Россия
Россия
Россия
Россия
Рассмотрены вопросы, связанные с подготовкой и привлечением членов добровольной пожарной охраны к дежурствам в подразделениях Государственной противопожарной службы, на примере Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Определены основные задачи, порядок прохождения дежурства добровольных пожарных команд. Для повышения эффективности деятельности добровольных пожарных команд предложено проводить в период дежурств ученья и отработку мероприятий, планируемых в зависимости от текущей оперативной обстановки с пожарами. Коротко рассмотрен вопрос развития добровольных пожарных формирований периода до 1917 г. в исторической ретроспективе.
добровольная пожарная команда, пожарные подразделения, дежурство, дежурный караул
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О добровольной пожарной охране»: – «Добровольная пожарная охрана – социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц и общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ» [1, 2].
Также можно сказать – это добровольное объединение граждан с целью участия в организации предупреждения пожаров и их тушении в населённых пунктах и на предприятиях.
История таких объединений прошла сложный путь понимания опасности катастрофических пожаров. В истории России, начиная с древних времен, пожары приносили неисчислимые человеческие жертвы и гибель материальных ценностей. Древние летописи скрупулёзно фиксируют пожарища в домонгольский период существования русских княжеств. Неоднократно выгорали города Владимир, Суздаль, Юрьев, Новгород, Ладога, Русса и др. В 1233 г. полностью сгорела Москва.
Возрождение Всероссийского добровольного пожарного общества
В начальный период тушением пожаров стихийно занимались люди, жившие в селениях (рис. 1). С развитием городов увеличивалось и население. Увеличились и масштабы пожаров. Низкий уровень общественной организации и технической культуры оказывали негативное влияние на катастрофические последствия возникающих пожаров.
Не было единой структуры, которая могла бы противостоять огню. Все острее становилась потребность в создании общегосударственной системы мер, направленных на предотвращение и тушение пожаров. Поэтому по мере развития и укрепления государственности предпринимались попытки изменить сложившееся положение. Необходимо было изменить и отношение населения к выполнению правил обращения с огнем. С течением времени люди стали осознавать всю опасность пожаров и поначалу неумело и бессистемно взялись за организацию пожарного дела.
К тушению пожаров стали привлекать население, затем в 1802 г. в России было создано Министерство внутренних дел и принят Указ Александра 1 о формировании в Санкт-Петербурге при полиции пожарной команды из более полутора тысяч солдат внутренней стражи. Была создана пожарная охрана воинского типа.
Но профессиональная пожарная охрана не смогла в полной мере защитить население от пожаров, и добровольчество стало развиваться наряду с профессиональной пожарной охраной.
Пожарное добровольчество как форма общественной взаимопомощи получило распространение в России (в Российской Империи) в первой половине XIX в. К 1890 г. насчитывалось уже около 60 пожарных обществ, которые на съезде пожарных, состоявшемся 14–15 июня 1892 г., были объединены в Соединённое Российское пожарное общество, которое затем было переименовано в Императорское (ИРПО).
Трудное время переживало пожарное добровольчество в первые годы советской власти. В мае 1919 г. решением пожарно-страхового отдела ВСНХ, в котором было сосредоточено пожарное и страховое дело, деятельность Российского пожарного общества была полностью прекращена.
Реальные шаги по возрождению Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО) относятся к 1960 г., когда Совет Министров РСФСР принимает в июле специальное постановление «Об организации Всероссийского добровольного пожарного общества» [2].
В сложных условиях перехода к рыночной экономике в начале 90-х гг. XX столетия общество пережило довольно трудный период, но и в этих условиях ВДПО сохранило и приумножило славные традиции добровольной пожарной охраны прошлых лет.
В настоящее время это общероссийская общественная организация, основанная «на членстве граждан и юридических лиц – общественных объединений для участия в решении задач в области пожарной безопасности, профилактики пожаров, их тушения и проведения аварийно-спасательных работ».
«Добровольный пожарный – физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ» [1–3].
В современной России с развитием технологии и промышленности увеличилось количество катастрофических природных пожаров. Особенно остро на сегодняшний день стоит вопрос тушения пожаров в сельской местности. Во многих сельских населенных пунктах нет профессиональных подразделений пожарной охраны, а в тех, в которых имеется, они составляют один – два человека в смену. Из-за больших расстояний и сложного географического месторасположения во многие сельские населенные пункты добраться в установленные законом 20 мин пожарные подразделения не могут, а в труднодоступные вообще могут не доехать, поскольку нет автомобильных дорог.
Создание в каждом сельском населенном пункте полноценных профессиональных подразделений пожарной охраны, с численностью пять – семь человек в каждой дежурной смене и оснащенных пожарными автомобилями и специальным оборудованием, потребует больших затрат и является не целесообразным [4].
Наиболее рациональным, по мнению авторов, является решение данных проблем за счет привлечения граждан к работе в добровольной пожарной охране. При этом они должны иметь специальную тактическую, психологическую и техническую подготовку.
Исторический опыт организации таких добровольных формирований в России имеется [5, 6]. Добровольцев можно привлекать для проведения пожарно-профилактических мероприятий и к тушению пожаров. Именно они будут первыми помощниками для профессиональных пожарных, а при необходимости смогут их заменить, выполнив все возлагаемые задачи по тушению пожара.
Целью проведенных исследований явилось изучение отношения сельского населения труднодоступных районов Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к организации добровольных пожарных дружин в их селениях. С этой целью был проведен опрос, в котором приняли участие руководство и члены администрации сельских населенных пунктов, профессиональные и добровольные пожарные, а также жители, которым были заданы несколько вопросов.
Отвечая на первый вопрос: «Где должно осуществляться дежурство добровольных пожарных?», наиболее популярным был ответ: «В пожарном подразделении – в период введения особого противопожарного режима», на который ответили 43 человека (57,3 %), вторым по популярности был ответ: «В пожарном подразделении – по особой необходимости» – 18 человек (24 %), далее – «На дому в режиме телефонного звонка
в готовности прибытия» выбрали 14 человек или (18,6 %) (рис. 2).
Отвечая на второй вопрос: «Какое количество пожарных необходимо для ежедневного дежурства, включая добровольцев, в каждом населенной пункте?», наиболее популярным был ответ «5–6 человек», на который ответило 56 человек или (74,6 %), вторым по популярности был ответ «3 человека» – 15 человек (20 %), далее «по 2 человека» выбрали 4 человека (5,3 %) (рис. 3).
Еще один вопрос: «Видна ли проводимая работа в области пожарной безопасности в сельских населенных пунктах Нижневартовского района с участием добровольных пожарных?» был задан проживающим в них гражданам. В опросе приняли участие 186 человек. Наибольшее количество 145 человек (77,9 %) ответило, что «видят реальную работу и чувствуют, что уровень пожарной безопасности повысился», следующим был ответ: «Работа проводится, но хотелось бы большей активности» – 34 человека (45,3 %), далее ответ: «Особых изменений не видели» выбрали 7 человек (9,3 %) (рис. 4).
Таким образом, из проведенного опроса очевидно, что большинство сельских жителей Нижневартовского района одобряют создание добровольных пожарно-спасательных формирований в сельской местности и готовы участвовать в их работе, проводить пожарно-профилактические мероприятия, в том числе дежурить в пожарных подразделениях.
Заключение
На основании проведенной научно-исследовательской работы сделаны соответствующие выводы и принято решение составить необходимые документы на создание дополнительных добровольных пожарных дружин в соответствии с законодательством России.
Кроме того, как показало проведенное исследование, привлечение добровольных пожарных, которые прошли соответствующие виды профессиональной подготовки и в полной мере соответствуют предъявляемым к ним требованиям, к противопожарной защите сельских населенных пунктов, будет целесообразным и эффективным.
Данные утверждения основываются как на опросе руководителей и членов администрации поселений, профессиональных пожарных и жителей, так и на тактических особенностях по действиям пожарных подразделений при организации тушения различных пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, определения тактико-специальных задач и возможностей, решаемых пожарными подразделениями. При этом минимальным является боевой расчет в составе отделения на основном пожарном автомобиле с численностью до пяти человек [7].
Организуемые совместные дежурства караульной службы с численностью привлекаемых добровольных пожарных от пяти до семи человек, проведение пожарно-профилактических мероприятий и участие добровольных пожарных в тушении пожаров позволяют повысить противопожарную защиту сельских населенных пунктов Нижневартовского района. Главным аргументом является тот факт, что от угрозы природных пожаров за последние годы не сгорело ни одного строения, а при пожарах в населенных пунктах их успешно локализовывали и тушили, не допуская распространения на соседние строения [8].
И хотя еще остается немало проблемных вопросов в совершенствовании организации противопожарной защиты сельских населенных пунктов, проведенное исследование доказывает свою результативность проводимой совместной работы органов местного самоуправления Нижневартовского района, профессиональных пожарных и добровольцев по укреплению пожарной безопасности сельских населенных пунктов.
1. О добровольной пожарной охране: Федер. закон Рос. Федерации от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об организации Всероссийского добровольного пожарного общества: Постановление Совмина РСФСР от 14 июля 1960 г. № 1074. URL: https://xn--b1ae4ad.xn--p1ai/calendar/1960-7-14_postanovlenie-soveta-ministrov-rsfsr-ob-organizatsii-vserossiyskogo-dobrovolnogo-pozharnogo-obshchestva#:~:text (дата обращения: 05.06.2023).
3. Щаблов Н.Н., Виноградов В.Н., Бессонов В.П. Пожарное дело в России. СПб., 2007.
4. Рондырев-Ильинский В.Б., Малыгина Е.А. Применение активных методов обучения при подготовке добровольных пожарных // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2014. № 4. С. 118-124.
5. Виноградов В.Н., Луговой А.А., Минина А.П. Добровольная пожарная охрана царской России (Страницы истории). СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2021.
6. Савельев П.С., Груздь С.И., Малков В.И. Пожарные добровольцы России в фотографиях, документах и воспоминаниях. М., 2010.
7. Анализ оперативно-служебной деятельности за 2018-2022 годы. МКУ НВ «УГОиЧС», 2022.
8. Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны: приказ МЧС России от 20 окт. 2017 г. № 452 (в ред. от 28 февр. 2020 г.). Доступ из справ.-правового портала «Гарант».