Россия
В условиях цифровой трансформации образования возрастает потребность в адаптивных и масштабируемых цифровых образовательных средах, обеспечивающих не только доступ к учебным материалам, но и адаптивную обратную связь участников образовательного процесса. Представлена модифицированная архитектура цифровой образовательной среды, включающая систему управления базами данных, алгоритмы машинного обучения и интеграцию с внешними каналами обратной связи (включая систему дистанционного обучения, социальные сети и мессенджеры). Целью исследования является разработка модификации архитектуры цифровой образовательной среды, позволяющей реализовать автоматическую генерацию персонализированных рекомендаций в условиях цифровизации и многопоточности. Приведена архитектура модифицированной цифровой образовательной среды с добавлением компонентов, реализующих динамическую адаптивную обратную связь, которая обеспечивает масштабируемость, интеграцию с системой дистанционного обучения и может быть адаптирована под различные направления и профили подготовки. Полученные результаты имеют прикладную значимость в контексте развития цифровых экосистем образования и автоматизации сопровождения индивидуальных образовательных траекторий.
цифровая образовательная среда, база данных, машинное обучение, обратная связь, система дистанционного обучения, персонализация
1. Азбель А.А., Илюшин Л.А., Морозова П.А. Обратная связь в обучении глазами российских подростков // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 195–212. DOI:https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-195-212.
2. Подольская Т.А., Чепурнова Е.С. Представления об обратной связи у участников образовательного процесса // Вестник практической психологии образования. 2024. № 21 (3). С. 77–83. DOI:https://doi.org/10.17759/bppe.2024210310.
3. Витомскова Е.В., Федотова Е.В. Формирование цифровой образовательной среды в общеобразовательной организации // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2023. № 1 (17). С. 107–113.
4. Давлатзода С.Х. Цифровизация университета как средство интеграции в мировое образовательное пространство // Education. Quality Assurance. 2022. № 3 (28). С. 27–30. DOI:https://doi.org/10.58319/26170493_2022_3_27.
5. Везиров Т.Г. Цифровая образовательная среда вуза как фактор профессионального развития магистра педагогического образования // Инновационные направления профессиональной подготовки в России и за рубежом: коллективная монография. Ульяновск: Зебра, 2024. С. 373–387.
6. Токтарова В.И., Попова О.Г. Анализ образовательных данных взаимосвязи успешности обучения и поведения студентов в цифровой образовательной среде вуза // Информатика и образование. 2022. Т. 37. № 4. С. 54–63. DOI:https://doi.org/10.32517/0234-0453-2022-37-4-54-63.5.
7. Смоленцева Т.Е. Методология непрерывной оценки остаточных знаний обучающихся на примере потоковых дисциплин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: гуманитарные науки. 2025. № 3 (3). DOI:https://doi.org/10.37882/2223-2982.2025.3-3.30.
8. Смоленцева Т.Е. Цифровая образовательная среда как инструмент повышения качества учебного процесса // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: гуманитарные науки. 2025. № 4. С. 151–158. DOI:https://doi.org/10.37882/2223-2982.2025.04.42.
9. Шадриков В.Д., Шадрикова И.А. Педагогическое оценивание: учеб. пособие. М.: Университетская книга, РИД РосНОУ, 2018.




