sovete-parlamentskoy (data obrashcheniya: 03.06.2023).
14. Problemy sovershenstvovaniya analiticheskogo obespecheniya zakonodatel'nogo processa // Informacionno-analiticheskij material Apparata Gosudarstvennoj Dumy. 2005. 27 iyulya. URL: https://pravo.hse.ru/data/2012/01/20/600%20Kb.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2023).