Рассматривается спектр возможных проблем, который возникает при обучении (или переобучении) людей, потерявших зрение в подростковом или уже зрелом возрасте и вынужденных отказаться от привычных методов общения с миром. Эти люди вынуждены заново учиться взаимодействовать в социуме, осваивая новые возможности сохранных анализаторов, использовать их в процессе обучения. Изложены методы и некоторые практические аспекты реабилитации, социальной адаптации и обучения поздноослепших.
социальная адаптация, социальная интеграция, реабилитация, зрительная деривация, тифлопедагогика, коррекционная педагогика, коммуникативная деятельность
1. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 2007.
2. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания лиц с нарушением зрения, офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения. СПб., 2007.
3. Волкова И.П. Психосоциальные факторы адаптации и интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения. М., 2012.
4. Гилилов Е.И., Никулина Г.В. Обучение и воспитание слепых и слабовидящих: ретроспективный анализ, состояние, тенденции: учеб. пособие. СПб., 2001.
5. Никулина Г.В., Никулина И.Н. Развитие самооценки в условиях зрительной недостаточности. СПб., 2006.