ПРЕДИКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ АВИАЦИИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ВЫЗВАННЫХ ЛАНДШАФТНЫМ ПОЖАРОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены вопросы, связанные с повышением качества принимаемых решений при управлении безопасностью полетов авиации в условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных ландшафтными пожарами. Эффективное принятие решений требует комплексного использования аналитических методов, большого объема данных, описывающих состояние окружающей среды и способов интерпретации полученных результатов. Повышение эффективности управления в режиме реального масштаба времени обеспечивается за счет использования прогностической информации о состоянии окружающей среды.Для установления прогностических значений параметров окружающей среды на основе ретроспективной информации выделен набор новых значимых параметров, оказывающих влияние как на течение чрезвычайной ситуации, так и на безопасность полетов авиации.В качестве значимых параметров используется информация о пространственно-временном распределении показателя преломления атмосферы и вариациях его градиента. Это позволило установить в окружающей среде пространственные границы с экстремальными значениями параметров атмосферы, оказывающих негативное влияние на безопасность полетов в условиях чрезвычайной ситуации, вызванной ландшафтными пожарами. Используемые в предиктивном управлении технологии позволили провести анализ больших данных о параметрах атмосферы, осуществить экспертную оценку состояний окружающей среды с точки зрения ее влияния на безопасность полетов, а также провести прогнозирование возможных негативных ситуаций развития чрезвычайных ситуаций, вызванных ландшафтными пожарами.

Ключевые слова:
специальные авиационные работы, окружающая среда, ландшафтные пожары, параметры атмосферы, предиктивное управление, сопутствующие процессы
Список литературы

1. Чижевская Е.Л. Предиктивное управление безопасностью объектов нефтегазового комплекса с применением технологий беспилотных летательных аппаратов при угрозах чрезвычайных ситуаций // Тюменский научный журнал. 2024. № 2. С. 69–78.

2. Towards precision aviation emission modeling: A hybrid paradigm of convolutional neural networks and semi-empirical formulas for full flight phase gas pollutant indices / C. Longfei [et al.] // Science of The Total Environment. 2024. Vol. 957. P. 177414. DOI:https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2024.177414.

3. Shea Calculations and observations of solar particle enhancements to the radiation environment at aircraft altitudes / C.S. Dyer [et al.] // Adv. Space Res. 2003. № 32 (1). P. 81–93.DOI:https://doi.org/10.1016/S0273-1177(03)90374-7.

4. Extreme atmospheric radiation environments & single event effects / C. Dyer [et al.] //IEEe Trans. Nucl. Sci. 2017. P. 9499 (c). DOI:https://doi.org/10.1109/TNS.2017.2761258.

5. Radiation risk assessment for varying space weather conditions for very high altitude 'near space' tourism balloon flights / C.T. Rees [et al.] // J. Space Safety Eng. 2023. № 10 (2). P. 197–207. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jsse.2023.03.002.

6. Тимофеева С.С., Гармышев В.В. Ландшафтные пожары в Иркутской области: экологические последствия // ХХI век. Техносферная безопасность. 2022. Т. 7. № 2 (26).С. 179–188. DOI:https://doi.org/10.21285/2500-1582-2022-2-179-188.

7. Ашарапова Д.О., Тимофеева С.С. Оценка эмиссии загрязнителей при лесных пожарах (на примере Иркутской области) // Безопасность – 2024 : материалы XXIX Всерос. студенческой научн.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск: Иркутский нац. исслед. техн. ун-т, 2024.С. 183–186.

8. Тимофеева С.С., Гармышев В.В., Зырянов В.С. Оценка экологической нагрузкина атмосферу при лесных пожарах в Иркутской области // Безопасность жизнедеятельности. 2013. № 10 (154). С. 33–38.

9. Построение траектории распространения СВЧ-излучения в неоднородной атмосфере / В.Ю. Жуков [и др.] // Гидрометеорология и экология. 2025. № 78. С. 20–41. DOI:https://doi.org/10.33933/2713-3001-2025-78-20-41.

10. Бобров В.Н., Нахмансон Г.С. Влияние вертикального распределения показателя преломления атмосферы на визуальное определение местоположения взлетно-посадочной полосы с борта воздушного судна // Метеорология и гидрология. 2003. № 1. С. 58–63.

11. Медведев Д.В., Матвеев А.В. Информационная модель поддержки принятия решений по реагированию на ландшафтные пожары // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2025. № 1 (36). С. 117–125. DOI:https://doi.org/10.34987/vestnik.sibpsa.

12. Bobrov V.N., Bryushinin A.O. Mathematical Modeling of Refractive Propertiesof the Atmosphere in the Optical Wavelength Range // Proceedings of the 2020 IEEE Conferenceof Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering, EIConRus. Saint-Petersburg and Moscow: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2020. P. 2247–2251.DOI:https://doi.org/10.1109/EIConRus49466.2020.9039056.

13. Шинкаренко С.С., Берденгалиева А.Н. Геоинформационный анализ ландшафтных пожаров в Волго-Ахтубинской пойме // Научно-агрономический журнал. 2019. № 1 (104).С. 14–17.

14. Оценка временных рядов последствий ландшафтных пожаров на территории Иркутской области / В.В. Гармышев [и др.] // Безопасность жизнедеятельности. 2025. № 4 (292). С. 39–44.

Войти или Создать
* Забыли пароль?