ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Необходимость установления специальных правовых режимов для регулирования общественных отношений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций обусловлена актуальностью глобальных опасностей различного характера. В последние несколько лет решение данного вопроса приобрело приоритетное значение в деятельности различных стран мира. Трагичные последствия чрезвычайных ситуаций показывают, что промедление государства с принятием решений, халатное отношение к вводимым мерам и ограничениям может привести к осложнению социально-экономической и политической ситуации. Все это нередко приводит к значительным человеческим жертвам, многочисленным разрушениям и уничтожениям, стремительному потоку беженцев, нарушению инфраструктуры, колоссальному материальному ущербу, гуманитарной катастрофе. Перечисленные обстоятельства создают реальную угрозу национальной безопасности и территориальной целостности государства. От органов власти и органов местного самоуправления требуется немедленное принятие безотлагательных мер. Перед государством встает новая задача – оптимизация государственного управления, заставляющая оперативно создавать ранее не реализуемые правовые механизмы по введению чрезвычайных правовых режимов в целях поддержания правопорядка и обеспечения законности в государстве.

Ключевые слова:
права и свободы человека и гражданина, чрезвычайная ситуация, федеральные государственные органы, чрезвычайное законодательство
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В 1991 г. в России было впервые осуществлено законодательное закрепление прав и свобод человека и гражданина в соответствующей Декларации, разработанной в полном соответствии с международными нормами, регулирующими исследуемую область правовых отношений. Это событие знаменует новую эру в правовой системе России, где признание и гарантия прав и свобод человека и гражданина провозглашаются на уровне закона.

Обеспечение прав и свобод человека в чрезвычайных ситуациях не ограничивается только применением чрезвычайного законодательства и установлением временных ограничений. В случаях, когда возникает реальная угроза для жизни и безопасности людей или когда существует непосредственная опасность насильственного изменения конституционного строя страны, применение специальных норм направлено на защиту этих прав и свобод. В Конституции Российской Федерации содержатся статьи, которые гарантируют основные права и свободы граждан. Эти положения предоставляют конституционные гарантии и защиту прав человека в любых обстоятельствах, включая чрезвычайные ситуации. Кроме того, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты устанавливают механизмы и процедуры для обеспечения защиты прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Одним из ведущих принципов правового ограничения основных прав и свобод человека и гражданина является установление специальных законов, ориентированных на защиту интересов человека и гражданина. Эти законы стремятся обеспечить каждому неотъемлемость, целостность и полноту его прав и свобод [1]. Чрезвычайное законодательство – это успешное средство защиты конституционных прав, которое, в свою очередь, может являться мощным оружием насилия в руках государства [2].

Одной из главных причин реализации мер экстренного характера, непременно сопряженных с ограничением прав и свобод, является неотложная потребность в восстановлении всех сфер общественной жизни, а также восстановлении политического, экономического и правового порядка в государстве. Уникальность чрезвычайного законодательства проявляется в его иерархической структуре, которая отражается в правовых источниках, включающих различные нормативно-правовые акты, образующие между собой правовую пирамиду. Важной составляющей системы чрезвычайного законодательства является определение объекта правового воздействия. В условиях чрезвычайных обстоятельств данный объект представлен интересами личности, общества и государства. Объект правового воздействия в чрезвычайных ситуациях составляет основу формирования законодательства и определяет его целью защиту интересов личности, общества и государства.

Для обеспечения эффективной работы федеральных органов исполнительной власти по защите и обеспечению прав и свобод человека и гражданина в чрезвычайных ситуациях требуется хорошо организованная система, включающая комплекс управленческих органов. Основная цель данной системы заключается в обеспечении эффективного руководства в условиях чрезвычайных обстоятельств. Это подразумевает, что система должна быть спланирована и структурирована таким образом, чтобы обеспечить согласованность действий и координацию усилий между различными федеральными органами исполнительной власти. Важным элементом является наличие четких полномочий и ответственности у каждого управленческого органа. В данную систему входят различные штабы, состоящие из сотрудников МВД России и МЧС России, воинских частей Росгвардии и иных подразделений, принимающих участие в действиях при чрезвычайных ситуациях.
В особых обстоятельствах может быть создан и оперативный штаб совместного действия, который будет выполнять роль экстренного управленческого органа, мобилизируя все доступные ресурсы и возможности [3].

Организационные аспекты правоохранительной деятельности уполномоченных органов, заключающейся в обеспечении, защите и соблюдении законных прав и свобод человека и гражданина, являются одной из сложных сфер, требующих внимания и изучения со стороны правовой науки и практики. Это обстоятельство создает область определенных практических действий и стимулирует детальное изучение деятельности территориальных органов МВД России в рассматриваемой области правоотношений [4]. По мнению ученых
в области права, охраняя общественную безопасность в чрезвычайных условиях, органы внутренних дел реализуют превентивную, административно-профилактическую и уголовно-процессуальную функции [5].

Главная роль полиции в обеспечении защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также в противодействии преступности и поддержании общественного правопорядка закреплена Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Основная цель полиции состоит в охране собственности и обеспечении общественной безопасности. Следует отметить, что полиция имеет право использовать определенные меры государственного принуждения в соответствии с законодательством. В чрезвычайных ситуациях полиция выполняет ряд задач, включая предотвращение и пресечение массовых противоправных действий и беспорядков, защиту особо важных объектов, предотвращение захвата местностей, участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований, освобождение заложников (за исключением случаев, связанных с политическими требованиями преступников).

При введении чрезвычайного законодательства в действие важным элементом является координация совместных действий органов МЧС России и МВД России. В основе их взаимодействия лежит сотрудничество специалистов данных органов в рамках особых правоотношений. Решение общих задач делает такую совместную работу необходимой [6].
В условиях чрезвычайных ситуаций федеральные органы государственной власти, такие как МЧС России и МВД России, осуществляют ряд форм взаимодействия. Одной из ключевых форм является оперативный обмен информацией, который позволяет обеспечить своевременное получение и передачу релевантных данных между органами. Это позволяет лучше планировать и координировать действия, а также принимать оперативные решения на основе актуальной информации.

Важным аспектом взаимодействия является совместное проведение совещаний руководящих составов органов. Такие совещания позволяют обсудить текущую ситуацию, обменяться опытом и координировать стратегию действий для эффективного решения проблем, связанных с чрезвычайными ситуациями. Они способствуют согласованию действий и повышению оперативности реагирования на возникающие вызовы.

Реализация совместных мероприятий и специальных задач также играет важную роль. Это может включать совместные тренировки, учения и оперативные мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. В рамках этих совместных действий органы МЧС России и МВД России объединяют свои ресурсы и опыт для достижения максимальных результатов.

Кроме того, взаимодействие с другими органами власти, такими как Росгвардия, ФСБ России и др., играет важную роль в эффективной борьбе с чрезвычайными ситуациями. Обмен расчетами сил и средств позволяет определить оптимальное распределение ресурсов и усилить совместные усилия для успешного преодоления вызовов, возникающих в таких ситуациях.

Все эти формы взаимодействия основываются на действующем чрезвычайном законодательстве и предусматривают регламентацию и согласованность действий между федеральными органами государственной власти. Это позволяет создать эффективную систему реагирования на чрезвычайные ситуации и обеспечить защиту прав и свобод граждан [7]. Эффективное взаимодействие органов государственной противопожарной службы МЧС России с иными органами государственной власти достигается путем создания конкретных возможностей для данной совместной деятельности, чем обеспечивается мобильность сил, координируемых в разных направлениях одновременно.

Судебная практика является ценным источником информации о защите прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайных ситуаций. Она позволяет установить прецедентные решения, которые определяют рамки компетенции государственных органов
и их полномочия в этой области. Такие решения судов часто содержат толкования законодательства, которые становятся ориентиром для практической деятельности и разрешения спорных вопросов [8].

Однако необходимо отметить, что в условиях чрезвычайных ситуаций возникают новые и специфические вопросы, которые требуют более гибкого и адаптивного подхода. Именно поэтому судебная практика отражает и дополнительные вопросы, связанные
с взаимодействием органов в чрезвычайных условиях и обеспечением прав и свобод граждан. Суды активно участвуют в разъяснении норм права, регулирующих деятельность государственных органов в периоды чрезвычайных обстоятельств, и принимают во внимание особенности ситуации при принятии решений [9].

В рамках анализа судебной практики в исследуемой области правоотношений установлено, что решения судов играют определяющую роль в определении компетенции государственных органов и их полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако следует отметить, что некоторые аспекты взаимодействия органов в чрезвычайных условиях требуют дополнительных уточнений в определении их функций [10]. Также в судебной практике отражены вопросы защиты прав и свобод, гарантии граждан в условиях чрезвычайной ситуации [11].

При анализе правовых и организационных аспектов деятельности органов МЧС России и МВД России в условиях чрезвычайных ситуаций важно обратить внимание на недостаточную правовую регламентацию их деятельности. Это может быть связано с отсутствием четкой и полной законодательной базы, определяющей компетенцию, полномочия и процедуры действий данных органов в таких ситуациях. Такие проблемы могут приводить к неопределенности и неполноте действий, затруднять координацию между органами и создавать препятствия для эффективной защиты прав и свобод населения. Реализация полномочий органами внутренних дел при выполнении задач в чрезвычайных ситуациях носит точечный характер.

Для эффективного решения вышеуказанных задач необходимо принять ряд мер.
Во-первых, усилить сотрудничество и координацию между федеральными органами исполнительной власти, ответственными в области рассматриваемых правоотношений, и органами, участвующими в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Это позволит обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов в чрезвычайных условиях. Необходимо провести дальнейшую работу по усовершенствованию законодательства, включающего в себя четкие нормы и положения, регулирующие деятельность органов МЧС России и МВД России в условиях чрезвычайных ситуаций.

Во-вторых, требуется продолжить улучшение нормативно-правовой базы, включая федеральное законодательство, в сфере чрезвычайных ситуаций и защиты прав и свобод граждан. Введение норм, которые определяют четкие процедуры и полномочия органов исполнительной власти в условиях чрезвычайных ситуаций, будет способствовать более эффективному управлению и координации действий.

В-третьих, важно проводить систематическую подготовку и обучение кадров, работающих в органах МЧС России, МВД России и других государственных органах, чтобы они были готовы эффективно действовать в условиях чрезвычайных ситуаций и соблюдать принципы защиты прав и свобод граждан.

Наконец, важно установить механизмы контроля и отчетности, чтобы обеспечить прозрачность и ответственность в деятельности федеральных органов исполнительной власти. Регулярные проверки и оценки их работы помогут выявлять проблемные моменты
и вносить коррективы в организацию и функционирование системы обеспечения и защиты прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных ситуаций. Данные изменения создадут возможность качественного обеспечения эффективного руководства и защиты интересов граждан в экстремальных ситуациях.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что организация деятельности федеральных государственных органов по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайной ситуации является важным аспектом обеспечения безопасности и справедливости в обществе. Проблемы, возникающие при осуществлении такой деятельности, требуют внимания и комплексного подхода
со стороны правовой науки и практики. Необходимо усиливать сотрудничество и координацию между различными государственными органами, разрабатывать и совершенствовать законодательство, а также применять передовые методы и технологии для эффективного выполнения задач по защите прав и свобод граждан в чрезвычайных ситуациях. Это позволит обеспечить гарантии прав и свобод каждого человека
в непредвиденных обстоятельствах и поддержать устойчивость правового порядка в стране.

Список литературы

1. Эльмурзаев А.В. Законодательное обеспечение действий, связанных с ограничением основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.

2. Мелехин А.В. Чрезвычайное законодательство Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные проблемы его реализации: монография. М.: Акад. управления МВД России, 2013. С. 412.

3. Россинский С.Б. О полномочиях должностных лиц, осуществляющих следственные действия: вопросы теории и практики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 8. С. 73.

4. Левин А.О. Обеспечение прав и свобод человека в условиях введения чрезвычайного законодательства // Вестник московского университета МВД России. 2015. С. 118.

5. Палий В.М. Юридические гарантии прав человека как принцип обеспечения общественной безопасности в современной России // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 3. С. 201.

6. Кобызев Н.В. Деятельность федеральных государственных органов по ограничению и защите прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения // Молодой ученый. 2020. № 49 (339). С. 254-257.

7. Алауханов Е.О. Организационно-правовые и процессуальные аспекты деятельности органов уголовного преследования в кризисных ситуациях // Российский следователь. 2016. № 2. С. 24-27.

8. Определение Верховного суда Рос. Федерации от 27 февр. 2008 г. по делу № 3-46/2007.

9. Апелляционное определение Верховного суда Рос. Федерации от 10 февр. 2022 г. по делу № АПЛ21-565.

10. Апелляционное определение Верховного суда Рос. Федерации от 12 дек. 2018 г. по делу № 3А-615/2018.

11. Решение Верховного суда Рос. Федерации от 20 сент. 2021 г. по делу № АКПИ 21-626.

Войти или Создать
* Забыли пароль?