Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлен аналитический обзор исследований корпоративных университетов как институтов управления знаниями, реализующих стратегии формирования интеллектуального капитала, основанного на сети знаний. Раскрыта роль корпоративных университетов в непрерывном профессиональном образовании и обучении. Цель проекта состоит в систематизации теоретических результатов соответствующих исследовательских работ, обобщении основных концептуальных решений в области управления знаниями, выявлении ключевых приоритетов и перспективных стратегий корпоративных университетов России, Китая и других стран в этой сфере. Основная задача заключается в том, чтобы в рамках сравнительного анализа конкретных случаев управления знаниями в корпоративных университетах определить их роль в реализации стратегии непрерывного образования, в повышении качества профессионального образования и формировании корпоративной культуры. Повышение качества профессионального образования и решение задач непрерывного образования связывается в значительной мере с развитием современных корпоративных университетов и повышением качества управления знаниями. В качестве одного из преимуществ корпоративных университетов рассматривается их потенциал в обеспечении интеграции корпоративных потребностей в высшее образование. В этом отношении повышается роль управления знаниями как способа реализации образовательной стратегии корпоративного университета, предполагающая достижение целей организации путем наращивания интеллектуального капитала как решающего фактора развития инновационных систем. Выявлена тенденция выхода корпоративных университетов за рамки функции непрерывного обучения в качестве дополнительного компонента таким образом, что функция непрерывного обучения играет все более важную роль в обеспечении развития организаций и учреждений. Становится востребованным формирование теоретической базы исследования стратегий корпоративных университетов различных стран в сфере управления знаниями на основе их сравнительного анализа. Аналитический обзор научной литературы подтверждает постепенное формирование особой концептуальной базы исследования управления знаниями в корпоративных университетах стран мира. Методология. Использованы принципы методологии сравнительного анализа, проведены качественный анализ, теоретическое обобщение.

Ключевые слова:
управление знаниями, управление интеллектуальным капиталом, корпоративный университет, профессиональное образование, функции управления
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Oh J.R., Park C.H., Baek K. Toward the Sustainable Development of Corporate Universities: the Case of South Korea // European Journal of Training and Development. 2023. DOI:https://doi.org/10.1108/EJTD-02-2023-0024) (дата обращения: 11.03.2024).

2. Nguyen H.L., Fan P. CEO Education and Firm Performance: Evidence from Corporate Universities // Administrative Sciences. 2022. № 12. P. 145.

3. Ryan L., Prince C., Turner P. The Changing and Developing Role of the Corporate University Post-Millennium // Industry and Higher Education. 2015. № 29. P. 167–174.

4. Parshakov P., Shakina E.A. With or Without CU: A Comparative Study of Efficiency of European and Russian Corporate Universities // Journal of Intellectual Capital. 2018. № 19. P. 96–111.

5. Singh V., Verma S., Chaurasia S.S. Mapping the Themes and Intellectual Structure of Corporate University: Co-Citation and Cluster Analyses // Scientometrics. 2020. № 122. P. 1275–1302.

6. Lifelong Learning in the Workplace: the Knowledge Management Role of Corporate Universities in China / Y. Han [et al.] // Humanities and Social Sciences Communications. 2024. Vol. 11. P. 189. DOI:https://doi.org/10.1057/s41599-024-02693-3 (дата обращения: 10.03.2024).

7. Лаврентьева Л.В., Павлова П.С., Родионова С.А. Внутрикорпоративное обучение в концепции непрерывного образования (на примере ГНИВЦ ПФО) // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81 (4). С. 307–309.

8. Назарова О.Л., Кузнецова Н.В., Артюхова И.А. Непрерывное образование персонала в рамках стратегии управления знаниями в организации // Управление организацией, бухгалтерский учет и экономический анализ: вопросы, проблемы, перспективы развития: материалы VIII Всерос. (нац.) науч.-практ. конф. / под общ. ред. Н.В. Кузнецовой. Магнитогорск, 2023. С. 151–158.

9. Емельянова О.Я., Храмова С.А. Историографическое развитие концепции непрерывного образования в современной России // Известия Воронежского педагогического университета. 2022. № 2 (295). С. 16–22.

10. Иванова М.О. Система непрерывного профессионального образования: методы и механизмы управления. М.: Первое эконом. изд-во, 2021. 160 с.

11. Игумнов О.А., Мусарский М.М. Социальный капитал как фактор управления формированием организационных знаний: социоресурсный подход // Социология. 2023. № 4. С. 188–196.

12. Горина И.Г. Организационно-управленческий механизм формирования человеческого капитала организации на основе управления знаниями // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2023. Т. 20. № 1 (127). С. 116–124.

13. Горина И.Г. Управление знаниями как основа формирования человеческого капитала // Теория и практика управления: ответы на вызовы цифровой экономики: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов. 2023. С. 15–17.

14. Antonova N.L., Kovylina L.L. Trends and Tools in Theory and Practice of Knowledge Management // Components of Scientific and Technological Progress. 2021. № 12 (66). P. 19–23.

15. Мао В. Управление знаниями: содержание, функции, принципы // Экономика и социум. 2021. № 5-1 (84). С. 751–759.

16. Кайнова А.В., Волкова В.О. Современные тенденции управления знаниями (инженерия знаний) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2023. № 2 (218). С. 20–31.

17. Кайнова А.В., Волкова В.О. Современные тенденции управления знаниями в организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 7 (111). С. 21–25.

18. Особенности концепции управления знаниями / З.С. Гельманова [и др.] // Global Science and Innovations: Central Asia. 2021. Т. 7. № 2 (13). С. 9–17.

19. Концепция управления знаниями в деятельности организации / Е.С. Попова [и др.] // Вестник педагогических наук. 2021. № 8. С. 152–156.

20. Зудин А.Б., Гурцкой Л.Д., Ананченкова П.И. Концепция «управление знаниями» в системе современного менеджмента // Здоровье мегаполиса. 2023. Т. 4. № 1. С. 98–104.

21. Булат Р.Е., Байчорова Х.С. Роль концепции управления знаниями на рубеже системных преобразований в высшем образовании // Инженерное образование в условиях цифровизации общества и экономики: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Чебоксары, 2023. С. 30–34.

22. Прохорова О.К., Концова В.И. Система и стратегия управления знаниями в организации // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2023. № 2 (45). С. 61–64.

23. Харрингтон Д., Воул Ф. Система управления знаниями: от опыта к стратегии // Методы менеджмента качества. 2021. № 12. С. 18–25.

24. Зимова Н.С., Прохоров А.И. Моделирование системы управления знаниями в условиях цифровизации // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 8. С. 32–36.

25. Бреусова Е.А., Мирошниченко А.С. Управление знаниями в системе стратегического управления организацией // Современные проблемы цивилизации и устойчивого развития в информационном обществе: сб. материалов XI Междунар. науч.-практ. конф. М., 2022. С. 371–379.

26. Кочнева О.П. Пошаговый алгоритм создания системы управления знаниями в организации как инструмента стратегического управления // Теория и практика стратегирования: сб. избранных научных статей и материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. Сер.: Экономическая и финансовая стратегия / под науч. ред. В.Л. Квинта. Кемерово, 2023. С. 230–238.

27. Назарова О.Л., Кузнецова Н.В., Зобнин Г.Д. Внедрение системы управления знаниями как условие устойчивого развития компании // Анализ и укрепление устойчивости экономических систем в кризисных условиях: сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конф. Магнитогорск, 2023. С. 173–177.

28. Лаевский Г.К. Управление знаниями как фактор развития организации // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: Тезисы докладов 81-й Междунар. науч.-техн. конф. 2023. С. 376.

29. Цеховой А.Ф., Жолтаева А.С. Управление знаниями в проектах как фактор формирования корпоративной системы управления развитием организации // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Бурмистрова [и др.]. Тамбов, 2021. С. 181–189.

30. Горлачева Е.Н., Андрианов Г.Д. Система управления знаниями – механизм развития кадрового потенциала предприятия // Кадры инновационного развития. 2023. № 1 (3). С. 32–40.

31. Кандрашина Д.А., Орлова А.А. Управление корпоративными знаниями // Инновационные технологии управления: сб. статей по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2023. С. 121–123.

32. Vasetskaya N.O. Knowledge Management in the Quality Management System: University Case // Components of Scientific and Technological Progress. 2022. № 7 (73). P. 28–31.

33. Khatun A., George B., Dar S.N. Knowledge Management Practices in the Higher Education Sector With Special Reference to Business Schools // Education and Self-Development. 2021. Т. 16. № 2. P. 47–59.

34. Chen Y., Xu Y., Zhai Q. The Knowledge Management Functions of Corporate University and their Evolution: Case Studies of two Chinese Corporate Universities // Journal of Knowledge Management. 2019. 23. P. 2086–2112.

35. Chen Y., Zhou L., Wang Y. The Role and Evolution of Knowledge Network-Based Intellectual Capital in the Corporate University // Journal of Intellectual Capital. 2023. Vol. 24. № 6. P. 1604–1631.

36. Ryan L. Developing a Qualitative Understanding of University-Corporate Education Partnerships // Management Decision. 2007. № 45. P. 153–160.

37. Grant R. Prospering in Dynamically-Competitive Environments: Organizational Capability as Knowledge Integration // Organization Science. 1996. № 7. P. 133–153.

38. Abel A.L., Li J. Exploring the Corporate University Phenomenon: Development and Implementation of a Comprehensive Survey // Human Resource Development Quarterly. 2012. № 23. P. 103–128.

39. Мусиенко Т.В., Матвеев А.В., Артамонов В.С. Теоретические основы управления цифровой образовательной средой в университете // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2023. № 1. С. 171–180.

40. Лукин В.Н., Папырина Е.В., Когут В.Г. Управление проектной деятельностью в цифровой образовательной среде университета // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2022. № 2. С. 144–154.

41. Dogan Y., Acar E. Corporate University 2.0: Challenges and Implications for Construction Firms // Conference: 6th International Project and Construction Management Conference. Istanbul Technical University, 12–14. Istanbul. November 2020. URL: https://www.researchgate.net/publication/345974192 (дата обращения: 09.03.2024).

42. Fang B., Zhang P., Kim S. National Human Resource Development in China: Government-Industry-University Relations and Roles // European Journal of Training and Development. 2023. Vol. 47. № 1/2. P. 183–202. DOI:https://doi.org/10.1108/EJTD-07-2021-0110 (дата обращения: 10.03.2024).

43. Li Z., Zhu G. Knowledge Transfer Performance of Industry-University-Research Institute Collaboration in China: the Moderating Effect of Partner Difference // Sustainability. 2021. Vol. 13. 13202. DOI:https://doi.org/10.3390/su132313202 (дата обращения: 09.03.2024).

44. Singh S.K., Gupta S., Busso D., Kamboj S. Top Management Knowledge Value, Knowledge Sharing Practices, Open Innovation and Organizational Performance // Journal of Business Research. 2021. Vol. 128. P. 788–798.

45. Nagy J., Burch T. Understanding Academic Work Practices to Enable Knowledge Building Capacities in Corporate Universities // Oxford Review of Education. 2009. Vol. 35. P. 227–247.

46. Gok M., Özer G., Сiğerim Е. A New Theoretical Approach to Intellectual Capital: Meta-Synthesis Definitions of Innovative Literacy // Journal of Intellectual Capital. September 2021. DOI:https://doi.org/10.1108/JIC-12-2020-0379.

47. Kianto A., Sáenz J., Aramburu N. Knowledge-based human resource management practices, intellectual capital and innovation // Journal of Business Research. 2017. Vol. 81. P.11–20. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2017.07.018.

48. Secundo G., Lombardi R., Dumay J. Intellectual capital in education // Journal of Intellectual Capital. 2018. Vol. 19. № 1. P. 2–9. DOI:https://doi.org/10.1108/JIC-10-2017-0140 (дата обращения: 11.03.2024).

49. Белова Е.Н. Модель развития интеллектуального капитала университета 4.0 // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск. 2023. С. 34–44.

50. Schislyaeva E.R., Krasovskaya I.P., Plis K.S. Управление интеллектуальным капиталом предприятия на основе системы управления знаниями // Известия высших учебных заведений. Сер.: Экономика, финансы и управление производством. 2023. № 1 (55). С. 67–72.

51. Богданова М.В., Паршинцев А.А. Разработка методического обеспечения эффективного развития интеллектуального капитала в системе управления знаниями высокотехнологичных проектно-ориентированных компаний // Управленческий учет. 2022. № 2-1. С. 146–152.

52. Филин С.А., Якушев А.Ж. Система управления интеллектуальным капиталом как развитие статистической теории знания // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2022. Т. 18. № 1 (406). С. 110–132.

53. Balcerzyk R. Knowledge Management in Small and Medium-Sized Enterprises // European Research Studies Journal. 2020. Vol. XXIII Special Iss. 3. P. 529–544.

54. Hermawan S., Abidin F. I. N., Biduri S., Sriyono S., Kurniawan D. A. Knowledge Management, Information Technology, and Acceptance Students ‘Readiness for Industrial Revolution 4.0 // Conference: 1st Paris Van Java International Seminar on Health, Economics, Social Science and Humanities (PVJ-ISHESSH 2020). January 2021. DOI:https://doi.org/10.2991/assehr.k.210304.082.

55. Беляк О.Ю. Управление обменом знаниями в кросс-функциональных командах на основе кластеризации // Научный аспект. 2023. Т. 11. № 12. С. 1295–1304.

56. Knowledge Management Process and Academic Service Quality on Organizational Performance / S. Umaroh [et al.] // Electrotehnica, Electronica, Automatica (EEA). 2021. Vol. 69. № 1. P. 83–96.

57. Chen Y., Xu Y. Influencing Factors of Knowledge Enhancement of Corporate Universities in China // Kybernetes. 2022. Vol. 51. № 4. P. 1555–1583.

58. Chen Y., Xu Y. The Influencing Factors and Improvement Paths of the Manufacturing Industry Innovation System of Products for the Elderly // Mathematical Problems in Engineering. 2022. № 4. P. 1–18. DOI:https://doi.org/10.1155/2022/1174622.

Войти или Создать
* Забыли пароль?