Рассмотрен кризис ценностных оснований современной культуры как результат становления общества потребления с его культом выгоды, предприимчивости, успеха, эффективности, переходящих в более утрированные формы алчности, потребительства, карьеризма, эгоцентризма. Показаны парадигмальные основания подобного мировоззрения в концепциях марксизма, прагматизма и утилитаризма, а также его критика в работах ряда представителей франкфуртской школы социальной философии.
кризис культуры, потребности, общество потребления, массовая культура
1. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Феникс, 1998. 637 с.
2. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006. 1176 с.
3. Царегородцев С. Механизм управления обществом (Как преодолеть догматизм современной философии). М.: Print Up, 2014. 123 с.
4. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Процесс производства капитала. М.: Политиздат, 1960. 907 с.
5. Бойко С.В. Нравственно-этические программы современного общества потребления // Фундаментальные исследования. 2013. № 6 (5). С. 1272-1276.
6. Пласковицкий А.Л. Этика удовольствия и пользы // PLAS. URL: http://www plas.by/filosof/pv/eyip.php (дата обращения: 21.05.2015).
7. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 367 с.
8. Фромм Э. Здоровое общество. М.: Изд-во АСТ, 2005. 571 с.
9. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: Изд-во АСТ, 2002. 526 с.
10. Пелевин В. Generation «П». М.: ЭКСМО, 2007.