Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук Социологического института РАН (ассоциированный научный сотрудник)
Петровская академия наук и искусств (действительный член)
Россия
Представлены результаты сравнительного анализа основных подходов к исследованию проблемы управления рисками устойчивости развития университетов в современных условиях. Цель исследования заключается в выявлении и систематизации стратегий и моделей управления рисками устойчивости организационных систем университетов с акцентом на роль корпоративной идентичности в условиях глобальных вызовов и цифровой трансформации. Методология основана на качественном подходе с использованием сравнительно-аналитического анализа научной литературы. Анализируются теоретические модели корпоративной идентичности (Балмера и др.), парадоксального управления (Хана и других) и ресурсного подхода (Гарипагаоглу и других), а также кейсы университетов, реализующих устойчивое развитие с интеграцией информационных технологий. Полученные результаты показывают, что устойчивость университетов тесно связана с корпоративной идентичностью, выступающей как ресурс и одновременно объект управления. Предложена трёхуровневая модель управления рисками (операционные, концептуальные, экзистенциальные риски), акцентирована необходимость учета культурных и психологических факторов. Сформулированы рекомендации по стратегической интеграции принципов устойчивого развития с сохранением академической идентичности, усилению вовлечения персонала и стейкхолдеров в процессы изменений. В качестве перспектив дальнейших исследований предложены эмпирическая проверка представленных моделей в международном сравнении, разработка универсальных индикаторов устойчивости идентичности и углублённый анализ влияния цифровизации на корпоративную культуру университетов.
организационная устойчивость, корпоративная идентичность, управление рисками, устойчивое развитие университетов, цифровая трансформация, парадоксальное управление, ресурсный подход, вовлечение персонала, университетская культура
1. Когут В.Г., Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. Корпоративные университеты: приоритеты управления, решения, перспективы. Часть 1 // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2024. № 1. С. 88–103. DOI:https://doi.org/10.61260/2218-130X-2024-1-88-103.
2. Лукин В.Н., Папырина Е.В., Когут В.Г. Управление проектной средой в цифровой образовательной среде университета // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2022. № 2. С. 144–153.
3. Мусиенко Т.В., Матвеев А.В., Артамонов В.С. Теоретические основы управления цифровой образовательной школой в университете // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2023. № 1. С. 171–180.
4. Filho W.L., Shiel C., Paço A. The Contribution of Higher Education Institutions to Sustainability: An Overview of the Current Literature // Sustainability. 2019. Vol. 11. № 12. P. 3449. DOI:https://doi.org/10.3390/su11123449.
5. World Commission on Environment and Development (WCED). Our Common Future: Report of the World Commission on Environment and Development. United Nations, 1987. 300 p. URL: https://www.are.admin.ch/are/en/home/media/ (дата обращения: 06.06.2025).
6. Stewart I.S., Hourt W., Sterling S. Repurposing Universities for Human Progress: A Framework for Sustainable Development in Higher Education // Frontiers in Sustainability. 2022. Vol. 3. P. 859393. DOI:https://doi.org/10.3389/frsus.2022.856093.
7. Comprehensive Integration of Sustainable Development in Universities: Evidence from Colombia / P.M. Hernandez-Diaz [et al.] // Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 305. Article 127064.
8. Hillmann J., Guenther E. Organizational resilience and sustainability in higher education: an integrated approach // Higher Education. 2021. Vol. 81. № 3. P. 599–617. DOI:https://doi.org/10.1007/s10734-020-00624-z.
9. Garipağaoğlu B.Ç. Enhancing organizational resilience in higher education institutions: The role of mindfulness, job crafting, and trust // Participatory Educational Research. 2025. Vol. 12. № 2. P. 242–259. DOI:https://doi.org/10.17275/per.25.28.12.2.
10. Stuart А., Whetten D.A. Organizational Identity // Research in Organizational Behavior. 1985. Vol. 7. P. 263–295.
11. Pratt M.G., Foreman P.O. Classifying Managerial Responses to Multiple Organizational Identities // Academy of Management Review. 2000. № 25 (1). P. 18–42. DOI:https://doi.org/10.5465/amr.2000.2791600.
12. Мячин Д.А., Мусиенко Т.В., Лукин В.Н. Управление экономикой знаний и инноваций // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2020. № 2. С. 128–136.
13. Balmer J.M.T., Fukukawa K., Gray E.R. Corporate Identity, Ethics and Sustainability: A Strategic Perspective // Journal of Business Ethics. 2020. № 173 (1). P. 1–18. DOI:https://doi.org/10.1007/s10551-020-04520-6.
14. Khan T., Pynx C., Preuss L. Paradoxical Leadership for Sustainable Development: Managing Tensions in Corporate Sustainability Strategies // Organization & Environment. 2020. № 33 (4). P. 512–534. DOI:https://doi.org/10.1177/1086026620922791.
15. Creating a Sustainable Development Office and Student Initiatives to Overcome Institutional Inertia for Sustainability in Higher Education / L. Velazquez [et al.] // Frontiers in Education. 2023. Vol. 8. Article 10667548. DOI:https://doi.org/10.3389/feduc.2023.10667548.
16. Perceptions of Sustainability Leaders on Drivers and Barriers for Integrating Sustainability into Higher Education Institutions in Latin America / N. Blanco-Portela [et al.] // Sustainability. 2018. Vol. 10. № 8. P. 2954. DOI:https://doi.org/10.3390/su10082954.
17. Heckert R. Balancing Multiple Organizational Identities: Communication and Evaluation in a Dutch University // Journal of Higher Education Management. 2022. № 37 (3). P. 45–63. DOI:https://doi.org/10.1080/12345678.2022.1234567.
18. Gutiérrez J., Benayas J., Calvo S. Education for sustainable development: Assessing the challenges and opportunities of the Decade // Sustainability. 2021. № 13 (13). P. 7129. DOI:https://doi.org/10.3390/su13137129.
19. A Review of the Research on Sustainability in Higher Education from a Systems Thinking Perspective / R. Lozano [et al.] // Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 305. Article 127064. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2021.127064.
20. Wilkins S., Butt M.M., Annabi C.A. The influence of organisational identification on employee attitudes and behaviours in multinational higher education institutions // Journal of Higher Education Policy and Management. 2018. Vol. 40. № 1. P. 48–66. DOI:https://doi.org/10.1080/1360080X.2017.1411060.
21. Catalysing Change in Higher Education for Sustainable Development: A Review of Professional Development Initiatives for University Educators / I. Mula [et al.] // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2017. Vol. 18. P. 798–820.
22. Integration of sustainable development in higher education's curricula of applied economics: Large-scale assessments, integration strategies and barriers / K. Ceulemans [et al.] // Journal of Management & Organization. 2011. Vol. 17. № 5. С. 621–640.
23. Toro-Troconis M., Alexander J., Mellström U. Exploring attitudes towards the implementation of education for sustainable development: A case study in higher education // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2023. № 24 (2). P. 362–380. DOI: https://doi.org/10.1108/IJSHE-04-2022-0135.
24. Wiek A., Withycombe L., Redman C.L. Key competencies for sustainability: A reference framework for higher education // Sustainability Science. 2011. Vol. 6. № 2. P. 203–218. DOI:https://doi.org/10.1007/s11625-011-0132-6.
25. Method for optimal selection of analytical and procedural models of typical information processes / A.V. Timofeev [et al.] // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. № 12. P. 454–460. DOI:https://doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP4/20201510.
26. Modern risk management strategies: Framework platforms to minimize disaster threats in Eurasian Regions / V.N. Lukin [et al.] // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Vol. 7. №. 4. С. 320–325.




