Представлены результаты экспериментального изучения индивидуально-своеобразных способов переработки информации (когнитивных стилей) и психологических особенностей обучающихся вуза. Для изучения когнитивных стилей обучающихся в исследовании были применены следующие параметры: полезависимость/поленезависимость, ригидность/гибкость познавательного стиля. Материалы исследований были получены с использованием программно-аппаратного комплекса психофизиологических и психологических тестов «НС-Психотест».
адаптация, когнитивные стили, функциональное состояние, полезависимость/поленезависимость, ригидность/гибкость познавательного стиля, индивидуально-психологические особенности, личностный профиль
1. Шленков А.В. Влияние профессиональной подготовки в образовательных учреждениях ФПС МЧС России на индивидуально-психологические особенности обучающихся // Проблемы управления рисками в техносфере. 2013. № 3 (27). С. 137-145.
2. Иванова Т.В., Солнцев В.О., Церфус Д.Н. Ведущие мотивы профессиональной деятельности курсантов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. 2014. № 3 (31). С. 127-130.
3. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384 с.
4. Холодная М.А., Кострикина И.С. Особенности когнитивных стилей импульсивность/рефлективность и ригидность/гибкость познавательного контроля у лиц с высокими и сверхпороговыми значениями IQ // Психологический журнал. 2002. № 6. С. 72-82.
5. Witkin H.A., Goodenough D.R., Oltman P. Psychological differentiation: current staius //J. of Personality and Soc. Psychology, 1979. V. 37 (7). P. 1127-1145.
6. Колга В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: дис.. канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1976.
7. Шкуратова И.П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности: дис. … канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1983.
8. Klein G.S., Gardner R.W., Schlesinger H. Tolerance for unrealistic experiences: A study of the generality of cognitive behavior // Brit. J. of Psychology, 1962. V. 5 2 (1). P. 41-55.
9. Hunt E. On the nature of intelligence // Science, 1983. V. 219. № 4 581. P. 141-146.
10. Schroder H.M., Driver M.J., Streufert S. Levels of informations processing // Thought and Personality / Ed. by P.B. Warr. Baltimor, 1970. P. 174-191.
11. Kelly G.A. The psychology of personal constructs. V. 1-2. Norton. N.Y., 1955.
12. Соловьев А.В. Исследование познавательных стилей в американской психологии // Зарубежные исследования по психологии познания / под ред. Г.Я. Розена. М.: ИНИОН, 1977. С. 235-249.
13. Егорова М.С. Особенности социализации, влияющие на формирование когнитивного стиля // Экспериментальные исследования по проблемам общей и дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1979. С. 78-84.
14. Собчик Л.Н. СМИЛ (MMPI) стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: Речь, 2000 г. 219 с.
15. Witkin H.A. Individual differences in ease of perception of embedded figures // J. of Personality, 1950. V. 63 (302). Р. 1-46.
16. Gardner R.W., Holzman P.S., Klein G.S., Linton H.В., Spence D.P. Cognitive control. A study of individual consistencies in cognitive behavior. Psychological Issues. Monograph 4. V. 1. N.Y., 1959.
17. Broverman D.M. Dimensions of cognitive styles // J. of Personality, 1960. V. 28 (2). P. 167-185.
18. Либин А.В. Стилевые особенности познавательных процессов и учебная деятельность // Развитие и диагностика способностей / под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. С. 131-139.