Russian Federation
Russian Federation
Russian Federation
Russian Federation
Issues related to the training and involvement of members of the voluntary fire brigade on duty in the divisions of the State fire service are considered, using the example of the Nizhnevartovsk region of the Khanty-Mansiysk autonomous okrug – Yugra. The main tasks, the procedure for passing the duty of voluntary fire brigades are determined. In order to increase the efficiency of the activities of voluntary fire brigades, it was proposed to conduct exercises and work out activities planned during the period of duty.depending on the current operational situation with fires. The issue of the development of voluntary fire brigades of the period before 1917 is briefly considered in a historical retrospective.
voluntary fire brigade, fire departments, duty, duty guardIn
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О добровольной пожарной охране»: – «Добровольная пожарная охрана – социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц и общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ» [1, 2].
Также можно сказать – это добровольное объединение граждан с целью участия в организации предупреждения пожаров и их тушении в населённых пунктах и на предприятиях.
История таких объединений прошла сложный путь понимания опасности катастрофических пожаров. В истории России, начиная с древних времен, пожары приносили неисчислимые человеческие жертвы и гибель материальных ценностей. Древние летописи скрупулёзно фиксируют пожарища в домонгольский период существования русских княжеств. Неоднократно выгорали города Владимир, Суздаль, Юрьев, Новгород, Ладога, Русса и др. В 1233 г. полностью сгорела Москва.
Возрождение Всероссийского добровольного пожарного общества
В начальный период тушением пожаров стихийно занимались люди, жившие в селениях (рис. 1). С развитием городов увеличивалось и население. Увеличились и масштабы пожаров. Низкий уровень общественной организации и технической культуры оказывали негативное влияние на катастрофические последствия возникающих пожаров.
Не было единой структуры, которая могла бы противостоять огню. Все острее становилась потребность в создании общегосударственной системы мер, направленных на предотвращение и тушение пожаров. Поэтому по мере развития и укрепления государственности предпринимались попытки изменить сложившееся положение. Необходимо было изменить и отношение населения к выполнению правил обращения с огнем. С течением времени люди стали осознавать всю опасность пожаров и поначалу неумело и бессистемно взялись за организацию пожарного дела.
К тушению пожаров стали привлекать население, затем в 1802 г. в России было создано Министерство внутренних дел и принят Указ Александра 1 о формировании в Санкт-Петербурге при полиции пожарной команды из более полутора тысяч солдат внутренней стражи. Была создана пожарная охрана воинского типа.
Но профессиональная пожарная охрана не смогла в полной мере защитить население от пожаров, и добровольчество стало развиваться наряду с профессиональной пожарной охраной.
Пожарное добровольчество как форма общественной взаимопомощи получило распространение в России (в Российской Империи) в первой половине XIX в. К 1890 г. насчитывалось уже около 60 пожарных обществ, которые на съезде пожарных, состоявшемся 14–15 июня 1892 г., были объединены в Соединённое Российское пожарное общество, которое затем было переименовано в Императорское (ИРПО).
Трудное время переживало пожарное добровольчество в первые годы советской власти. В мае 1919 г. решением пожарно-страхового отдела ВСНХ, в котором было сосредоточено пожарное и страховое дело, деятельность Российского пожарного общества была полностью прекращена.
Реальные шаги по возрождению Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО) относятся к 1960 г., когда Совет Министров РСФСР принимает в июле специальное постановление «Об организации Всероссийского добровольного пожарного общества» [2].
В сложных условиях перехода к рыночной экономике в начале 90-х гг. XX столетия общество пережило довольно трудный период, но и в этих условиях ВДПО сохранило и приумножило славные традиции добровольной пожарной охраны прошлых лет.
В настоящее время это общероссийская общественная организация, основанная «на членстве граждан и юридических лиц – общественных объединений для участия в решении задач в области пожарной безопасности, профилактики пожаров, их тушения и проведения аварийно-спасательных работ».
«Добровольный пожарный – физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ» [1–3].
В современной России с развитием технологии и промышленности увеличилось количество катастрофических природных пожаров. Особенно остро на сегодняшний день стоит вопрос тушения пожаров в сельской местности. Во многих сельских населенных пунктах нет профессиональных подразделений пожарной охраны, а в тех, в которых имеется, они составляют один – два человека в смену. Из-за больших расстояний и сложного географического месторасположения во многие сельские населенные пункты добраться в установленные законом 20 мин пожарные подразделения не могут, а в труднодоступные вообще могут не доехать, поскольку нет автомобильных дорог.
Создание в каждом сельском населенном пункте полноценных профессиональных подразделений пожарной охраны, с численностью пять – семь человек в каждой дежурной смене и оснащенных пожарными автомобилями и специальным оборудованием, потребует больших затрат и является не целесообразным [4].
Наиболее рациональным, по мнению авторов, является решение данных проблем за счет привлечения граждан к работе в добровольной пожарной охране. При этом они должны иметь специальную тактическую, психологическую и техническую подготовку.
Исторический опыт организации таких добровольных формирований в России имеется [5, 6]. Добровольцев можно привлекать для проведения пожарно-профилактических мероприятий и к тушению пожаров. Именно они будут первыми помощниками для профессиональных пожарных, а при необходимости смогут их заменить, выполнив все возлагаемые задачи по тушению пожара.
Целью проведенных исследований явилось изучение отношения сельского населения труднодоступных районов Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к организации добровольных пожарных дружин в их селениях. С этой целью был проведен опрос, в котором приняли участие руководство и члены администрации сельских населенных пунктов, профессиональные и добровольные пожарные, а также жители, которым были заданы несколько вопросов.
Отвечая на первый вопрос: «Где должно осуществляться дежурство добровольных пожарных?», наиболее популярным был ответ: «В пожарном подразделении – в период введения особого противопожарного режима», на который ответили 43 человека (57,3 %), вторым по популярности был ответ: «В пожарном подразделении – по особой необходимости» – 18 человек (24 %), далее – «На дому в режиме телефонного звонка
в готовности прибытия» выбрали 14 человек или (18,6 %) (рис. 2).
Отвечая на второй вопрос: «Какое количество пожарных необходимо для ежедневного дежурства, включая добровольцев, в каждом населенной пункте?», наиболее популярным был ответ «5–6 человек», на который ответило 56 человек или (74,6 %), вторым по популярности был ответ «3 человека» – 15 человек (20 %), далее «по 2 человека» выбрали 4 человека (5,3 %) (рис. 3).
Еще один вопрос: «Видна ли проводимая работа в области пожарной безопасности в сельских населенных пунктах Нижневартовского района с участием добровольных пожарных?» был задан проживающим в них гражданам. В опросе приняли участие 186 человек. Наибольшее количество 145 человек (77,9 %) ответило, что «видят реальную работу и чувствуют, что уровень пожарной безопасности повысился», следующим был ответ: «Работа проводится, но хотелось бы большей активности» – 34 человека (45,3 %), далее ответ: «Особых изменений не видели» выбрали 7 человек (9,3 %) (рис. 4).
Таким образом, из проведенного опроса очевидно, что большинство сельских жителей Нижневартовского района одобряют создание добровольных пожарно-спасательных формирований в сельской местности и готовы участвовать в их работе, проводить пожарно-профилактические мероприятия, в том числе дежурить в пожарных подразделениях.
Заключение
На основании проведенной научно-исследовательской работы сделаны соответствующие выводы и принято решение составить необходимые документы на создание дополнительных добровольных пожарных дружин в соответствии с законодательством России.
Кроме того, как показало проведенное исследование, привлечение добровольных пожарных, которые прошли соответствующие виды профессиональной подготовки и в полной мере соответствуют предъявляемым к ним требованиям, к противопожарной защите сельских населенных пунктов, будет целесообразным и эффективным.
Данные утверждения основываются как на опросе руководителей и членов администрации поселений, профессиональных пожарных и жителей, так и на тактических особенностях по действиям пожарных подразделений при организации тушения различных пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, определения тактико-специальных задач и возможностей, решаемых пожарными подразделениями. При этом минимальным является боевой расчет в составе отделения на основном пожарном автомобиле с численностью до пяти человек [7].
Организуемые совместные дежурства караульной службы с численностью привлекаемых добровольных пожарных от пяти до семи человек, проведение пожарно-профилактических мероприятий и участие добровольных пожарных в тушении пожаров позволяют повысить противопожарную защиту сельских населенных пунктов Нижневартовского района. Главным аргументом является тот факт, что от угрозы природных пожаров за последние годы не сгорело ни одного строения, а при пожарах в населенных пунктах их успешно локализовывали и тушили, не допуская распространения на соседние строения [8].
И хотя еще остается немало проблемных вопросов в совершенствовании организации противопожарной защиты сельских населенных пунктов, проведенное исследование доказывает свою результативность проводимой совместной работы органов местного самоуправления Нижневартовского района, профессиональных пожарных и добровольцев по укреплению пожарной безопасности сельских населенных пунктов.
1. O dobrovol'noj pozharnoj ohrane: Feder. zakon Ros. Federacii ot 6 maya 2011 g. № 100-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
2. Ob organizacii Vserossijskogo dobrovol'nogo pozharnogo obshchestva: Postanovlenie Sovmina RSFSR ot 14 iyulya 1960 g. № 1074. URL: https://xn--b1ae4ad.xn--p1ai/calendar/1960-7-14_postanovlenie-soveta-ministrov-rsfsr-ob-organizatsii-vserossiyskogo-dobrovolnogo-pozharnogo-obshchestva#:~:text (data obrashcheniya: 05.06.2023).
3. Shchablov N.N., Vinogradov V.N., Bessonov V.P. Pozharnoe delo v Rossii. SPb., 2007.
4. Rondyrev-Il'inskij V.B., Malygina E.A. Primenenie aktivnyh metodov obucheniya pri podgotovke dobrovol'nyh pozharnyh // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2014. № 4. S. 118-124.
5. Vinogradov V.N., Lugovoj A.A., Minina A.P. Dobrovol'naya pozharnaya ohrana carskoj Rossii (Stranicy istorii). SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2021.
6. Savel'ev P.S., Gruzd' S.I., Malkov V.I. Pozharnye dobrovol'cy Rossii v fotografiyah, dokumentah i vospominaniyah. M., 2010.
7. Analiz operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti za 2018-2022 gody. MKU NV «UGOiCHS», 2022.
8. Ob utverzhdenii Ustava podrazdelenij pozharnoj ohrany: prikaz MCHS Rossii ot 20 okt. 2017 g. № 452 (v red. ot 28 fevr. 2020 g.). Dostup iz sprav.-pravovogo portala «Garant».