Russian Federation
Russian Federation
A description of the activities of the Parliamentary Assembly of CSTO on migration policy and countering illegal migration from 2010 to 2022 is given. The relevance of the parliamentary dimension of migration policy within the CSTO is confirmed by the situation that develops almost along the entire perimeter of the borders of the CSTO member states. The adopted recommendations on harmonizing the legislation of the CSTO member states in the areas of countering illegal (irregular) migration and human trafficking (2011) are covered; problems of refugees and asylum seekers (2014); creating a positive image of labor migrants (2015); qualifications of acts for various types of human trafficking (2016); pension provision for labor migrants (2016), blocking the channels of international terrorism (2022). The prospects for the rule of law of the CSTO member states in the field of migration security for 2024–2025 are outlined. Recommendations are being developed in the field of combating illegal migration and the Concept of Migration Security of the CSTO member states.
Parliamentary Assembly of Collective Security Treaty Organizations, Collective Security Treaty Organizations, PA CSTO, harmonizing the legislation, model laws, migration policy, migration security, illegal migration, countering illegal migration, refugees, labor migrants, human trafficking.
Возрастающее внимание к правовому аспекту миграционной проблематики
в настоящее время обусловлено в том числе вопросами национальной (государственной) безопасности, и не только потому что демографическая реальность в большинстве развитых стран становится значимым фактором социально-экономического развития. Процессы нелегальной миграции, значительное количество беженцев из политически нестабильных регионов несут в себе ощутимый криминальный потенциал, что позволяет говорить
о сравнительно обособленной сфере правового регулирования – миграционной безопасности. В этом ключе для любого государства существенна «возможность использования потенциала различных международных механизмов с целью усиления собственной позиции
и минимизации влияния новых вызовов и угроз за счет … создания общего пространства безопасности» [1]. Указанное обуславливает актуальность научных исследований правовых аспектов международного сотрудничества в сфере регулирования миграционных процессов. Это особенно важно для государств постсоветского пространства, где относительная «прозрачность» границ и тесные экономические связи вызывают объективную необходимость сближения правовой регламентации в рассматриваемой сфере.
Вопросы гармонизации законодательства в рамках межгосударственных союзов, юридические аспекты миграционной политики и роль «мягкого права» в сфере безопасности в последнее время являются объектом пристального внимания исследователей. Проблематике сближения правового регулирования государств в рамках СНГ и ОДКБ значительное внимание уделяет С.Б. Немченко [2]. Различные аспекты безопасности государств – участников ОДКБ рассматривают В.Г. Когут [3, 4], А.В. Торопыгин [5]. Роли нетипичных правовых актов (доктрины, концепции, стратегии) в системе законодательства
о безопасности посвящены исследования А.А. Зозули, который определяет эти инструменты «мягкого права» как доктринальные политико-юридические акты [6]. Однако проблемы гармонизации миграционного законодательства государств – членов ОДКБ в ключе обеспечения общего пространства безопасности еще не достаточно изучены и нуждаются
в отдельной научной проработке.
Одной из тенденций современного правового развития можно считать активное использование так называемого «мягкого права» для гармонизации внутригосударственного законодательства в рамках различных межгосударственных объединений. Указанное справедливо и для сферы обеспечения безопасности, где правовые документы концептуального (доктринального) характера, не имея нормативного содержания, охватывают основные, принципиальные, наиболее общие вопросы в регулируемой области и тем самым обеспечивают единство правового регулирования на стратегическом, целеполагающем уровне [6].
В правотворческой деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ такое «мягкое право» позитивируется в форме рекомендаций и концепций по основным направлениям сближения национального законодательства государств – членов ОДКБ [7, 8].
Вопросам гармонизации законодательства государств – членов ОДКБ в сфере миграционной политики в целом и противодействия незаконной миграции в частности отводится существенное место в деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ
на основании ст.ст. 8 и 10 Устава ОДКБ[1]. В соответствии с программными документами Ассамблеи[2] по рассматриваемому правотворческому направлению разработаны:
1. Рекомендации по приведению законодательства государств – членов ОДКБ в сфере противодействия незаконной (нерегулярной) миграции и торговле людьми в соответствие
с требованиями общепризнанных международных нормативных правовых документов (приняты в мае 2011 г.). В содержании Рекомендаций на основе сравнительно-правового анализа законодательства государств – членов ОДКБ в сфере противодействия незаконной (нерегулярной) миграции и торговле людьми даны рекомендации по приведению
их законодательства в соответствие с требованиями общепризнанных международных нормативных правовых документов.
Использование в национальном законодательстве государств – членов ОДКБ после выхода законов в свет позволило органам государственной власти государств – членов ОДКБ (к 2013–2014 гг.) решить задачу по закреплению в законодательстве международных стандартов в данной сфере в соответствии с принятыми международными обязательствами.
2. По линии взаимодействия с Международным комитетом Красного Креста (МККК) разработаны Рекомендации по гармонизации законодательства государств – членов ОДКБ
по проблемам беженцев и лиц, ищущих убежище (приняты в ноябре 2014 г.) [9]. Проблемы защиты беженцев не теряют своей актуальности, поэтому политика в этой области как отражение международной гуманитарной проблемы по-прежнему остается одной
из центральных тем в деятельности МККК [10]. Сложившаяся ситуация с турбулентностью международных отношений неизбежно привела к пониманию того факта, что дальнейшее развитие и совершенствование национальных правовых систем в целях обеспечения коллективной безопасности в сфере миграции требует совместных законодательных усилий
в решении проблем беженцев и лиц, ищущих убежище. Рекомендации на тот период помогли выработать правовые средства профилактики вызова усиления незаконной миграции.
3. Рекомендации по созданию положительного имиджа трудовых мигрантов
в государствах – членах ОДКБ (приняты в ноябре 2015 г.) [11] также подготовлены
в кооперации с МККК.
При их подготовке учитывались основополагающие нормы законодательства государств – членов ОДКБ в сфере миграции, а также принципы международного миграционного права. При анализе проблемы особое внимание уделено тенденциям развития миграционных процессов между государствами – членами ОДКБ, особенностям
их социального, экономического и культурного развития, вопросам предупреждения нелегальной миграции и торговли людьми.
В Рекомендациях предложен комплекс мер по пяти направлениям совершенствования законодательства:
1) углубление международного сотрудничества в сфере трудовой миграции;
2) координация подходов и гармонизация компонентов миграционной политики;
3) координация действий, содействующих облегчению и ускорению адаптации
и интеграции мигрантов в принимающий социум;
4) противодействие проявлениям мигрантофобии, формированию в принимающем обществе толерантности к мигрантам;
5) совершенствование методов и механизмов информационного обеспечения реализации миграционной политики.
4. Как известно, незаконная миграция тесно сопряжена с торговлей людьми и нередко выступает ее каналом и источником. В связи с этим были разработаны Рекомендации
по совершенствованию национального законодательства государств – членов ОДКБ в части, касающейся квалификации деяний за различные виды торговли людьми (подготовлены дополнительно к Программе 2011–2015 гг. по решению Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ от 16 апреля 2015 г., постановление № 8) (приняты в ноябре 2016 г.) [12]. Рекомендуемое в указанном смысле совершенствование национального законодательства государств – членов ОДКБ нацелено на выработку общих, согласованных подходов к его классификации и системному построению, в том числе криминализации деяний, относимых к торговле людьми.
В Рекомендациях сформировано четкое и однозначное определение, а равно разграничение понятийно-терминологического аппарата в данной сфере, максимально точное его использование при конструировании и распределении в национальных кодексах (административном, уголовном) юридических норм, предусматривающих ответственность
за торговлю людьми[3].
Предложена систематизация (классификация) юридических норм, устанавливающих уголовную ответственность за деяния в сфере торговли людьми, распределение (структурирование) данных норм по соответствующим разделам, главам национальных уголовных кодексов государств-членов, согласование оснований, условий, границ и объема криминализации общественно-опасных деяний, составляющих сферу торговли людьми[4].
5. К актам «мягкой силы» можно отнести Рекомендации по совершенствованию национального законодательства государств – членов ОДКБ в сфере пенсионного обеспечения трудовых мигрантов (приняты в ноябре 2016 г.) [13]. Документ разработан
по инициативе таджикистанских парламентариев с учетом того, что всестороннее противодействие нелегальной миграции, обеспечение безопасности на пространстве ОДКБ предполагает формирование системы взаимоприемлемых гарантий, направленных
на поддержание социальной стабильности населения государств – членов ОДКБ. Важнейшей составляющей данной системы гарантий является организация трансграничного перевода пенсионных прав граждан государств – членов ОДКБ. В Рекомендациях на основе анализа ситуации в сфере пенсионного обеспечения в государствах – членах ОДКБ выработаны обоснованные меры по формированию общего пенсионного пространства ОДКБ и создания возможностей для их практической реализации.
6. Актуальность вопросов парламентского измерения миграционной политики
в рамках ОДКБ подтверждается текущей ситуацией, складывающейся практически по всему периметру границ государств – членов ОДКБ.
Обстановка в Афганистане, усложнившаяся после вывода американских войск, до сих пор создает потенциальную миграционную угрозу не только на южных рубежах зоны ответственности ОДКБ. Основная причина ситуации с ней заключается в многолетнем политическом курсе Запада в отношении стран Азии, Ближнего, Среднего Востока, Северной Африки.
Уже многие годы граждане стран, где США пытались строить демократию по своему образцу, вынуждены искать убежище в других регионах мира. Свидетельство тому – имевший место миграционный кризис на границе Белоруссии и Евросоюза (ЕС), где несколько тысяч беженцев пытались попасть в ЕС. Им обещали спокойную жизнь и достойное существование, подкрепленные государственными пособиями и дотациями, но вместо пропуска в ЕС использовали против них водометы, слезоточивый газ и даже стрелковое оружие, тем самым попирая демократические принципы и гуманистические ценности, оставляя все обременения
по их пребыванию на территории Беларуси. Заявлений с осуждением этих радикальных действий со стороны западных ценителей демократии так и не прозвучало.
Решение данной международной проблемы в настоящее время заключается
в следующем.
Стандартизация подходов к решению проблем миграции и урегулированию крупномасштабных миграционных кризисов требует задействования механизмов многостороннего сотрудничества при центральной координирующей роли ООН.
При этом важными элементами подхода к преодолению миграционных вызовов является: соблюдение базовых принципов гуманности, нейтральности, беспристрастности
и независимости, а принимаемые меры не должны нарушать суверенитет и территориальную целостность государств назначения и транзита мигрантов; предоставление гарантий доступа и свободной деятельности ООН в местах кризисных ситуаций; повышение роли ООН
и ее структур при выработке международных стандартов в области защиты прав беженцев.
Основополагающими международными актами в этой области являются – Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол, касающийся статуса беженцев, вступивший в силу
4 октября 1967 г., участниками которых является подавляющее число государств – членов ООН, в том числе все страны ОДКБ.
При этом к одному из универсальных правовых инструментов в этой области – Конвенции о статусе беженцев 1951 г. – не присоединился ряд крупных по приему беженцев и мигрантов стран (например: Индия, Пакистан, Ирак, Бангладеш, Ливия), а США – один
из крупнейших до недавнего времени реципиентов мигрантов в мире – являются участником только Протокола 1967 г.
В силу этого уповать на распространение таких стандартов на все государства мира
не приходится, оно видится малоперспективным в нынешнем сложном периоде состояния международных отношений.
Поэтому дальнейшая интенсивность работы по направлению регулирования миграционной политики государств – членов ОДКБ будет и должна планироваться, прежде всего ориентируясь на потребности самой региональной системы коллективной безопасности.
В настоящее время Парламентской Ассамблеи ОДКБ реализуется Программа деятельности по сближению и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ на 2021–2025 гг. [14].
Согласно ей 5 декабря 2022 г. приняты Рекомендации по совершенствованию национального законодательства государств – членов ОДКБ по перекрытию каналов международного терроризма [15]. При работе над документом во внимание приняты результаты анализа причин, тенденций и динамики негативных миграционных процессов, связанных с деятельностью ИГИЛ и других подобных ему террористических организаций, прогноз последствий незаконной миграции в ЕС.
Целью документа явилось создание правового механизма пресечения использования миграции в качестве источника пополнения социальной базы терроризма и роста террористической и экстремистской угрозы в государствах – членах ОДКБ.
В правовой оборот введены:
1) новые понятия, такие как: скрытая миграция участников террористической деятельности, информационный терроризм, массовое переселение иностранных граждан, массовое переселение беженцев, массовое пребывание болельщиков;
2) предложены условия и механизмы воспрепятствования использованию легальных каналов для проникновения терроризма на территорию государств – членов ОДКБ;
3) предложены меры по уточнению конструкций правовых институтов:
– ограничения въезда (в форме запрета, установления контроля за передвижением) определенным категориям иностранных граждан, подозреваемым в причастности
к деятельности террористических организаций;
– ограничения выезда для граждан в страны (на их отдельные территории)
в соответствии с решением уполномоченных компетентных органов государства;
– применения административных мер принуждения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (как из государств дальнего зарубежья, так и из государств – членов ОДКБ), чье пребывание на территории государства въезда представляет угрозу безопасности национальным интересам государства въезда;
4) сформулированы рекомендации по совершенствованию национального законодательства государств – членов ОДКБ в области миграции, а также в области антитеррористической деятельности.
В ближайшей перспективе в сфере миграционной безопасности запланирована разработка:
1. Рекомендаций по гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ в сфере борьбы с незаконной миграцией (исполнитель – УО «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь; ответственный – Постоянная комиссия Парламентской Ассамблеи ОДКБ по социально-экономическим и правовым вопросам; срок исполнения – 2024–2025 гг.; основание – письмо Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности от 24 сентября 2020 г. № 05-04/456, постановление Экспертно-консультативного совета при Совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ от 31 мая 2020 г. № 1, письмо Секретариата ОДКБ от 5 февраля 2020 г. № А1-153).
2. Проекта Концепции миграционной безопасности государств – членов ОДКБ (исполнитель – УО «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; ответственный – Постоянная комиссия Парламентской Ассамблеи ОДКБ по социально-экономическим и правовым вопросам; срок исполнения – 2024–2025 гг.; основание – письмо Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности от 30 января 2020 г. № 05-02/36; постановление Экспертно-консультативного совета при Совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ от 31 мая 2020 г. № 1).
Вопросы «мягкой безопасности» как возрастающая объективная необходимость
в настоящее время приобретают особую актуальность [16]. Исследование опыта деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ по гармонизации законодательства государств-участников позволяет сделать вывод об усилении роли «мягкого права»
в национальных правовых системах. Сближение законодательства на основе разработанных Парламентской Ассамблеей ОДКБ рекомендаций и концепций является необходимым условием обеспечения эффективности правового регулирования в сфере миграционной политики и противодействия незаконной миграции.
[1] Статья 8 Устава определяет: «Государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств-членов…».
Статья 10 устанавливает: «Государства-члены принимают меры по развитию договорно-правовой базы, регламентирующей функционирование системы коллективной безопасности,
и по гармонизации национального законодательства по вопросам обороны, военного строительства
и безопасности».
[2]В частности, в соответствии с п.п. 17, 22, 23 Программы деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ на 2011–2015 гг. и п. 36 Программы дальнейшего развития и совершенствования правового обеспечения коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на 2014–2016 гг., утвержденной Председателем СКБ ОДКБ 20 декабря 2014 г.
[3]В Рекомендациях предложены правовые дефиниции, обеспечивающие надлежащую квалификацию деяний в сфере борьбы с торговлей людьми и определяющие:
– основные группы понятий, составляющие криминологическое явление (сферу) «торговля людьми» и его основные формы (сегменты):
1) «обращение в рабство» («подневольное состояние», «положение (состояние), сходное
с рабством», «состояние крайней зависимости», «уязвимое положение»);
2) «распоряжение человеком» («купля-продажа человека», «иные сделки в отношении человека», «незаконные извлечение и оборот органов, тканей или клеток человека»);
3) «эксплуатация труда человека» («сексуальная эксплуатация», «трудовая эксплуатация», «криминальная эксплуатация», «эксплуатация вынужденного труда» и др.);
– универсальные технологические операции (способы), посредством которых реализуются указанные формы торговли людьми (вербовка, передача, укрывательство и др.);
– участники торговли людьми: «торговец людьми»; «жертва торговли людьми»; «потерпевший от торговли людьми» и др.;
– иные смысловые и правовые категории в сфере торговли людьми, определяющие
и разграничивающие понятия: «преступления, составляющие торговлю людьми», «преступления, связанные с торговлей людьми», «момент признания жертвы торговли людьми потерпевшим (шей)», «ответственность юридических лиц за торговлю людьми» и др.;
– термины, обозначающие (с учетом особых подходов к торговле детьми) различные формы преступной деятельности в отношении несовершеннолетних, включая понятия: «торговля детьми», «наихудшие формы детского труда», «детская порнография», «детская проституция», «сексуальная эксплуатация детей», «секс-туризм», «экономическая эксплуатация детей» и др.
[4]Это означает, что в соответствии с международными стандартами в национальном законодательстве государств – членов ОДКБ должна быть установлена уголовная ответственность
за разнообразные общественно опасные посягательства в сфере торговли людьми, включающие
в себя три основные группы деяний:
1) обращение различными способами (предложение, захват, похищение, обман и т.д.) лица
в рабство, иное подневольное состояние или крайне уязвимое (зависимое) положение, а равно содержание (удержание) человека в подобном состоянии (положении);
2) распоряжение человеком (рабом, невольником, лицом в крайне уязвимом положении)
в форме купли-продажи человека, а равно иных способов распоряжения лицом (телом, органами, тканями или клетками человека) как объектом собственности, включая незаконное усыновление (удочерение) в коммерческих либо иных корыстных целях;
3) разнообразные формы и способы эксплуатации труда человека (раба, невольника, лица, находящегося в крайне уязвимом или бедственном положении), которые представляют собой наиболее сложный, многогранный и объемный перечень общественно опасных деяний, основанных на присвоении результатов физической, биологической или иной деятельности (функций) человека либо потреблении его услуг, а равно привлечении детей к наихудшим формам труда, которые по своему характеру или условиям могут нанести вред здоровью, безопасности или нравственности ребенка.
1. Asadov B.R., Gavrilenko V.A., Nemchenko S.B. Voprosy teorii mezhdunarodnogo sotrudnichestva v sferebezopasnosti v ramkah BRIKS // Aktual'nye problemy gosudarstva i prava. 2022. T. 6. № 3. S. 437-449.
2. Nemchenko S.B. Garmonizaciya zakonodatel'stva gosudarstv - uchastnikov SNG i gosudarstv - chlenov ODKB v sfere preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij (opyt Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MCHS Rossii) // Servis bezopasnosti v Rossii: opyt, problemy, perspektivy. Obespechenie kompleksnoj bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti naseleniya: materialy IX Vseros. nauch.-prakt. konf. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2017. S. 33-38.
3. Kogut V.G. Aktual'nye voprosy mezhdunarodnoj bezopasnosti v rusle parlamentskoj diplomatii ODKB kak faktor integracii // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2016. № 5 (89). S. 42-52.
4. Kogut V.G. Rol' ODKB v obespechenii mezhdunarodnoj bezopasnosti // Nacional'naya bezopasnost' i strategicheskoeplanirovanie. 2016. № 2-2 (14). S. 7-15.
5. Toropygin A.V. Osnovnye napravleniya obespecheniya voennoj bezopasnosti gosudarstv - chlenov ODKB (na osnove «Strategii kollektivnoj bezopasnosti Organizacii Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti naperiod do 2025 goda») // Evrazijskaya integraciya: ekonomika, pravo, politika. 2017. № 2 (22). S. 72-76.
6. Zozulya A.A. Doktrinal'nyeakty v sfere nacional'noj bezopasnosti: teoretiko-pravovoj aspekt // Sovremennoe pravo. 2021. № 5. S. 11-15.
7. Shenshin V.M. Vojska nacional'noj gvardii i migracionnaya politika Rossii // Migracionnoe pravo. 2023. № 3. S. 27-30. DOI:https://doi.org/10.18572/2071-1182-2023-3-27-30.EDN OGZAEO.
8. Vinokurov V., Gavrilenko V., Shenshin V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries // BRICS Law Journal. 2022. Vol. 9. № 1. P. 35-61. DOI:https://doi.org/10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. EDN LFJJYR.
9. Rekomendacii po garmonizacii zakonodatel'stva gosudarstv - chlenov ODKB po problemam bezhencev i lic, ishchushchih ubezhishche (utv. postanovleniem Parlamentskoj Assamblei ODKB ot 27 noyab. 2014 g. № 7-4). URL: https://paodkb.org/documents/rekomendatsii-po-garmonizatsii-zakonodatelstva-gosudarstv-chlenov-26 (datao brashcheniya: 17.03.2023).
10. Asadov B.R. Mekhanizmy partnyorstva mezhdunarodnogo komiteta krasnogo krestai drugih mezhdunarodnyh gumanitarnyh aktorov // Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychajnye situacii. 2020. № 1 (46). S. 49-58.
11. Rekomendacii po sozdaniyu polozhitel'nogo imidzha trudovyh migrantov v gosudarstvah - chlenah ODKB.
12. Rekomendacii po sovershenstvovaniyu nacional'nogo zakonodatel'stva gosudarstv - chlenov ODKB v chasti, kasayushchejsya kvalifikacii deyanij za razlichnye vidy torgovli lyud'mi (utv. postanovleniem Parlamentskoj Assamblei ODKB ot 24 noyab. 2016 g. № 9-5.3). URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35903013&pos=6;-107#pos=6;-107 (data obrashcheniya: 16.03.2023).
13. Rekomendacii po sovershenstvovaniyu nacional'nogo zakonodatel'stva gosudarstv - chlenov ODKB v sfere pensionnogo obespecheniya trudovyh migrantov (utv. postanovleniem Parlamentskoj Assamblei ODKB ot 24 noyab. 2016 g. № 9-5.2). URL: https://paodkb.org/documents/rekomendatsii-po-sovershenstvovaniyu-natsionalnogo-zakonodatelstva-gosudarstv (data obrashcheniya: 15.01.2022).
14. Programma deyatel'nosti Parlamentskoj Assamblei ODKB posblizheniyu i garmonizacii nacional'nogo zakonodatel'stva gosudarstv - chlenov ODKB na 2021-2025 gg. (utv. postanovleniem Parlamentskoj Assamblei ODKB ot 30 noyab. 2020 g. № 13-8). URL: https://paodkb.org/uploads/lookup/file/19/P-8a-Programma_2021-2025_.docx (data obrashcheniya: 15.01.2022).
15. Rekomendacii po sovershenstvovaniyu nacional'nogo zakonodatel'stva gosudarstv - chlenov ODKB po perekrytiyu kanalov mezhdunarodnogo terrorizma (utv. postanovleniem Parlamentskoj Assamblei ODKB ot 5 dek. 2022 g.). URL: https://paodkb.org/documents/rekomendatsii-po-sovershenstvovaniyu-natsionalnogo-zakonodatelstva-gosudarstv-3e9fdbc3-30cc-49e6-b511-5ce19a82575f (datao brashcheniya: 15.01.2022).
16. Asadov B.R., Gavrilenko V.A., Nemchenko S.B. Voprosy teorii mezhdunarodnogo sotrudnichestva v sfere bezopasnosti v ramkah BRIKS // Aktual'nye problem gosudarstva i prava. 2022. T. 6. № 3. S. 437-449.