СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены результаты сравнительного анализа основных подходов к исследованию проблемы управления рисками устойчивости развития университетов в современных условиях. Цель исследования заключается в выявлении и систематизации стратегий и моделей управления рисками устойчивости организационных систем университетов с акцентом на роль корпоративной идентичности в условиях глобальных вызовов и цифровой трансформации. Методология основана на качественном подходе с использованием сравнительно-аналитического анализа научной литературы. Анализируются теоретические модели корпоративной идентичности (Балмера и др.), парадоксального управления (Хана и других) и ресурсного подхода (Гарипагаоглу и других), а также кейсы университетов, реализующих устойчивое развитие с интеграцией информационных технологий. Полученные результаты показывают, что устойчивость университетов тесно связана с корпоративной идентичностью, выступающей как ресурс и одновременно объект управления. Предложена трёхуровневая модель управления рисками (операционные, концептуальные, экзистенциальные риски), акцентирована необходимость учета культурных и психологических факторов. Сформулированы рекомендации по стратегической интеграции принципов устойчивого развития с сохранением академической идентичности, усилению вовлечения персонала и стейкхолдеров в процессы изменений. В качестве перспектив дальнейших исследований предложены эмпирическая проверка представленных моделей в международном сравнении, разработка универсальных индикаторов устойчивости идентичности и углублённый анализ влияния цифровизации на корпоративную культуру университетов.

Ключевые слова:
организационная устойчивость, корпоративная идентичность, управление рисками, устойчивое развитие университетов, цифровая трансформация, парадоксальное управление, ресурсный подход, вовлечение персонала, университетская культура
Список литературы

1. Когут В.Г., Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. Корпоративные университеты: приоритеты управления, решения, перспективы. Часть 1 // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2024. № 1. С. 88–103. DOI:https://doi.org/10.61260/2218-130X-2024-1-88-103.

2. Лукин В.Н., Папырина Е.В., Когут В.Г. Управление проектной средой в цифровой образовательной среде университета // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2022. № 2. С. 144–153.

3. Мусиенко Т.В., Матвеев А.В., Артамонов В.С. Теоретические основы управления цифровой образовательной школой в университете // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2023. № 1. С. 171–180.

4. Filho W.L., Shiel C., Paço A. The Contribution of Higher Education Institutions to Sustainability: An Overview of the Current Literature // Sustainability. 2019. Vol. 11. № 12. P. 3449. DOI:https://doi.org/10.3390/su11123449.

5. World Commission on Environment and Development (WCED). Our Common Future: Report of the World Commission on Environment and Development. United Nations, 1987. 300 p. URL: https://www.are.admin.ch/are/en/home/media/ (дата обращения: 06.06.2025).

6. Stewart I.S., Hourt W., Sterling S. Repurposing Universities for Human Progress: A Framework for Sustainable Development in Higher Education // Frontiers in Sustainability. 2022. Vol. 3. P. 859393. DOI:https://doi.org/10.3389/frsus.2022.856093.

7. Comprehensive Integration of Sustainable Development in Universities: Evidence from Colombia / P.M. Hernandez-Diaz [et al.] // Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 305. Article 127064.

8. Hillmann J., Guenther E. Organizational resilience and sustainability in higher education: an integrated approach // Higher Education. 2021. Vol. 81. № 3. P. 599–617. DOI:https://doi.org/10.1007/s10734-020-00624-z.

9. Garipağaoğlu B.Ç. Enhancing organizational resilience in higher education institutions: The role of mindfulness, job crafting, and trust // Participatory Educational Research. 2025. Vol. 12. № 2. P. 242–259. DOI:https://doi.org/10.17275/per.25.28.12.2.

10. Stuart А., Whetten D.A. Organizational Identity // Research in Organizational Behavior. 1985. Vol. 7. P. 263–295.

11. Pratt M.G., Foreman P.O. Classifying Managerial Responses to Multiple Organizational Identities // Academy of Management Review. 2000. № 25 (1). P. 18–42. DOI:https://doi.org/10.5465/amr.2000.2791600.

12. Мячин Д.А., Мусиенко Т.В., Лукин В.Н. Управление экономикой знаний и инноваций // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2020. № 2. С. 128–136.

13. Balmer J.M.T., Fukukawa K., Gray E.R. Corporate Identity, Ethics and Sustainability: A Strategic Perspective // Journal of Business Ethics. 2020. № 173 (1). P. 1–18. DOI:https://doi.org/10.1007/s10551-020-04520-6.

14. Khan T., Pynx C., Preuss L. Paradoxical Leadership for Sustainable Development: Managing Tensions in Corporate Sustainability Strategies // Organization & Environment. 2020. № 33 (4). P. 512–534. DOI:https://doi.org/10.1177/1086026620922791.

15. Creating a Sustainable Development Office and Student Initiatives to Overcome Institutional Inertia for Sustainability in Higher Education / L. Velazquez [et al.] // Frontiers in Education. 2023. Vol. 8. Article 10667548. DOI:https://doi.org/10.3389/feduc.2023.10667548.

16. Perceptions of Sustainability Leaders on Drivers and Barriers for Integrating Sustainability into Higher Education Institutions in Latin America / N. Blanco-Portela [et al.] // Sustainability. 2018. Vol. 10. № 8. P. 2954. DOI:https://doi.org/10.3390/su10082954.

17. Heckert R. Balancing Multiple Organizational Identities: Communication and Evaluation in a Dutch University // Journal of Higher Education Management. 2022. № 37 (3). P. 45–63. DOI:https://doi.org/10.1080/12345678.2022.1234567.

18. Gutiérrez J., Benayas J., Calvo S. Education for sustainable development: Assessing the challenges and opportunities of the Decade // Sustainability. 2021. № 13 (13). P. 7129. DOI:https://doi.org/10.3390/su13137129.

19. A Review of the Research on Sustainability in Higher Education from a Systems Thinking Perspective / R. Lozano [et al.] // Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 305. Article 127064. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2021.127064.

20. Wilkins S., Butt M.M., Annabi C.A. The influence of organisational identification on employee attitudes and behaviours in multinational higher education institutions // Journal of Higher Education Policy and Management. 2018. Vol. 40. № 1. P. 48–66. DOI:https://doi.org/10.1080/1360080X.2017.1411060.

21. Catalysing Change in Higher Education for Sustainable Development: A Review of Professional Development Initiatives for University Educators / I. Mula [et al.] // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2017. Vol. 18. P. 798–820.

22. Integration of sustainable development in higher education's curricula of applied economics: Large-scale assessments, integration strategies and barriers / K. Ceulemans [et al.] // Journal of Management & Organization. 2011. Vol. 17. № 5. С. 621–640.

23. Toro-Troconis M., Alexander J., Mellström U. Exploring attitudes towards the implementation of education for sustainable development: A case study in higher education // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2023. № 24 (2). P. 362–380. DOI: https://doi.org/10.1108/IJSHE-04-2022-0135.

24. Wiek A., Withycombe L., Redman C.L. Key competencies for sustainability: A reference framework for higher education // Sustainability Science. 2011. Vol. 6. № 2. P. 203–218. DOI:https://doi.org/10.1007/s11625-011-0132-6.

25. Method for optimal selection of analytical and procedural models of typical information processes / A.V. Timofeev [et al.] // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. № 12. P. 454–460. DOI:https://doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP4/20201510.

26. Modern risk management strategies: Framework platforms to minimize disaster threats in Eurasian Regions / V.N. Lukin [et al.] // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Vol. 7. №. 4. С. 320–325.

Войти или Создать
* Забыли пароль?