ПАТРИОТИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ ДОБРОСОВЕСТНОГО НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ КАК КЛЮЧ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены практические аспекты несения службы в суточном наряде образовательной организации. Доказывается тезис о необходимости использования патриотической мотивации для повышения эффективности обеспечения безопасности. Описывается специфика подготовки личного состава к несению службы, проведения инструкторско-методических занятий и проверки несения службы.

Ключевые слова:
патриотическая мотивация, добросовестное несение службы, безопасность, педагогика, чувство патриотизма, комендантский отдел, суточный наряд, полиция, курсанты, образовательная организация
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В условиях усложнившейся общественно-политической обстановки в мире происходит увеличение масштабов террористических угроз в отношении сотрудников силовых структур, увеличиваются риски возникновения чрезвычайных ситуаций. Поэтому значительную актуальность приобретает поиск наиболее эффективных средств, повышающих мотивацию сотрудников на добросовестное несение службы. В образовательной организации МВД России одним из таких средств является реализация воспитательного потенциала чувства патриотизма у сотрудников полиции.

Курсанты, поступившие в ведомственную учебную организацию в подавляющем большинстве своем после школы, уже обучены на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» минимальным знаниям по гражданской обороне и должны владеть практическими навыками «умело и разумно действовать при угрозе нападения вероятного противника и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты и знать правила поведения в защитных сооружениях» [1, с. 115]. Однако специфика службы в полиции требует освоения новых форм и способов деятельности. На практических занятиях курсанты обучаются специальным навыкам, позволяющим нести службу по обеспечению безопасности университета от разнообразных угроз (антропогенных, технологических и др).

Бастраков С.И., Черников С.Н. и Ткачев В.А. считают, что «упорядочивание инфраструктуры воспитательной среды относительно целей и ориентиров профессионального воспитания» [2, с. 18] имеет принципиальное значение для формирования личности сотрудников силовых структур.

Основная часть

Для обеспечения жизнедеятельности образовательной организации и привития навыков служебной деятельности личный состав назначается в суточный наряд, который состоит из патруля, наряда по столовой, нарядов по охране контрольно-пропускных пунктов, личного состава, обеспечивающего охрану гостиниц, курсантских общежитий и других объектов.

Как пример использования патриотической мотивации можно привести работу по подготовке наряда по обеспечению безопасности допуска на территорию образовательной организации. Наряд по контрольно-пропускному пункту – это «наряд органов внутренних дел, выставляемый для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе» [3, с. 6].

Авторский коллектив под руководством М.Ю. Касавцева отмечает, что «персональный контроль исполнения специальных обязанностей в любом виде суточного наряда, посредством оценивания нескольких параметров служебной деятельности, положительно повлияет на добросовестность и мотивацию при несении службы в суточном наряде» [4, с. 112].

При подготовке личного состава к несению службы важнейшее место заниманет роль руководителя занятия. Это должен быть авторитетный для инструктируемых сотрудник, имеющий достаточный опыт службы, обладающий высоким интеллектом и эрудицией, но главное имеющий твердо сформированные личные патриотические убеждения. Инструктирующий обязан «довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия» [3, с. 8].

Каким образом можно донести до каждого курсанта за небольшой промежуток времени так, чтобы полицейский получил «заряд», позволяющий с честью выполнить все поставленные ему задачи? Это дело педагогического мастерства руководителя занятия. Только уверенный в важности выполняемой деятельности офицер полиции сможет найти для подчиненных ту «струну», воздействуя на которую курсант будет нести службу с желанием и необходимым старанием.

Чтобы замотивировать личный состав к отличному несению службы необходимо обладать специальными психолого-педагогическими навыками: «необходимо учитывать боевой настрой курсантов, включающий в себя ответственное отношение к выполняемым действиям: обеспечивать полную самоотдачу при подготовке и несению службы; желание действовать целеустремленно, профессионально, качественно; ясно мыслить в данный момент и в трудных ситуациях. Не менее важно устойчивое внимание, пристальное и хорошо организованное наблюдение, разумная смелость, уверенность в себе, товарищах, старших» [5, с. 259].

По итогам проведенного занятия сотрудник полиции должен осознать, что от качества выполняемых им обязанностей в предстоящие сутки зависит жизнь и здоровье его товарищей, безопасность вверенной ему организации и Отечества в целом. Он обязан сформировать у себя убеждение в том, что его роль как звена обеспечивающего безопасность образовательной организации чрезвычайно важна. Молодой человек должен чувствовать, что ему оказывают доверие, что находясь на посту он – символ своей силовой структуры, один из лучших представителей своей семьи, нации, и по его поведению гражданские люди судят обо всех органах внутренних дел в целом.

В случае же допущения нарушений в наряде к курсантам применяется наказание как «вид морального осуждения, который является общим для всех видов дисциплинарных взысканий и определенной формой реализации разовых лишений и ограничений для нарушителя дисциплины» [6, с. 138].

Заключение

На основании анализа теоретических и практических занятий по подготовке личного состава к несению службы, можно отметить, что личный состав, имеющий патриотическую мотивацию к добросовестному несению службы, в наряде лучше справляется со своими обязанностями, так как считает для себя неприемлемым допускать какие-либо нарушения на идеологической основе. Для оценки уровня патриотической мотивации к службе целесообразно применять специализированные диагностические опросники.

Курсанты, имеющие высокий уровень сформированности патриотических чувств, обладают навыками самоконтроля, стараются принять все меры, чтобы быть бодрыми при несении службы, не отвлекаться от нее, знать обязанности и в точности их исполнять. Истинные патриоты понимают, что для внесения вклада в могущество нашего Отечества нужны реальные дела, добросовестный труд на своем месте и наибольшее значение здесь имеет профессиональное развитие.

Мишиным С.А. и Мишиным А.В. актуализируется следующая идея: «с целью автоматизации процессов планирования нарядов и анализа несения службы обучающимися предлагается разработка программного инструментария, позволяющего вести базу данных несения службы в наряде по охране и обороне образовательной организации МВД России, формировать график несения службы нарядами, приложение к приказу о назначении суточного наряда и анализировать эффективность несения службы обучающимися» [7, с. 123].

Для дополнительной мотивации к службе целесообразно периодически использовать инновационные методы, такие как, например, тренинги или квесты. Васильев В.В., Супрунов А.Г. и Столповский Д.М. отмечают, что «по результатам проведения практического тренинга обучаемым демонстрируется «идеальная» модель действий, разработанная и согласованная преподавателем и практиком до начала тренинга с учетом требований нормативных правовых актов и правоприменительной практики» [8, с. 173].

Таким образом, перспективы идеи использования патриотизма для мотивации сотрудников полиции к добросовестному несению службы имеют сегодня актуальный характер. Современной педагогике и психологии необходимо внедрять новые методы по подготовке личного состава к несению службы, учитывать роль руководителя занятий в процессе воспитания курсантов. Сотрудник полиции, мотивированный защищать Родину на внутреннем фронте, способен обеспечить защиту своей образовательной организации от террористических угроз и будет уверенно действовать в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Список литературы

1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / М.А. Шахраманьян [и др.]. М., 2003. 336 с.

2. Роль значимых лиц-профессионалов в целесообразной организации воспитательной среды современного военного вуза / С.И. Бастраков [и др.] // Совершенствование систем эксплуатации и восстановления вооружения и военной техники. Роль качества подготовки военных специалистов технического обеспечения: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. Омск: Омский автобронетанковый инженерный ин-т, 2021. С. 16-21.

3. Старцев А.М. Обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД в составе нарядов ОМВД и групп оперативно-служебного применения: учеб.-метод. материалы. М.: Московский ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2016.

4. К вопросу совершенствования системы учета, распределения нарядов и оценки лиц суточного наряда в подразделении при повседневной деятельности / М.Ю. Касавцев [и др.] // Инновационное развитие современного общества: актуальные вопросы теории и практики: сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение, 2021. С. 110-114.

5. Сурмаева Л.Б., Куренков И.А. Профессионально личностное развитие курсантов ведомственных учреждений при несении службы в нарядах // Проблемы профессионального развития сотрудников ОВД: сб. материалов Межвед. конф. М.: Московский ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2019. С. 257-260.

6. Вашаев М.А. Некоторые особенности наложения дисциплинарных взысканий на курсантов и слушателей, обучающихся в образовательных организациях МВД России // Право и государство: теория и практика. 2017. № 10 (154). С. 135-139.

7. Мишин С.А., Мишин А.В. К вопросу об автоматизации процессов учета и анализа несения службы в наряде обучающимися образовательных организаций МВД России // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2022. № 8-2. С. 121-127.

8. Васильев В.В., Супрунов А.Г., Столповский Д.М. Методические особенности проведения практического занятия с использованием полигонов и привлечением сотрудника территориального ОВД со слушателями, обучающимися по линии ОООП на факультете профессионального обучения Нижегородской академии МВД России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 2 (26). С. 170-173.

Войти или Создать
* Забыли пароль?