Россия
На основе анализа практики модельного законотворчества в ОДКБ автором выявлены проблемы, влияющие на эффективность данной деятельности, одной из которых является недостаточный уровень научного обеспечения процесса разработки и подготовки к принятию модельных актов ОДКБ. Результаты анализа позволили автору сформулировать и обосновать предложения по повышению качества научного обеспечения модельного законотворчества в ОДКБ, а также выделить ключевые особенности данной деятельности на современном этапе.
гармонизация законодательства, модельное законодательство, государства – члены ОДКБ, модельные акты, межпарламентское взаимодействие, научное обеспечение, научные исследования, методическое обеспечение, национальная безопасность
В современных условиях создание научно обоснованной системы правового обеспечения национальной и международной безопасности для всех государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) является приоритетной задачей. С учетом этого межгосударственное взаимодействие, осуществляемое в рамках деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ, направленное на выработку новых, отвечающих современным требованиям форм и методов такого обеспечения, приобретает все большее значение [1, 2].
© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2023
Гармонизация законодательства в сферах, связанных с коллективной безопасностью, реализуется через принятие Парламентской Ассамблеей ОДКБ модельных законодательных актов и рекомендаций, которые не носят обязательного юридического характера
и не являются источником международного права. Однако ценность и важность этих нормативных актов заключается в том, что они направлены на сближение национальных законодательств государств-членов по тем вопросам государственной, экономической
и общественной жизни, по которым у всех государств имеются близкие по содержанию взгляды и подходы [3].
Именно потому, что модельные акты ОДКБ являются правовыми документами рекомендательного характера, не имеющими обязательных к исполнению правовых предписаний, для обеспечения их реализации в национальном праве они должны носить объективный, прогрессивный и научно обоснованный характер [4].
Некоторыми учеными признается, что модельное законодательство в последние годы все больше обретает черты системообразующего элемента [5, 6] в процессе интеграции государств – членов ОДКБ по вопросам обеспечения их национальной и коллективной безопасности. Именно благодаря новейшим правовым моделям и юридическим технологиям, закрепляемым
в модельных актах, в правовом поле ОДКБ на системной основе происходит поэтапное формирование конкретных правовых механизмов реализации общих жизненно важных интересов в сфере обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам [7].
Однако процесс разработки модельных актов ОДКБ сопряжен с множеством проблем и трудностей, большинство из которых носят объективный характер и могут быть устранены при дальнейшем совершенствовании процесса модельного законотворчества.
Так, отдельными специалистами среди наиболее значимых проблемных моментов, существенно снижающих эффективность деятельности по разработке и подготовке к принятию модельных актов ОДКБ [8], выделяется несовершенство методических и организационных основ разработки модельных актов ОДКБ, несовершенство информационно-аналитического и научного обеспечения модельного законотворчества в ОДКБ, а также отсутствие согласованного методического инструментария проведения экспертной оценки проектов модельных актов ОДКБ.
Работа по решению обозначенных проблем ведется экспертным сообществом на системной основе: в целях обеспечения методологического единства и гармонизации правовых требований к организации деятельности по разработке и подготовке к принятию модельных актов ОДКБ, а также к учету положений таких актов в законодательстве государств – членов ОДКБ в 2021–2022 гг. специалистами российских научных
и образовательных организаций на основе многолетнего опыта экспертно-правового обеспечения национальной и международной безопасности разработаны организационно-методические документы, которые были приняты на пятнадцатом пленарном заседании Парламентской Ассамблеи ОДКБ в декабре 2022 г.:
– Рекомендации по совершенствованию методических основ разработки и подготовки к принятию модельных актов ОДКБ [2];
– Рекомендации по совершенствованию организационно-правовых и методических основ учета положений модельных актов при совершенствовании национального законодательства государств – членов ОДКБ [4].
В указанных рекомендациях предложены согласованные подходы к организации модельного законотворчества и использования модельных актов в национальном законодательстве ОДКБ. Представляется, что использование указанных рекомендаций позволит восполнить имеющиеся пробелы в методическом обеспечении модельного законотворчества на пространстве ОДКБ, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества разрабатываемых положений модельных актов и степени их адаптации к непосредственному использованию при совершенствовании национального законодательства [4].
Вместе с тем приходится констатировать, что научное и информационно-аналитическое обеспечение модельного законотворчества в ОДКБ к настоящему времени так и не сложилось в комплексную систему, обеспечивающую решение ключевой задачи – научной проработки актуальных и прогнозируемых проблем, требующих изучения в рамках совершенствования правового регулирования в сфере обеспечения национальной
и международной безопасности, с последующим практическим использованием в виде современных правовых моделей и юридических технологий.
Многие эксперты-разработчики проектов модельных актов ОДКБ еще пять лет назад в ходе специализированного экспертного опроса указали, что наибольшую озабоченность у них вызывают обстоятельства, обусловленные [8]:
– нехваткой актуальной и достоверной информации о конкретных потребностях государств – членов ОДКБ в правовом регулировании в сфере обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам. В соответствии с утвержденным регламентом [9] работа по сбору и обобщению сведений о потребностях государств – членов ОДКБ в модельном правовом оформлении вопросов обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам ведется Секретариатом Парламентской Ассамблеи ОДКБ в опросном порядке, большинство предложений в программы модельного законотворчества представляется самими экспертами-разработчиками, а не представителями национальных парламентов государств – членов ОДКБ. Вместе с тем результаты научных исследований актуальных проблем обеспечения национальной и международной безопасности в данной работе практически не используются;
– недостаточностью актуальной и достоверной справочно-правовой информации о состоянии законодательства в государствах – членах ОДКБ в сфере обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам. В настоящее время не во всех государствах – членах ОДКБ имеются открытые для общего пользования порталы правовой информации в сети Интернет. Актуальные сведения о законодательстве иных стран можно получить, как правило, на платной основе, что существенно снижает возможности экспертов-разработчиков обеспечить объективность разрабатываемых материалов. Данное обстоятельство оказывает существенное влияние не только на процесс планирования модельного законотворчества в ОДКБ, но и на формирование соответствующей информационной основы специализированных научных исследований в данной сфере;
– нехваткой специализированных правовых научных и аналитических исследований (в том числе сравнительного правового анализа) по вопросам обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам в государствах – членах ОДКБ. Как показывает практика, подобного рода исследования регулярно проводятся различными научными и образовательными организациями государств – членов ОДКБ, однако их результаты не всегда доступны экспертам-разработчикам проектов модельных актов и представителям законодательных органов;
– низкое качество результатов научных исследований, проводимых в интересах обеспечения процесса модельного законотворчества, неготовность (неадаптированность) таких результатов к непосредственному практическому использованию при разработке проектов модельных актов.
Отдельно следует подчеркнуть, что практическая значимость проводимых научных исследований не всегда соответствует необходимому уровню и ожиданиям экспертов-разработчиков проектов модельных актов и специалистов рабочих органов Парламентской Ассамблеи ОДКБ, которые осуществляют текущее и перспективное планирование модельного законотворчества. Данное обстоятельство не в последнюю очередь оказывает негативное влияние на эффективность научного обеспечения модельного законотворчества, а также ставит под сомнение эффективность привлечения тех или иных экспертных, научных и образовательных организаций к решению актуальных проблем в рассматриваемой сфере.
Практика использования результатов научных и аналитических исследований при разработке проектов модельных актов ОДКБ показывает, что типовыми недостатками научной продукции, используемой в рамках данной деятельности, снижающими
ее практическую значимость, являются:
– отсутствие новизны в предлагаемых решениях проблем правового обеспечения национальной и международной безопасности. Принципиальным условием обеспечения практической значимости является получение в ходе проведения научных исследований новых знаний для процесса модельного законотворчества. Функции научного обеспечения (научной проработки) не должны сводиться лишь к обобщению и систематизации накопленного опыта, так как это заведомо обрекает науку на отставание от реальной практики и актуальных потребностей государств – членов ОДКБ в этой сфере;
– недостаточная достоверность и обоснованность результатов исследований (теоретических и практических положений: фактов, выводов, предложений, рекомендаций и т.п.);
– необоснованное акцентирование внимания на исследовании второстепенных вопросов, не относящихся к основному предмету научного исследования, при поверхностном анализе первоочередных проблем, требующих научной разработки. Одной из причин этого является
то, что исследовательские коллективы нередко раскрывают не те аспекты проблемы, которые необходимы практике, а те, по которым у них имеется материал;
– включение в результаты научных исследований неаргументированных, поверхностных выводов, субъективных мнений, непроверенных фактов, ненужных сведений и рассуждений;
– несоответствие положений, выводов, рекомендаций, полученных в ходе научного исследования, нормативной правовой базе государств – членов ОДКБ, концептуальным основам деятельности органов межпарламентского сотрудничества;
– недостаточная степень готовности разрабатываемой научной продукции к непосредственному практическому использованию при подготовке проектов модельных актов ОДКБ и сопроводительных материалов к ним, неоднозначность предлагаемых решений и невозможность их применения на практике.
Наличие перечисленных недостатков обусловлено проблемами организационного характера, основными из которых выступают:
– отсутствие в ряде случаев конкретных заказчиков научных исследований в интересах модельного законотворчества, способных сформировать объективные требования к научному результату;
– неиспользование авторами исследований имеющихся информационных ресурсов (справочных, правовых, статистических), издержки информационного обмена между научными организациями и компетентными органами отраслевого сотрудничества в ОДКБ;
– отсутствие реальной апробации предварительных и итоговых результатов научных исследований;
– некачественная отработка авторами исследования предложений и рекомендаций заинтересованных научных организаций и компетентных органов отраслевого сотрудничества в ОДКБ.
Как показывает опыт модельного законотворчества, имеющиеся пробелы и недостатки в научном и информационно-аналитическом обеспечении модельного законотворчества в ОДКБ отрицательно сказываются как на качестве самих модельных актов, так и на результатах их использования при совершенствовании национального законодательства государств – членов ОДКБ.
Обеспечение научной обоснованности и объективности означает, что предлагаемые в модельных актах правовые модели (законодательные решения) и юридические технологии их обеспечения (реализации) должны носить объективный и научно обоснованный характер, что подразумевает тщательный учет социально-политических, экономических, военных и других факторов развития тех сфер жизнедеятельности общества и государства, к которым относится предмет проекта модельного акта [7, 10, 11]. Научное обоснование проекта модельного акта также является непременным условием обеспечения согласованности его положений с действующим модельным и национальным законодательством, увязки предлагаемых правовых моделей с принятыми и планируемыми к разработке и принятию правовыми предписаниями.
Обеспечение научной обоснованности проекта модельного акта предполагает создание условий для выработки юридически грамотного, корректного с точки зрения современных требований законодательной техники проекта правового акта, который бы отвечал потребностям правового регулирования данной сферы общественных отношений и содержал положения, обеспечивающие механизм его реализации [12].
На практике конкретные пробелы и недостатки в научном обосновании разрабатываемых проектов модельных актов с неизбежностью влекут такие негативные последствия, как:
– затягивание процесса рассмотрения и принятия проектов модельных актов ввиду
их низкого качества и недостаточной обоснованности предлагаемых в них правовых моделей и юридических технологий;
– не востребованность документа для использования в национальных правовых системах государств – членов ОДКБ;
– необходимость подготовки дополнительных модельных актов (комментариев, рекомендаций), которые разъясняют и конкретизируют положения принятых модельных актов, что, в свою очередь, влечет неоправданное увеличение количества таких документов
и «путает» правоприменителя при организации их использования [10, 11].
Следует отметить, что основные требования к порядку разработки и содержанию модельных актов ОДКБ, которые призваны служить ориентиром для развития национального законодательства всех государств-членов, установлены Положением о разработке и принятии типовых (модельных) законодательных актов и рекомендаций Парламентской Ассамблеей ОДКБ, принятом Парламентской Ассамблеей ОДКБ 28 ноября 2013 г. [9].
Закрепленный порядок подготовки проектов модельных актов в интересах Парламентской Ассамблеи ОДКБ включает в себя ряд обязательных этапов, первым из которых является научная проработка вопросов, относящихся к предмету регулирования проекта модельного акта [7, 9].
Таким образом, наблюдается объективное противоречие: требования по обязательной научной проработке вопросов, относящихся к предмету модельного акта (как самостоятельного этапа модельного законотворчества), установлены, но недостатки и пробелы в данной области продолжают существовать и оказывать негативное влияние на весь процесс данной деятельности.
Представляется, что решение перечисленных проблемных вопросов должно осуществляться на основе качественного развития системы информационно-аналитического и научного обеспечения модельного законотворчества в ОДКБ в сфере противодействия новым вызовам и угрозам. В свою очередь, такое развитие должно быть направлено на совершенствование системы получения и применения новых знаний в гуманитарной области для решения актуальных проблем в сфере обеспечения национальной и международной безопасности. При этом успешное планирование развития системы научного обеспечения модельного законотворчества в ОДКБ предполагает комплексное и слаженное задействование возможностей научных и образовательных организаций всех государств – членов ОДКБ.
В соответствии с документами, регламентирующими деятельность Парламентской Ассамблеи ОДКБ, вопросы организации научного обеспечения модельного законотворчества возложены на Экспертно-консультативный совет при Совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ [13].
Планирование научного обеспечения модельного законотворчества в ОДКБ является важной и неотъемлемой частью процесса координации деятельности его субъектов[1]. Практика планирования в данной области должна обеспечивать объединение различных направлений научно-исследовательской деятельности и координацию усилий ее субъектов для научной проработки в заданные сроки наиболее актуальных проблем правового обеспечения в сфере национальной и международной безопасности на пространстве ОДКБ.
В качестве конкретных задач развития научного обеспечения модельного законотворчества в ОДКБ в сфере противодействия новым вызовам и угрозам следует определить:
– совершенствование механизмов определения проблем, требующих научной проработки в сфере противодействия новым вызовам и угрозам с последующим правовым оформлением на модельном и национальном уровнях;
– повышение уровня практической значимости результатов прикладных научно-исследовательских работ и эффективности организации использования их результатов в процессе модельного законотворчества в ОДКБ;
– развитие современных форм организации научной деятельности, в том числе путем расширения практики выполнения научными и образовательными организациями государств – членов ОДКБ совместных научно-исследовательских работ, взаимной экспертизы результатов научных исследований;
– формирование и продвижение актуальной научной повестки в рамках международного сотрудничества компетентных органов отраслевого сотрудничества государств – членов ОДКБ, ориентированной на выработку научно обоснованных прогнозов развития современных вызовов и угроз безопасности глобального и регионального характера, а также соответствующей системы совместных мер по противодействию им;
– совершенствование методологии и методик проведения прикладных научных исследований, в том числе путем внедрения современных информационных технологий;
– развитие системы информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности в интересах модельного законотворчества в ОДКБ.
Так, одним из основных направлений повышения практической значимости на этапе планирования научных исследований является тщательное предварительное изучение проблем, требующих научной разработки, правильное определение цели и задач научного исследования, ожидаемых результатов и возможных путей их внедрения, а также точное соотнесение имеющихся ресурсов исполнителя с ожиданиями и практики модельного законотворчества.
Накопленный опыт в рассматриваемой области свидетельствует, что значительный положительный эффект дает следующий алгоритм предварительной проработки тем исследований:
1 этап. По каждой теме, предполагаемой к исследованию, его авторами должны готовиться обосновывающие материалы (справки, записки), в которых на основе всесторонней и глубокой проработки необходимо раскрывать: актуальность темы научного исследования, предполагаемые цель и задачи исследования, степень научной проработки проблемы, предполагаемая практическая значимость результатов исследования, форма и возможные пути их последующего использования при подготовке проектов модельных актов ОДКБ.
2 этап. После подготовки обосновывающих материалов требуется проведение научно-организационного мероприятия (совещания, семинара, «круглого стола») с участием приглашенных экспертов и специалистов, которое выступает в качестве неформальной дискуссионной площадки, позволяющей обсудить все существенные аспекты исследования, определить его приоритеты, заложить основу для эффективного решения поставленных в научно-исследовательской работе задач, определить содержание ожидаемых выходных (итоговых) документов и пути внедрения результатов исследования.
Именно при таком подходе будут обеспечиваться правильная постановка задач научного исследования и ориентирование его исполнителей на получение конкретных значимых результатов, пригодных для практического использования в процессе модельного законотворчества.
В свою очередь, практическая значимость результатов исследования – это возможность применения добытого и научно обработанного в ходе исследования явления (объекта, процесса) нового знания в реальной практике модельного законотворчества. Она во многом определяет востребованность и успешность реализации на практике продукта научной деятельности, без чего признание научной деятельности эффективной (результативной) невозможно.
Основными критериями оценки практической значимости результатов научного исследования выступают:
– перед использованием: потенциальное значение научной работы для практики модельного законотворчества, которая определяется актуальностью решаемой проблемы (ее масштабом и остротой) и возможностью (потенциалом) решения данной проблемы
с использованием результатов исследования;
– после использования: степень и форма непосредственного использования полученных выводов и оценок при разработке правовых моделей и обеспечивающих их реализацию юридических технологий в сфере обеспечения национальной и коллективной безопасности в ОДКБ.
Практика планирования модельного законотворчества на среднесрочную перспективу свидетельствует о том, что в настоящее время наиболее актуальными направлениями научных исследований, результаты которых могут быть использованы в процессе разработки проектов модельных актов ОДКБ, являются [8]:
– противодействие терроризму и экстремизму;
– обеспечение информационной безопасности;
– противодействие незаконной миграции и торговле людьми;
– противодействие незаконному обороту наркотических средств и их прекурсоров;
– развитие военного и военно-технического сотрудничества государств – членов ОДКБ;
– развитие сотрудничества государств – членов ОДКБ в гуманитарной сфере;
– обеспечение пограничной безопасности;
– обеспечение химической и биологической безопасности.
При этом наиболее востребованными с практической точки зрения являются научные результаты, на основе которых могут быть обоснованы предложения в отношении:
– криминализации различных общественно опасных деяний, противодействие которым относится к деятельности компетентных органов отраслевого сотрудничества в ОДКБ;
– совершенствования организации и методического обеспечения деятельности
по выявлению, анализу, оценке и прогнозированию угроз безопасности государств –
членов ОДКБ;
– гармонизации и унификации терминологии, используемой государствами – членами ОДКБ в сфере обеспечения национальной и международной безопасности;
– совершенствования государственной политики и стратегического планирования
в сфере обеспечения безопасности государств – членов ОДКБ;
– совершенствования организации и проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий компетентных органов государств – членов ОДКБ.
Как показывает опыт научного обеспечения модельного законотворчества в ОДКБ [7], обеспечение достоверности и высокой практической значимости результатов научных исследований достигается на основе использования в процессе их выполнения:
– сведений из официальных справочно-правовых систем государств – членов ОДКБ, размещенных в открытом доступе;
– сведений государственной централизованной статистической отчетности
и отраслевой статистической отчетности;
– систематической специальной информации правоохранительных и контрольно-надзорных органов, органов прокуратуры;
– информации о практике деятельности конституционных судов, судов общей юрисдикции и судов по разрешению экономических споров;
– информации о практике деятельности органов государственной власти, в том числе о результатах рассмотрения жалоб, обращений граждан и организаций;
– информации, содержащейся в официальных докладах и иных документах парламента государства о состоянии и развитии законодательства;
– информации, содержащейся в официальных докладах и иных документах правительства государства и отраслевых органов исполнительной власти;
– информации международных организаций о положении дел в сферах действия международных договоров и соглашений, участниками которых являются государства – члены ОДКБ;
– информации о результатах социологических опросов населения.
Использование научных результатов таких исследований позволяет принять
во внимание экономические, социально-политические, экологические и другие факторы развития определенной сферы жизнедеятельности общества, к которой относятся разрабатываемые проекты модельных актов ОДКБ.
Кроме того, использование результатов научных и аналитических исследований позволяет обосновать роль и место разрабатываемых проектов модельных актов ОДКБ
в системе действующих или будущих (запланированных к разработке) модельных актов ОДКБ, а также исключить возможность появления в нем несоответствий и логических противоречий.
Оперативность и качество научного обеспечения модельного законотворчества в ОДКБ на всех этапах работы над проектом модельного акта способствуют обоснованному выбору используемых правовых моделей и юридических технологий, более полному и точному отражению в них многообразия общественных отношений, относящихся к предмету правового регулирования проекта. При этом объем и характер учитываемой научной и аналитической информации, а также приоритетные ее формы определяются в зависимости от конкретной стадии работы над проектом модельного акта:
1) на начальной стадии приоритетными будут такие виды научной информации, как сводные научные обзоры предложений по совершенствованию законодательства в соответствующей сфере, аналитические обзоры действующих в данной сфере правовых актов, информация об имеющемся зарубежном опыте законодательного регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений, анализ состояния и прогнозы
ее развития, данные социологических исследований [14];
2) на стадии обсуждения проекта модельного акта особый интерес представляет оценка возможных правовых альтернатив в регулируемой сфере, научный анализ итогов обсуждения и экспертной оценки [10, 11].
Как представляется, реализация на системной основе мероприятий по повышению качества научного обеспечения модельного законотворчества в ОДКБ в сфере противодействия новым вызовам и угрозам позволит обеспечить повышение:
– оперативности разработки, согласования и принятия модельных актов ОДКБ;
– качества разрабатываемых положений модельных актов и степени их адаптации к непосредственному использованию при совершенствовании национального законодательства государств – членов ОДКБ;
– качества экспертно-аналитического сопровождения процесса разработки, согласования и принятия проектов модельных актов, обеспечивающего полноценный учет национальных интересов государств – членов ОДКБ в рамках создания единого правового пространства на их территории;
– качества и оперативности деятельности по актуализации положений модельных актов с учетом развития правоотношений и потребностей государств – членов ОДКБ.
В конечном итоге качественное научное обеспечение модельного законотворчества в ОДКБ будет способствовать формированию условий, при которых модельное законодательство сможет стать полноценным и эффективным фундаментом, необходимым для создания и развития системы реализации согласованных национальных и межгосударственных интересов в сфере обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам.
[1] Исходя из сложившейся практики, в качестве основных субъектов модельного законотворчества выделяются эксперты и специалисты компетентных органов государственной власти, представители научных учреждений, иных заинтересованных органов (организаций) государств – членов ОДКБ.
1. Колесник А.А. Актуальные вопросы учета положений модельных актов при совершенствовании национального законодательства государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2021. № 3 (52). С. 27-34.
2. Рекомендации по совершенствованию методических основ разработки и подготовки к принятию модельных актов ОДКБ (приняты на пятнадцатом пленарном заседании ПА ОДКБ 5 дек. 2022 г., постановление № 15-6.3). URL: https://paodkb.org/documents/rekomendatsii-po-sovershenstvovaniyu-metodicheskih-osnov-razrabotki-i (дата обращения: 03.06.2023).
3. Рачков С.А. Модельное законотворчество в сфере национальной безопасности на примере Парламентской Ассамблеи ОДКБ // Портал Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. 2022. 31 янв. URL: http://www.sovrep.gov.by/ru/interview-ru/view/modelnoe-zakonotvorchestvo-v-sfere-natsionalnoj-bezopasnosti-na-primere-parlamentskoj-assamblei-odkb-959/ (дата обращения: 10.06.2023).
4. Рекомендации по совершенствованию организационно-правовых и методических основ учета положений модельных актов при совершенствовании национального законодательства государств - членов ОДКБ (приняты на пятнадцатом пленарном заседании ПА ОДКБ 5 дек. 2022 г., постановление № 15-6.2). URL: https://paodkb.org/documents/rekomendatsii-po-sovershenstvovaniyu-organizatsionno-pravovyh-i-metodicheskih-osnov (дата обращения: 03.06.2023).
5. Шеншин В.М. О нормативно-правовом регулировании нормотворчества Росгвардии в сфере административно-юрисдикционной деятельности // Военно-юридический журнал. 2022. № 7. С. 17-20. DOI:https://doi.org/10.18572/2070-2108-2022-7-17-20. EDN OLRFBA.
6. Назарова И.С. Актуальные аспекты нормативного регулирования правотворческой деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2020. № 1 (10). С. 105-108. EDN WSKVMH.
7. Колесник А.А. О совершенствовании методических основ модельного законотворчества в ОДКБ // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. № 1 (54). С. 40-49.
8. Модельное законодательство государств - членов ОДКБ и государств - участников СНГ как инструмент обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам: сб. материалов межвед. науч.-практ. конф. / под ред. О.Ф. Акбашева, В.В. Бондуровского, А.Б. Выборного, А.А. Колесника. СПб.: Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, 2019. С. 222-235.
9. Положение о разработке и принятии типовых (модельных) законодательных актов и рекомендаций Парламентской Ассамблеей ОДКБ (принято на шестом пленарном заседании ПА ОДКБ 28 нояб. 2013 г., постановление № 6-11, с изм. от 24 нояб. 2016 г.). URL: https://paodkb.org/documents/polozhenie-o-razrabotke-i-prinyatii-modelnyh-zakonodatelnyh (дата обращения: 03.06.2023).
10. Аналитическое обеспечение деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. М.: Издание Государственной Думы, 2011. С. 11-23.
11. Гуринович А.Г. Некоторые приоритетные вопросы аналитического обеспечения законодательной деятельности // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2011. № 7. С. 21-30.
12. Тихомиров Ю.А. Юридическое прогнозирование: науч.-практ. пособие. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Рос. Федерации, 2018. 168 с.
13. Положение об Экспертно-консультативном совете при Совете Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (принято на заседании Совета ПА ОДКБ 29 нояб. 2021 г., постановление № 29). URL: https://paodkb.org/documents/polozhenie-ob-ekspertno-konsultativnom-sovete-pri-sovete-parlamentskoy (дата обращения: 03.06.2023).
14. Проблемы совершенствования аналитического обеспечения законодательного процесса // Информационно-аналитический материал Аппарата Государственной Думы. 2005. 27 июля. URL: https://pravo.hse.ru/data/2012/01/20/600%20Kb.pdf (дата обращения: 10.06.2023).