На основе критического анализа специфики использования геоинформационных технологий применительно к исследованию транспортных систем, в частности экологической направленности, рассматривается методика создания информационного процесса контроля химического загрязнения воздуха автомобильным транспортом при неблагоприятных метеорологических условиях в периоды высокой интенсивности его движения в «часы пик». На основе анализа экспериментально-расчетных данных по Санкт-Петербургу предложены мероприятия, направленные на ослабление чрезвычайно опасного воздействия отработавших газов транспортных средств на городское население.
геоинформационная система, информационный процесс, городской автотранспорт, вредные вещества, опасное загрязнение атмосферы, прогнозирование чрезвычайных ситуаций
1. Педагогический Интернет-клуб. URL: http://club-edu.tambov.ru/methodic/2007/gis/ content.html. (дата обращения: 20.09.2016).
2. Цветков В.Х. Геоинформационные системы и технологии. М.: Финансы и статистика, 1998. 286 с.
3. Котиков Ю.Г., Ложкин В.Н. Транспортная энергетика: учеб. пособие / под ред. Ю.Г. Котикова. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 272 с.
4. Надежность технических систем и техногенный риск: учеб. / В.С. Артамонов [и др.]. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2009. 482 с.
5. Lozhkin V.N., Lozhkina O.V., Ushakov A.A. Using K-Theory in Geographic Information Investigations of Critical-Level Pollution of Atmosphere in the Vicinity of Motor Roads // World Applied Sciences Journal (Problems of Architecture and Construction). 2013. V. 23. pp. 1 818-4 952.
6. Lozhkina O.V., Lozhkin V.N. Estimation of nitrogen ox-ides emissions from petrol and diesel passenger cars by means of on-board monitoring: effect of vehicle speed, vehicle technology, engine type on the emission rates // Transportation Research Part D: Transport and Environment, Volume 47. August 2016. P. 251-264.