Россия
Рассматривается современное состояние образования в Российской Федерации. Выявляется взаимосвязь наиболее значимых парадигм образования, реализующихся в процессе формирования интегративных характеристик субъекта труда. Сосуществование различных моделей образования определяется как полипарадигмальность, ведущая к формированию профессионально значимых компетенций специалистов на основе применения цифровых технологий. Устанавливается общая основа современных концепций образования, которая заключается в личности обучающегося, в развитии его внутренних ресурсов. Изучаются характеристики инновационной модели образования Education 4.0. Рассмотрены способы реализации данной модели в сфере языкового образования. Демонстрируются результаты современных исследований в сфере цифрового образования, подтверждающие заинтересованность обучающихся в саморазвитии, приобретении дополнительных профессиональных компетенций и повышении квалификации.
парадигма, компетенция, личностные ресурсы, личностно-ориентированный подход, цифровое образование
1. Human Capital 2023: New Ways to Work in a World Without Boundaries. URL: https://deloitte.wsj.com/cfo/human-capital-2023-new-ways-to-work-in-a-world-without-boundaries-01675867162 (дата обращения: 16.01.2024).
2. Технологии общего назначения, человеческий капитал и экономический рост // Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики». Центр междисциплинарных исследований человеческого капитала. 2023. № 2 (19). 12 с.
3. Яндиев И.Я. Формирование концепции развития структуры человеческого капитала в постпандемийный период // Modern Economy Success. 2022. № 2. С. 217-222.
4. Буракова Е.С., Самойлова Т.Д. Человеческие ресурсы как источник конкурентного преимущества наряду с другими ресурсами компании // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2020. № 1. С. 458-460.
5. Каждый второй россиянин планирует пройти обучение без помощи работодателя. Социологический опрос. URL: https://www.superjob.ru/research/articles/113546/ (дата обращения: 16.01.2024).
6. Проекты ФГОС ВО-4. Макет, утвержденный Письмом Минобрнауки России от 2 мая 2023 г. № МН-5/169012. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/31 (дата обращения: 16.01.2024).
7. Левина Е.Ю., Мухаметзянова Л.Ю. Развитие Человека знания в ракурсе когнитивной парадигмы // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3 (140). С. 8-19.
8. Казанцева Е.М. Содержание языкового образования: от традиционной к гуманистической парадигме // МИАЖ «Crede Experto»: транспорт, общество, образование, язык. 2023. № 3 (38). С. 1-15.
9. Бондаревская Е.В. Опыт методологической рефлексии деятельности научной школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (107). С. 4-14.
10. Левина Е.Ю., Камалеева А.Р., Стукалова О.В. Концептуальные основания когнитивной педагогики // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1. С. 27-35.
11. Ямбург Е.А. Профессионализм педагога. Ответы на современные вызовы. М.: Просвещение, 2023. 256 с.
12. Kim Jeanne. The Interconnectivity of Heutagogy and Education 4.0. in Higher Online Education // Canadian Journal of Learning and Technology. 2022. № 4 (48). P. 1-18.
13. Joseph Diane. Digital Revolution of Education 4.0. // International Journal of Engineering and Advanced Technology (IJEAT). 2019. № 2 (9). P. 3558-3564.
14. Defining Education 4.0: A Taxonomy for the Future of Learning. World Economic Forum. 2023. 26 p.
15. Tikhonova E., Raitskaya L. Education 4.0: The Concept, Skills, and Research // Journal of Language and Education. 2023. № 9 (1). P. 5-11.
16. A bibliometric analysis of research on education 4.0 during the 2017-2021 period / L.T. Dao [et al.] // Education and Information Technologies. 2023. № 28 (3). P. 2437-2453.
17. Salmon G. May the fourth be with you: Creating Education 4.0. // Journal of Learning for Development. 2019. № 6 (2). P. 95-115.
18. Belova Taniana. Using the Principles of Neurolanguage Coaching and Brain Friendly Techniques in Foreign Language Teaching in the Inclusive Learning Environment // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2021. № 555. P. 419-423.
19. Chen H. A lexical network approach to second language development // Humanit Soc Sci Commun. 2023. № 10 (735). P. 1-9.
20. Позднякова М.Н., Панарина Г.И. Методологический потенциал технологии геймификации в языковом университете // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 12 (138). С. 1-5.
21. Shu Dingfang, Yang Shanshan, Sato Masatoshi. Cultivating a new ecosystem in English language teaching: A focus on researchers in a textbook development project // The Modern Language Journal. 2023. № 2 (107). P. 405-427.
22. Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования. Ежеквартальный рейтинг крупнейших компаний в сфере онлайн-образования. URL: https://edtechs.ru/ (дата обращения: 16.01.2024).
23. Балданова А.Ю., Дугаржанова М.А. Современные тренды в сфере образования. Вестник Бурятского государственного университета // Экономика и Менеджмент. 2023. № 3. С. 22-29.