Россия
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России (отдел пожарной безопасности транспорта Научно-исследовательского института перспективных исследований и инновационных технологий в области безопасности жизнедеятельности, главный научный сотрудник)
Россия
Россия
УДК 656.089.2 Обучение спасателей
Рассмотрены вопросы, связанные с повышением качества принимаемых решений при управлении безопасностью полетов авиации в условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных ландшафтными пожарами. Эффективное принятие решений требует комплексного использования аналитических методов, большого объема данных, описывающих состояние окружающей среды и способов интерпретации полученных результатов. Повышение эффективности управления в режиме реального масштаба времени обеспечивается за счет использования прогностической информации о состоянии окружающей среды.Для установления прогностических значений параметров окружающей среды на основе ретроспективной информации выделен набор новых значимых параметров, оказывающих влияние как на течение чрезвычайной ситуации, так и на безопасность полетов авиации.В качестве значимых параметров используется информация о пространственно-временном распределении показателя преломления атмосферы и вариациях его градиента. Это позволило установить в окружающей среде пространственные границы с экстремальными значениями параметров атмосферы, оказывающих негативное влияние на безопасность полетов в условиях чрезвычайной ситуации, вызванной ландшафтными пожарами. Используемые в предиктивном управлении технологии позволили провести анализ больших данных о параметрах атмосферы, осуществить экспертную оценку состояний окружающей среды с точки зрения ее влияния на безопасность полетов, а также провести прогнозирование возможных негативных ситуаций развития чрезвычайных ситуаций, вызванных ландшафтными пожарами.
специальные авиационные работы, окружающая среда, ландшафтные пожары, параметры атмосферы, предиктивное управление, сопутствующие процессы
1. Чижевская Е.Л. Предиктивное управление безопасностью объектов нефтегазового комплекса с применением технологий беспилотных летательных аппаратов при угрозах чрезвычайных ситуаций // Тюменский научный журнал. 2024. № 2. С. 69–78.
2. Towards precision aviation emission modeling: A hybrid paradigm of convolutional neural networks and semi-empirical formulas for full flight phase gas pollutant indices / C. Longfei [et al.] // Science of The Total Environment. 2024. Vol. 957. P. 177414. DOI:https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2024.177414.
3. Shea Calculations and observations of solar particle enhancements to the radiation environment at aircraft altitudes / C.S. Dyer [et al.] // Adv. Space Res. 2003. № 32 (1). P. 81–93.DOI:https://doi.org/10.1016/S0273-1177(03)90374-7.
4. Extreme atmospheric radiation environments & single event effects / C. Dyer [et al.] //IEEe Trans. Nucl. Sci. 2017. P. 9499 (c). DOI:https://doi.org/10.1109/TNS.2017.2761258.
5. Radiation risk assessment for varying space weather conditions for very high altitude 'near space' tourism balloon flights / C.T. Rees [et al.] // J. Space Safety Eng. 2023. № 10 (2). P. 197–207. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jsse.2023.03.002.
6. Тимофеева С.С., Гармышев В.В. Ландшафтные пожары в Иркутской области: экологические последствия // ХХI век. Техносферная безопасность. 2022. Т. 7. № 2 (26).С. 179–188. DOI:https://doi.org/10.21285/2500-1582-2022-2-179-188.
7. Ашарапова Д.О., Тимофеева С.С. Оценка эмиссии загрязнителей при лесных пожарах (на примере Иркутской области) // Безопасность – 2024 : материалы XXIX Всерос. студенческой научн.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск: Иркутский нац. исслед. техн. ун-т, 2024.С. 183–186.
8. Тимофеева С.С., Гармышев В.В., Зырянов В.С. Оценка экологической нагрузкина атмосферу при лесных пожарах в Иркутской области // Безопасность жизнедеятельности. 2013. № 10 (154). С. 33–38.
9. Построение траектории распространения СВЧ-излучения в неоднородной атмосфере / В.Ю. Жуков [и др.] // Гидрометеорология и экология. 2025. № 78. С. 20–41. DOI:https://doi.org/10.33933/2713-3001-2025-78-20-41.
10. Бобров В.Н., Нахмансон Г.С. Влияние вертикального распределения показателя преломления атмосферы на визуальное определение местоположения взлетно-посадочной полосы с борта воздушного судна // Метеорология и гидрология. 2003. № 1. С. 58–63.
11. Медведев Д.В., Матвеев А.В. Информационная модель поддержки принятия решений по реагированию на ландшафтные пожары // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2025. № 1 (36). С. 117–125. DOI:https://doi.org/10.34987/vestnik.sibpsa.
12. Bobrov V.N., Bryushinin A.O. Mathematical Modeling of Refractive Propertiesof the Atmosphere in the Optical Wavelength Range // Proceedings of the 2020 IEEE Conferenceof Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering, EIConRus. Saint-Petersburg and Moscow: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2020. P. 2247–2251.DOI:https://doi.org/10.1109/EIConRus49466.2020.9039056.
13. Шинкаренко С.С., Берденгалиева А.Н. Геоинформационный анализ ландшафтных пожаров в Волго-Ахтубинской пойме // Научно-агрономический журнал. 2019. № 1 (104).С. 14–17.
14. Оценка временных рядов последствий ландшафтных пожаров на территории Иркутской области / В.В. Гармышев [и др.] // Безопасность жизнедеятельности. 2025. № 4 (292). С. 39–44.




