Показано место лабораторного практикума во внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся применительно к специфике учебного процесса пожарно-технических вузов. Сформулированы требования к подобной виртуальной лаборатории. Разработана схема виртуальной лабораторной установки и сформирована модель виртуального эксперимента по измерению степени черноты. Сформулированы противоречия между требованиями к профессиональной компетентности обучающихся и возможностями традиционной модели лабораторного практикума. Представлена натурно-виртуальная модель лабораторного практикума, предусматривающая вынос его виртуальной фазы на внеаудиторный период самостоятельной работы обучающихся. Предложен способ расширения доступа обучающихся к информационно-методическому обеспечению внеаудиторной самостоятельной работы за счет использования потенциала современных девайсов. Сформирована функциональная схема виртуальной «смарт-лаборатории», работающих под управлением ОС Android. Показан вариант реализации виртуальной теплофизической смарт-лаборатории на основе использования электронной таблицы MS Excel при подключении макросов Visual Basic.
профессиональная компетентность, лабораторный практикум, лабораторная работа, самостоятельная работа, натурный эксперимент, виртуальный эксперимент, лабораторный практикум, операционная система, смартфон, электронная таблица
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки Рос. Федерации от 17 авг. 2015 г. № 851). Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
2. Кузьмин А.А., Романов Н.Н. О возможных схемах проведения натурно-виртуального и виртуально-натурного лабораторных экспериментов в учебном процессе // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). 2016. № 1 (17). С. 74-78.
3. Кузьмин А.А., Романов Н.Н. Имплементация метода наименьших квадратов в модальность обработки результатов виртуального лабораторного эксперимента // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). 2016. № 2 (18). С. 82-87.
4. Асеев И.М., Медведева Л.В. Автоматизированный учебно-тренажерный комплекс как опорное дидактическое средство методики дополнительного профессионального образования в вузе МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. 2016. № 1 (37). С. 142-150.
5. Android - операционная система с открытым исходным кодом. URL: https://android.com (дата обращения: 16.06.2018).
6. Excel - программа редактирования таблиц XLS | Microsoft. URL: https://products.office.com/ru-ru/excel (дата обращения: 26.06.2018).
7. Visual Basic | Microsoft Docs. URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/visual-basic/ (дата обращения: 26.06.2018).