Россия
Россия
УДК 621.43.06 Выхлопные (выпускные) устройства. Отработавшие газы
УДК 504.3 Атмосфера
Рассматриваются вопросы физико-математического моделирования процессов распространения, накопления и чрезвычайно опасного воздействия взвешенных частиц от автомагистралей на окружающую среду и здоровье городского населения при неблагоприятных метеорологических и особых транспортных условиях в часы «пик». Приводятся результаты критического анализа современных отечественных и зарубежных физико-аналитических подходов, которые рекомендуется применять для физико-математического описания исследуемых в работе специфичных процессов эмиссии, распространения и накопления в стратифицированной атмосфере окрестности автомагистрали твердых частиц различной природы происхождения и, следовательно, разного уровня негативного санитарно-гигиенического воздействия, оцениваемого по предельно-допустимым концентрациям на уровне дыхания человека. Анализируются области применения моделей и рекомендуемые меры по снижению чрезвычайно опасного загрязнения воздушной среды взвешенными частицами разной природы происхождения на автомагистрали. В заключение приводятся резюмирующие выводы по совершенствованию проанализированных в работе физико-математических моделей, направленных на повышение точности результатов путем учета актуальных факторов в целях эффективного управления качеством воздуха городов.
распространение загрязняющих веществ, пылевидные продукты, автомагистрали, окружающая среда, физико-математические модели, воздействие, автомобильный транспорт
1. Identification of metals and metalloids as hazardous elements in PM2,5 and PM10 collected in a coastal environment affected by diffuse contamination / H. Morillas [et al.] // Journal of cleaner production. 2019. Т. 226. P. 369-378.
2. Seinfeld J.H., Pandis S.N. Atmospheric chemistry and physics: from air pollution to climate change // John Wiley & Sons. 2016.
3. Каргаполов Н.В., Рафаилова А.Л. Оценка загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом в Московском регионе // International Journal of Professional Science. 2019. № 10. С. 52-65.
4. Source apportionment to support air quality planning: Strengths and weaknesses of existing approaches / P. Thunis [et al.] // Environment international. 2019. Т. 130. С. 104825.
5. Benson P.E. Caline 4-a dispersion model for predictiong air pollutant concentrations near roadways // Transportation research board. 1984. № FHWA-CA-TL-84-15 Final Rpt.
6. Hartley W.S., Carr E.L., Bailey C.R. Modeling hotspot transportation-related air quality impacts using ISC, AERMOD, and HYROAD. URL: http://www.ctre.iastate.edu/educweb/aq/AWMA%20Paper%200406%20Hartley.pdf (дата обращения: 16.07.2023).
7. A user’s guide for the CALPUFF dispersion model / J.S. Scire [et al.] // Earth Tech, Inc. 2000. Т. 521. P. 1-521.
8. Daly A., Zannetti P. Air pollution modeling - an overview // Ambient air pollution. 2007. С. 15-28.
9. Mensink C., Kallos G. Air pollution modeling and its application XXV // Cham: Springer international publishing, 2018. С. 114-501.
10. Ложкин В.Н., Пенченков А.Ю., Гавкалюк Б.В. Физико-математическая модель образования, распространения, накопления и опасного воздействия транспортных ПМ10 и ПМ2,5 с учетом их химического состава в условиях чрезвычайных ситуаций //Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2019. № 1. С. 1-6.
11. Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе: приказ Министерства природных ресурсов и экологии Рос. Федерации от 6 июня 2017 г. № 273 (зарег. 10 авг. 2017 г. № 47734). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201708110012?ysclid=lmejgnhv19927604848 (дата обращения: 11.09.2023).
12. Short-term exposure to particulate matter (PM10 and PM2,5), nitrogen dioxide (NO2), and ozone (O3) and all-cause and cause-specific mortality: Systematic review and meta-analysis / P. Orellano [et al.] // Environment international. 2020. Т. 142. С. 105876.