Формирование профессионального самосознания, определяющееся совокупностью когнитивного, аффективно-оценочного и поведенческого факторов на этапе обучения в вузе нуждается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении. Показано, что метод семантического дифференциала, позволяющий оценить эмоциональное отношение респондента к объекту исследования, дает возможность управлять образовательным процессом и контролировать развитие профессионально важных качеств будущего сотрудника МЧС России.
семантический дифференциал, профессиональное самосознание, психолого-педагогические исследования, вузы МЧС России
1. Демченко О.Ю. Когнитивные особенности профессионального самосознания курсантов ГПС МЧС России // Дискуссия. 2013. № 2. С. 97-102.
2. Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А. Психосемантика. Метод семантического дифференциала: учеб.-метод. пособие для студентов высших учеб. заведений. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2016. 120 с.
3. Toglia M.P., Battig W.F. Handbook of semantic word norms. Lawrence Erlbaum, 1978. 152 р.
4. Баскин Ю.Г., Свидзинская Г.Б. Анализ отношения учащихся вузов МЧС России к своей будущей профессии с использованием метода семантического дифференциала // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2017. № 4. С. 3-12.
5. Баскин Ю.Г., Свидзинская Г.Б., Свидзинская А.С. Изучение отношения учащихся вузов МЧС России к предмету «Химия» с использованием метода семантического дифференциала // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2017. № 4. С. 155-162.
6. Демченко О.Ю. Динамика профессионального самосознания курсантов Государственной противопожарной службы МЧС России: автореф. дис.. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2009. 23 с.
7. Демченко О.Ю., Газизова Ю.С. Особенности формирования образа профессионала у будущих специалистов Государственной противопожарной службы МЧС России // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 329-332.
8. Петимко А.И. Исследование отношения к риску сотрудников ГПС МЧС России в проекции психосемантического пространства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 94. С. 296-299.
9. Петимко А.И. Отношение к риску как компонент психологической готовности к профессиональной деятельности сотрудников МЧС России: автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2010. 23 с.
10. Иванова Т.В., Лукьянова Е.Л. Психосемантические различия представлений чрезвычайной ситуации у курсантов с разным опытом участия в ликвидации последствий наводнений // Проблемы управления рисками в техносфере. 2015. № 3 (35). С. 136-140.
11. Bauer C.F. Attitude toward Chemistry: A semantic differential instrument for assessing curriculum impacts // Journal of Chemical Education. 2008. V. 85. № 10. P. 1 440-1 445.
12. Хu X., Lewis J.E. Refinement of a chemistry attitude measure for college students // Journal of Chemical Education. 2011. V. 88. №. 5. P. 561-568.
13. Hofstein A., Mamlok-Naaman R. High-school students' attitudes toward and interest in learning chemistry // Educación química. 2011. V. 22. №. 2. P. 90-102.
14. Attitude to the study of chemistry and its relationship with achievement in an introductory undergraduate course / S.J. Brown [et al.] // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning. 2015. V. 15. № 2. P. 33-41. References
15. Demchenko O.Yu. Kognitivnye osobennosti professional'nogo samosoznaniya kursantov GPS MCHS Rossii // Diskussiya. 2013. № 2. S. 97-102.
16. Kozhevnikova O.V., V'yuzhanina S.A. Psihosemantika. Metod semanticheskogo differenciala: ucheb.-metod. posobie dlya studentov vysshih ucheb. zavedenij. Izhevsk: Izd. centr «Udmurtskij universitet», 2016. 120 s.
17. Toglia M.P., Battig W.F. Handbook of semantic word norms. Lawrence Erlbaum, 1978. 152 r.
18. Baskin Yu.G., Svidzinskaya G.B. Analiz otnosheniya uchashchihsya vuzov MCHS Rossii k svoej budushchej professii s ispol'zovaniem metoda semanticheskogo differenciala // Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur. 2017. № 4. S. 3-12.
19. Baskin Yu.G., Svidzinskaya G.B., Svidzinskaya A.S. Izuchenie otnosheniya uchashchihsya vuzov MCHS Rossii k predmetu «Himiya» s ispol'zovaniem metoda semanticheskogo differenciala // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2017. № 4. S. 155-162.
20. Demchenko O.Yu. Dinamika professional'nogo samosoznaniya kursantov Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii: avtoref. dis.. kand. psihol. nauk. Ekaterinburg, 2009. 23 s.
21. Demchenko O.Yu., Gazizova Yu.S. Osobennosti formirovaniya obraza professionala u budushchih specialistov Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015. № 22. S. 329-332.
22. Petimko A.I. Issledovanie otnosheniya k risku sotrudnikov GPS MCHS Rossii v proekcii psihosemanticheskogo prostranstva // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2009. № 94. S. 296-299.
23. Petimko A.I. Otnoshenie k risku kak komponent psihologicheskoj gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov MCHS Rossii: avtoref. dis.. kand. psihol. nauk. SPb., 2010. 23 s.
24. Ivanova T.V., Luk'yanova E.L. Psihosemanticheskie razlichiya predstavlenij chrezvychajnoj situacii u kursantov s raznym opytom uchastiya v likvidacii posledstvij navodnenij // Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere. 2015. № 3 (35). S. 136-140.
25. Bauer C.F. Attitude toward Chemistry: A semantic differential instrument for assessing curriculum impacts // Journal of Chemical Education. 2008. V. 85. № 10. P. 1 440-1 445.
26. Hu X., Lewis J.E. Refinement of a chemistry attitude measure for college students // Journal of Chemical Education. 2011. V. 88. №. 5. P. 561-568.
27. Hofstein A., Mamlok-Naaman R. High-school students' attitudes toward and interest in learning chemistry // Educación química. 2011. V. 22. № 2. P. 90-102.
28. Attitude to the study of chemistry and its relationship with achievement in an introductory undergraduate course / S.J. Brown [et al.] // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning. 2015. V. 15. № 2. P. 33-41.