Russian Federation
Russian Federation
The relevance of various global dangers necessitates the establishment of special legal regimes to regulate social relations during emergencies. In the last few years, the solution of this issue has become a priority in the activities of various countries of the world. The tragic consequences of emergency situations show that the delay of the state in making decisions, negligent attitude to the measures and restrictions imposed can lead to a complication of the socio-economic and political situation. All this often leads to significant human casualties, numerous destruction and destruction, a rapid flow of refugees, disruption of infrastructure, colossal material damage, humanitarian catastrophe. These circumstances pose a real threat to the national security and territorial integrity of the State. The authorities and local self-government bodies are required to take immediate measures. Also, the state faces a new task – the optimization of public administration, forcing it to quickly create previously unrealized legal mechanisms for the introduction of emergency legal regimes in order to maintain law and order and ensure the rule of law in the state.
human and civil rights and freedoms, emergency situation, federal state bodies, emergency legislation
В 1991 г. в России было впервые осуществлено законодательное закрепление прав и свобод человека и гражданина в соответствующей Декларации, разработанной в полном соответствии с международными нормами, регулирующими исследуемую область правовых отношений. Это событие знаменует новую эру в правовой системе России, где признание и гарантия прав и свобод человека и гражданина провозглашаются на уровне закона.
Обеспечение прав и свобод человека в чрезвычайных ситуациях не ограничивается только применением чрезвычайного законодательства и установлением временных ограничений. В случаях, когда возникает реальная угроза для жизни и безопасности людей или когда существует непосредственная опасность насильственного изменения конституционного строя страны, применение специальных норм направлено на защиту этих прав и свобод. В Конституции Российской Федерации содержатся статьи, которые гарантируют основные права и свободы граждан. Эти положения предоставляют конституционные гарантии и защиту прав человека в любых обстоятельствах, включая чрезвычайные ситуации. Кроме того, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты устанавливают механизмы и процедуры для обеспечения защиты прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных обстоятельств.
Одним из ведущих принципов правового ограничения основных прав и свобод человека и гражданина является установление специальных законов, ориентированных на защиту интересов человека и гражданина. Эти законы стремятся обеспечить каждому неотъемлемость, целостность и полноту его прав и свобод [1]. Чрезвычайное законодательство – это успешное средство защиты конституционных прав, которое, в свою очередь, может являться мощным оружием насилия в руках государства [2].
Одной из главных причин реализации мер экстренного характера, непременно сопряженных с ограничением прав и свобод, является неотложная потребность в восстановлении всех сфер общественной жизни, а также восстановлении политического, экономического и правового порядка в государстве. Уникальность чрезвычайного законодательства проявляется в его иерархической структуре, которая отражается в правовых источниках, включающих различные нормативно-правовые акты, образующие между собой правовую пирамиду. Важной составляющей системы чрезвычайного законодательства является определение объекта правового воздействия. В условиях чрезвычайных обстоятельств данный объект представлен интересами личности, общества и государства. Объект правового воздействия в чрезвычайных ситуациях составляет основу формирования законодательства и определяет его целью защиту интересов личности, общества и государства.
Для обеспечения эффективной работы федеральных органов исполнительной власти по защите и обеспечению прав и свобод человека и гражданина в чрезвычайных ситуациях требуется хорошо организованная система, включающая комплекс управленческих органов. Основная цель данной системы заключается в обеспечении эффективного руководства в условиях чрезвычайных обстоятельств. Это подразумевает, что система должна быть спланирована и структурирована таким образом, чтобы обеспечить согласованность действий и координацию усилий между различными федеральными органами исполнительной власти. Важным элементом является наличие четких полномочий и ответственности у каждого управленческого органа. В данную систему входят различные штабы, состоящие из сотрудников МВД России и МЧС России, воинских частей Росгвардии и иных подразделений, принимающих участие в действиях при чрезвычайных ситуациях.
В особых обстоятельствах может быть создан и оперативный штаб совместного действия, который будет выполнять роль экстренного управленческого органа, мобилизируя все доступные ресурсы и возможности [3].
Организационные аспекты правоохранительной деятельности уполномоченных органов, заключающейся в обеспечении, защите и соблюдении законных прав и свобод человека и гражданина, являются одной из сложных сфер, требующих внимания и изучения со стороны правовой науки и практики. Это обстоятельство создает область определенных практических действий и стимулирует детальное изучение деятельности территориальных органов МВД России в рассматриваемой области правоотношений [4]. По мнению ученых
в области права, охраняя общественную безопасность в чрезвычайных условиях, органы внутренних дел реализуют превентивную, административно-профилактическую и уголовно-процессуальную функции [5].
Главная роль полиции в обеспечении защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также в противодействии преступности и поддержании общественного правопорядка закреплена Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Основная цель полиции состоит в охране собственности и обеспечении общественной безопасности. Следует отметить, что полиция имеет право использовать определенные меры государственного принуждения в соответствии с законодательством. В чрезвычайных ситуациях полиция выполняет ряд задач, включая предотвращение и пресечение массовых противоправных действий и беспорядков, защиту особо важных объектов, предотвращение захвата местностей, участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований, освобождение заложников (за исключением случаев, связанных с политическими требованиями преступников).
При введении чрезвычайного законодательства в действие важным элементом является координация совместных действий органов МЧС России и МВД России. В основе их взаимодействия лежит сотрудничество специалистов данных органов в рамках особых правоотношений. Решение общих задач делает такую совместную работу необходимой [6].
В условиях чрезвычайных ситуаций федеральные органы государственной власти, такие как МЧС России и МВД России, осуществляют ряд форм взаимодействия. Одной из ключевых форм является оперативный обмен информацией, который позволяет обеспечить своевременное получение и передачу релевантных данных между органами. Это позволяет лучше планировать и координировать действия, а также принимать оперативные решения на основе актуальной информации.
Важным аспектом взаимодействия является совместное проведение совещаний руководящих составов органов. Такие совещания позволяют обсудить текущую ситуацию, обменяться опытом и координировать стратегию действий для эффективного решения проблем, связанных с чрезвычайными ситуациями. Они способствуют согласованию действий и повышению оперативности реагирования на возникающие вызовы.
Реализация совместных мероприятий и специальных задач также играет важную роль. Это может включать совместные тренировки, учения и оперативные мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. В рамках этих совместных действий органы МЧС России и МВД России объединяют свои ресурсы и опыт для достижения максимальных результатов.
Кроме того, взаимодействие с другими органами власти, такими как Росгвардия, ФСБ России и др., играет важную роль в эффективной борьбе с чрезвычайными ситуациями. Обмен расчетами сил и средств позволяет определить оптимальное распределение ресурсов и усилить совместные усилия для успешного преодоления вызовов, возникающих в таких ситуациях.
Все эти формы взаимодействия основываются на действующем чрезвычайном законодательстве и предусматривают регламентацию и согласованность действий между федеральными органами государственной власти. Это позволяет создать эффективную систему реагирования на чрезвычайные ситуации и обеспечить защиту прав и свобод граждан [7]. Эффективное взаимодействие органов государственной противопожарной службы МЧС России с иными органами государственной власти достигается путем создания конкретных возможностей для данной совместной деятельности, чем обеспечивается мобильность сил, координируемых в разных направлениях одновременно.
Судебная практика является ценным источником информации о защите прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайных ситуаций. Она позволяет установить прецедентные решения, которые определяют рамки компетенции государственных органов
и их полномочия в этой области. Такие решения судов часто содержат толкования законодательства, которые становятся ориентиром для практической деятельности и разрешения спорных вопросов [8].
Однако необходимо отметить, что в условиях чрезвычайных ситуаций возникают новые и специфические вопросы, которые требуют более гибкого и адаптивного подхода. Именно поэтому судебная практика отражает и дополнительные вопросы, связанные
с взаимодействием органов в чрезвычайных условиях и обеспечением прав и свобод граждан. Суды активно участвуют в разъяснении норм права, регулирующих деятельность государственных органов в периоды чрезвычайных обстоятельств, и принимают во внимание особенности ситуации при принятии решений [9].
В рамках анализа судебной практики в исследуемой области правоотношений установлено, что решения судов играют определяющую роль в определении компетенции государственных органов и их полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако следует отметить, что некоторые аспекты взаимодействия органов в чрезвычайных условиях требуют дополнительных уточнений в определении их функций [10]. Также в судебной практике отражены вопросы защиты прав и свобод, гарантии граждан в условиях чрезвычайной ситуации [11].
При анализе правовых и организационных аспектов деятельности органов МЧС России и МВД России в условиях чрезвычайных ситуаций важно обратить внимание на недостаточную правовую регламентацию их деятельности. Это может быть связано с отсутствием четкой и полной законодательной базы, определяющей компетенцию, полномочия и процедуры действий данных органов в таких ситуациях. Такие проблемы могут приводить к неопределенности и неполноте действий, затруднять координацию между органами и создавать препятствия для эффективной защиты прав и свобод населения. Реализация полномочий органами внутренних дел при выполнении задач в чрезвычайных ситуациях носит точечный характер.
Для эффективного решения вышеуказанных задач необходимо принять ряд мер.
Во-первых, усилить сотрудничество и координацию между федеральными органами исполнительной власти, ответственными в области рассматриваемых правоотношений, и органами, участвующими в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Это позволит обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов в чрезвычайных условиях. Необходимо провести дальнейшую работу по усовершенствованию законодательства, включающего в себя четкие нормы и положения, регулирующие деятельность органов МЧС России и МВД России в условиях чрезвычайных ситуаций.
Во-вторых, требуется продолжить улучшение нормативно-правовой базы, включая федеральное законодательство, в сфере чрезвычайных ситуаций и защиты прав и свобод граждан. Введение норм, которые определяют четкие процедуры и полномочия органов исполнительной власти в условиях чрезвычайных ситуаций, будет способствовать более эффективному управлению и координации действий.
В-третьих, важно проводить систематическую подготовку и обучение кадров, работающих в органах МЧС России, МВД России и других государственных органах, чтобы они были готовы эффективно действовать в условиях чрезвычайных ситуаций и соблюдать принципы защиты прав и свобод граждан.
Наконец, важно установить механизмы контроля и отчетности, чтобы обеспечить прозрачность и ответственность в деятельности федеральных органов исполнительной власти. Регулярные проверки и оценки их работы помогут выявлять проблемные моменты
и вносить коррективы в организацию и функционирование системы обеспечения и защиты прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных ситуаций. Данные изменения создадут возможность качественного обеспечения эффективного руководства и защиты интересов граждан в экстремальных ситуациях.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что организация деятельности федеральных государственных органов по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайной ситуации является важным аспектом обеспечения безопасности и справедливости в обществе. Проблемы, возникающие при осуществлении такой деятельности, требуют внимания и комплексного подхода
со стороны правовой науки и практики. Необходимо усиливать сотрудничество и координацию между различными государственными органами, разрабатывать и совершенствовать законодательство, а также применять передовые методы и технологии для эффективного выполнения задач по защите прав и свобод граждан в чрезвычайных ситуациях. Это позволит обеспечить гарантии прав и свобод каждого человека
в непредвиденных обстоятельствах и поддержать устойчивость правового порядка в стране.
1. El'murzaev A.V. Zakonodatel'noe obespechenie dejstvij, svyazannyh s ogranicheniem osnovnyh prav i svobod grazhdan v usloviyah chrezvychajnoj situacii prirodnogo i tekhnogennogo haraktera: dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2005.
2. Melekhin A.V. Chrezvychajnoe zakonodatel'stvo Rossijskoj Federacii: teoreticheskie, pravovye i organizacionnye problemy ego realizacii: monografiya. M.: Akad. upravleniya MVD Rossii, 2013. S. 412.
3. Rossinskij S.B. O polnomochiyah dolzhnostnyh lic, osushchestvlyayushchih sledstvennye dejstviya: voprosy teorii i praktiki // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2017. № 8. S. 73.
4. Levin A.O. Obespechenie prav i svobod cheloveka v usloviyah vvedeniya chrezvychajnogo zakonodatel'stva // Vestnik moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. S. 118.
5. Palij V.M. Yuridicheskie garantii prav cheloveka kak princip obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti v sovremennoj Rossii // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 3. S. 201.
6. Kobyzev N.V. Deyatel'nost' federal'nyh gosudarstvennyh organov po ogranicheniyu i zashchite prav i svobod cheloveka i grazhdanina v usloviyah chrezvychajnogo polozheniya // Molodoj uchenyj. 2020. № 49 (339). S. 254-257.
7. Alauhanov E.O. Organizacionno-pravovye i processual'nye aspekty deyatel'nosti organov ugolovnogo presledovaniya v krizisnyh situaciyah // Rossijskij sledovatel'. 2016. № 2. S. 24-27.
8. Opredelenie Verhovnogo suda Ros. Federacii ot 27 fevr. 2008 g. po delu № 3-46/2007.
9. Apellyacionnoe opredelenie Verhovnogo suda Ros. Federacii ot 10 fevr. 2022 g. po delu № APL21-565.
10. Apellyacionnoe opredelenie Verhovnogo suda Ros. Federacii ot 12 dek. 2018 g. po delu № 3A-615/2018.
11. Reshenie Verhovnogo suda Ros. Federacii ot 20 sent. 2021 g. po delu № AKPI 21-626.