graduate student from 01.01.2021 until now
Krasnodar, Krasnodar, Russian Federation
Discusses the practical aspects of serving in the daily attire of an educational organization. The thesis about the need to use patriotic motivation to increase the effectiveness of security is proved. The specifics of training personnel for service, conducting instructor-methodical classes and checking service are described.
patriotic motivation, conscientious service, security, pedagogy, sense of patriotism, curfew department, daily attire, police, cadets, educational organization
В условиях усложнившейся общественно-политической обстановки в мире происходит увеличение масштабов террористических угроз в отношении сотрудников силовых структур, увеличиваются риски возникновения чрезвычайных ситуаций. Поэтому значительную актуальность приобретает поиск наиболее эффективных средств, повышающих мотивацию сотрудников на добросовестное несение службы. В образовательной организации МВД России одним из таких средств является реализация воспитательного потенциала чувства патриотизма у сотрудников полиции.
Курсанты, поступившие в ведомственную учебную организацию в подавляющем большинстве своем после школы, уже обучены на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» минимальным знаниям по гражданской обороне и должны владеть практическими навыками «умело и разумно действовать при угрозе нападения вероятного противника и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты и знать правила поведения в защитных сооружениях» [1, с. 115]. Однако специфика службы в полиции требует освоения новых форм и способов деятельности. На практических занятиях курсанты обучаются специальным навыкам, позволяющим нести службу по обеспечению безопасности университета от разнообразных угроз (антропогенных, технологических и др).
Бастраков С.И., Черников С.Н. и Ткачев В.А. считают, что «упорядочивание инфраструктуры воспитательной среды относительно целей и ориентиров профессионального воспитания» [2, с. 18] имеет принципиальное значение для формирования личности сотрудников силовых структур.
Основная часть
Для обеспечения жизнедеятельности образовательной организации и привития навыков служебной деятельности личный состав назначается в суточный наряд, который состоит из патруля, наряда по столовой, нарядов по охране контрольно-пропускных пунктов, личного состава, обеспечивающего охрану гостиниц, курсантских общежитий и других объектов.
Как пример использования патриотической мотивации можно привести работу по подготовке наряда по обеспечению безопасности допуска на территорию образовательной организации. Наряд по контрольно-пропускному пункту – это «наряд органов внутренних дел, выставляемый для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе» [3, с. 6].
Авторский коллектив под руководством М.Ю. Касавцева отмечает, что «персональный контроль исполнения специальных обязанностей в любом виде суточного наряда, посредством оценивания нескольких параметров служебной деятельности, положительно повлияет на добросовестность и мотивацию при несении службы в суточном наряде» [4, с. 112].
При подготовке личного состава к несению службы важнейшее место заниманет роль руководителя занятия. Это должен быть авторитетный для инструктируемых сотрудник, имеющий достаточный опыт службы, обладающий высоким интеллектом и эрудицией, но главное имеющий твердо сформированные личные патриотические убеждения. Инструктирующий обязан «довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия» [3, с. 8].
Каким образом можно донести до каждого курсанта за небольшой промежуток времени так, чтобы полицейский получил «заряд», позволяющий с честью выполнить все поставленные ему задачи? Это дело педагогического мастерства руководителя занятия. Только уверенный в важности выполняемой деятельности офицер полиции сможет найти для подчиненных ту «струну», воздействуя на которую курсант будет нести службу с желанием и необходимым старанием.
Чтобы замотивировать личный состав к отличному несению службы необходимо обладать специальными психолого-педагогическими навыками: «необходимо учитывать боевой настрой курсантов, включающий в себя ответственное отношение к выполняемым действиям: обеспечивать полную самоотдачу при подготовке и несению службы; желание действовать целеустремленно, профессионально, качественно; ясно мыслить в данный момент и в трудных ситуациях. Не менее важно устойчивое внимание, пристальное и хорошо организованное наблюдение, разумная смелость, уверенность в себе, товарищах, старших» [5, с. 259].
По итогам проведенного занятия сотрудник полиции должен осознать, что от качества выполняемых им обязанностей в предстоящие сутки зависит жизнь и здоровье его товарищей, безопасность вверенной ему организации и Отечества в целом. Он обязан сформировать у себя убеждение в том, что его роль как звена обеспечивающего безопасность образовательной организации чрезвычайно важна. Молодой человек должен чувствовать, что ему оказывают доверие, что находясь на посту он – символ своей силовой структуры, один из лучших представителей своей семьи, нации, и по его поведению гражданские люди судят обо всех органах внутренних дел в целом.
В случае же допущения нарушений в наряде к курсантам применяется наказание как «вид морального осуждения, который является общим для всех видов дисциплинарных взысканий и определенной формой реализации разовых лишений и ограничений для нарушителя дисциплины» [6, с. 138].
Заключение
На основании анализа теоретических и практических занятий по подготовке личного состава к несению службы, можно отметить, что личный состав, имеющий патриотическую мотивацию к добросовестному несению службы, в наряде лучше справляется со своими обязанностями, так как считает для себя неприемлемым допускать какие-либо нарушения на идеологической основе. Для оценки уровня патриотической мотивации к службе целесообразно применять специализированные диагностические опросники.
Курсанты, имеющие высокий уровень сформированности патриотических чувств, обладают навыками самоконтроля, стараются принять все меры, чтобы быть бодрыми при несении службы, не отвлекаться от нее, знать обязанности и в точности их исполнять. Истинные патриоты понимают, что для внесения вклада в могущество нашего Отечества нужны реальные дела, добросовестный труд на своем месте и наибольшее значение здесь имеет профессиональное развитие.
Мишиным С.А. и Мишиным А.В. актуализируется следующая идея: «с целью автоматизации процессов планирования нарядов и анализа несения службы обучающимися предлагается разработка программного инструментария, позволяющего вести базу данных несения службы в наряде по охране и обороне образовательной организации МВД России, формировать график несения службы нарядами, приложение к приказу о назначении суточного наряда и анализировать эффективность несения службы обучающимися» [7, с. 123].
Для дополнительной мотивации к службе целесообразно периодически использовать инновационные методы, такие как, например, тренинги или квесты. Васильев В.В., Супрунов А.Г. и Столповский Д.М. отмечают, что «по результатам проведения практического тренинга обучаемым демонстрируется «идеальная» модель действий, разработанная и согласованная преподавателем и практиком до начала тренинга с учетом требований нормативных правовых актов и правоприменительной практики» [8, с. 173].
Таким образом, перспективы идеи использования патриотизма для мотивации сотрудников полиции к добросовестному несению службы имеют сегодня актуальный характер. Современной педагогике и психологии необходимо внедрять новые методы по подготовке личного состава к несению службы, учитывать роль руководителя занятий в процессе воспитания курсантов. Сотрудник полиции, мотивированный защищать Родину на внутреннем фронте, способен обеспечить защиту своей образовательной организации от террористических угроз и будет уверенно действовать в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
1. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: ucheb. posobie / M.A. Shahraman'yan [i dr.]. M., 2003. 336 s.
2. Rol' znachimyh lic-professionalov v celesoobraznoj organizacii vospitatel'noj sredy sovremennogo voennogo vuza / S.I. Bastrakov [i dr.] // Sovershenstvovanie sistem ekspluatacii i vosstanovleniya vooruzheniya i voennoj tekhniki. Rol' kachestva podgotovki voennyh specialistov tekhnicheskogo obespecheniya: materialy IX Vseros. nauch.-prakt. konf. Omsk: Omskij avtobronetankovyj inzhenernyj in-t, 2021. S. 16-21.
3. Starcev A.M. Obespechenie lichnoj bezopasnosti sotrudnikov OVD v sostave naryadov OMVD i grupp operativno-sluzhebnogo primeneniya: ucheb.-metod. Materialy. M.: Moskovskij un-t MVD Rossii im. V.Ya. Kikotya Rossii im. V.Ya. Kikotya, 2016.
4. K voprosu sovershenstvovaniya sistemy ucheta, raspredeleniya naryadov i ocenki lic sutochnogo naryada v podrazdelenii pri povsednevnoj deyatel'nosti / M.Yu. Kasavcev [i dr.] // Innovacionnoe razvitie sovremennogo obshchestva: aktual'nye voprosy teorii i praktiki: sb. statej Vseros. nauch.-prakt. konf. Penza: Nauka i Prosveshchenie, 2021. S. 110-114.
5. Surmaeva L.B., Kurenkov I.A. Professional'no lichnostnoe razvitie kursantov vedomstvennyh uchrezhdenij pri nesenii sluzhby v naryadah // Problemy professional'nogo razvitiya sotrudnikov OVD: sb. materialov Mezhved. konf. M.: Moskovskij un-t MVD Rossii im. V.Ya. Kikotya, 2019. S. 257-260.
6. Vashaev M.A. Nekotorye osobennosti nalozheniya disciplinarnyh vzyskanij na kursantov i slushatelej, obuchayushchihsya v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2017. № 10 (154). S. 135-139.
7. Mishin S.A., Mishin A.V. K voprosu ob avtomatizacii processov ucheta i analiza neseniya sluzhby v naryade obuchayushchimisya obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // Obshchestvennaya bezopasnost', zakonnost' i pravoporyadok v III tysyacheletii. 2022. № 8-2. S. 121-127.
8. Vasil'ev V.V., Suprunov A.G., Stolpovskij D.M. Metodicheskie osobennosti provedeniya prakticheskogo zanyatiya s ispol'zovaniem poligonov i privlecheniem sotrudnika territorial'nogo OVD so slushatelyami, obuchayushchimisya po linii OOOP na fakul'tete professional'nogo obucheniya Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademiya MVD Rossii. 2014. № 2 (26). S. 170-173.