Рассматривается методика поэтапного применения командно-соревновательного метода в учебном процессе по физической подготовке курсантов вуза Государственной противопожарной службы МЧС России. Учитывая адаптацию обучающихся в начальный период обучения к учебному процессу и служебной деятельности, предлагается методика оценки выполнения групповых упражнений командно-соревновательным методом с акцентом на слабоуспевающих курсантов. В период углубленной специализации на старших курсах, предлагается методика оценки групповых упражнений командно-соревновательным методом и применения бальной системы с акцентом на максимальный результат. Актуальность применения предлагаемых методик заключается, в формировании социальной устойчивости в адаптационный период, способствующей выравниванию психофизиологических показателей, обеспечивающих качество обучения и служебной деятельности. Использование предлагаемой методики на старших курсах создает стрессовые ситуации и тренировку психофизиологических возможностей курсантов, тем самым обеспечивая уровень профессиональной готовности к предстоящей службе в рядах ГПС МЧС России. Проведенные исследования подтверждают эффективность методик использования групповых упражнений командно-соревновательным методом, повышающих уровень социальной устойчивости, физической подготовленности в период обучения курсантов в вузе Государственной противопожарной службы МЧС России.
начальный период обучения, адаптационные процессы, период углубленной специализации, стрессовые ситуации, психофизиологические возможности, уровень физической подготовленности, функциональные способности, социальное взаимодействие, социальная устойчивость, методика
1. Бортнев Д.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов пожарно-технического училища: дис. … канд. пед. наук. Малаховка, 2005. 163 с.
2. Гавриленко Е.С. Дифференцированная методика физической подготовки спасателей МЧС в условиях Дальневосточного региона России: дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2007. 159 с.
3. Динаев Б.М. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки в вузах пожарно-технического профиля: дис. … канд. пед. наук. Шуя, 2009. 159 с.
4. Тыщенко Е.Г. Методика повышения уровня социальной устойчивости курсантов Государственной противопожарной службы МЧС России в начальный период обучения средствами ускоренного передвижения и легкой атлетике // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 2 (108).
5. Муравицкий А.И. Инновационная методика воспитания физических качеств у спасателей и пожарных в процессе профессионально-прикладной подготовки: дис. … канд. пед. наук. Смоленск, 2004. 127 с.
6. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. М., 2004. С. 564.
7. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Казань, 1992. С. 3.
8. Матис В.И. Социальное образование и формирование личности. Барнаул, 1995. С. 38.
9. Радовицкая Е.В. Технология применения аэробных упражнений в процессе физического воспитания студентов с учетом профилирующей спортивной деятельности: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2011. 204 с.