Исследована проблема создания образовательных условий рационального использования интеллектуальных способностей обучающихся и формирования инженерно-технических компетенций в интеллектуальной системе «пользователь - ЭВМ - преподаватель». Приведено описание предложенной интеллектуальной системы обучения: структура, распределение функций преподавателя и обучающегося, способ организации интерактивного взаимодействия посредством ЭВМ. Изложены общие дидактические требования к авторским программным продуктам и образовательные возможности, которые приобретает дисциплина «Физика» в результате их внедрения в процесс обучения.
интеллектуальные способности, искусственный интеллект, интеллектуальная система обучения, интерактивное взаимодействие, диалог, эргатическая система, естественный интеллект
1. Остроумова Е.Н. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста // Фундаментальные исследования. 2011. № 4. С. 37-40.
2. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2005. 448 с.
3. Новиков В.Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. C. 110-120.
4. Semradova I., Hubackova S. Virtual Learning Environment and the Development of Communicative Competences // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 89. P. 450-453.
5. Данилов И.Л., Егорова Н.И. Лабораторный практикум по физике на основе моделирования в среде MS Excel // Интернет и современное общество: труды XX Междунар. объед. науч. конф. СПб: Университет ИТМО, 2017. С. 104-113.
6. Майер Р.В. Решение физических задач в электронных таблицах Excel: учеб. пособие. Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2016. 148 с.
7. Автоматизация изучения характеристик молекул и газов на основе классической статистики Максвелла-Больцмана / И.Л. Данилов [и др.]: Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ от 27 мая 2016 г. № 2016615696. URL: http: www.reestr.minsvtaz.ru (дата обращения: 12.04.2018).
8. Автоматизация изучения законов и характеристик теплового излучения на основе построения функции Кирхгофа / И.Л. Данилов [и др.]: Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ от 17 июля 2016 г. № 2016616688. URL: http: www.reestr.minsvtaz.ru (дата обращения: 12.04.2018).
9. Данилов И.Л., Егорова Н.И. Автоматизация изучения явлений волновой оптики на примере дифракции на щели: Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ от 20 окт. 2017 г. № 2017661810. URL: http: www.reestr.minsvtaz.ru (дата обращения: 12.04.2018).
10. Данилов И.Л., Егорова Н.И. Автоматизация изучения явлений волновой оптики на примере дифракции на дифракционной решётке: Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ от 2 нояб. 2017 г. № 2017662291. URL: http: www.reestr.minsvtaz.ru (дата обращения: 12.04.2018).
11. Данилов И.Л., Егорова Н.И. Автоматизация изучения явлений волновой оптики на примере интерференции в виде колец Ньютона: Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ от 2 нояб. 2017 г. № 2017662290. URL: http: www.reestr.minsvtaz.ru (дата обращения: 12.04.2018).
12. Данилов И.Л. Изучение основных физических характеристик ионизирующих излучений методом совмещения натурного и виртуального экспериментов // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). 2014. № 3 (11). С. 78-87.