КОМПЛЕКС АЛГОРИТМОВ ОПТИМАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВИЗУАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГРАФИЧЕСКИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современный процесс цифровизации приводит к возрастанию количества программных продуктов, неотъемлемой частью которых являются графические пользовательские интерфейсы, являющиеся посредниками между пользователями и программными алгоритмами, позволяя комфортно и результативно выполнять требуемые задачи. Многие из современных программных продуктов обладают интерфейсами низкой эффективности, что приводит к снижению работоспособности пользователей и повышению внутрипсихологических нагрузок на них. С целью повышения эффективности интерфейсов в настоящей статье описана постановка задачи по разработке комплекса алгоритмов оптимального проектирования и оценки эффективности визуальной составляющей графических пользовательских интерфейсов. Для разработки комплекса алгоритмов в настоящей статье представлен спектр авторских показателей по каждому из направлений, а также проведён анализ существующих количественных методов оценки эффективности интерфейсов на возможность их применения для вычисления вышеупомянутых показателей. Сделаны выводы, что существующие подходы способны осуществить формализованное представление только части авторских показателей. Планируемый комплекс алгоритмов после реализации гипотетически позволит всесторонне проводить оценку интерфейсов, а также находить в них дефекты, снижающие их эффективность, что при исключении повысит качество как интерфейсов, так и программ в целом, увеличив работоспособность и комфорт взаимодействия с программами пользователей.

Ключевые слова:
комплекс алгоритмов, графический пользовательский интерфейс, показатели эффективности, оценка
Список литературы

1. Norman D.A. Living with complexity. The MIT Press, 2010. 308 p.

2. Круг С. Как сделать сайт удобным. Юзабилити по методу Стива Круга. СПб.: Питер, 2010. 170 с.

3. Нильсен Я. Mobile Usability. Как создавать идеально удобные приложения для мобильных устройств. М.: Эскмо, 2013. 256 c.

4. Круг С. Веб-дизайн или Не заставляйте меня думать! М.: Символ-Плюс, 2008. 216 с.

5. Вострых А.В. Модель описания элементов информационных систем, ориентированных на человеко-машинное взаимодействие // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2021. № 11. С. 23–30.

6. Богданова Е.М., Максимов А.В., Матвеев А.В. Информационная система прогнозирования чрезвычайных ситуаций при использовании адаптивных моделей // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2019. № 2. С. 65–70.

7. Раскин Д. Интерфейс Новые направления в проектировании компьютерных систем. М.: Символ, 2007. 257 с.

8. Уэйншенк С. 100 главных принципов дизайна. Как удержать внимание. СПб.: Питер, 2011. 272 с.

9. Norman D.A. Emotional Design: Why we love (or hate) everyday things. Basic Books, 2005. 272 p.

10. Вострых А.В. Терминологический базис оценки пользовательских интерфейсов: обзор стандартов // Актуальные проблемы инфо-телекоммуникаций в науке и образовании: материалы IX Междунар. науч.-техн. и науч.-метод. конф. СПб.: СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2020. Т. 2. С. 200–207.

11. Вострых А.В. Метод и алгоритмы многокритериальной оценки графических пользовательских интерфейсов программных продуктов МЧС России // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2022. № 4 (40). С. 57–64. DOI:https://doi.org/10.37468/2307-1400-2022-4-57-64. EDN GCHUOC.

12. Shannon C.E. A mathematical theory of communication // Bell System Technical Journal, 1948. P. 379–423.

13. Диковицкий В.В. Формализация задачи построения когнитивных пользовательских интерфейсов мульти предметных ИР // Информационные технологии. 2013. № 5. С. 90–97.

14. Stickel C., Ebner M., Holzinger A. The XAOS metric – understanding visual complexity as measure of usability // 6th Symposium of the Workgroup Human-Computer Interaction and Usability Engineering on HCI in Work and Learning, Life and Leisure. 2010. P. 278–290.

15. Hartley V.L. Transmission of information // Bell System Technical Journal. 1928. P. 535–563.

16. Алефиренко В.М., Шамгин Ю.В. Инженерная психология. Минск: БГУИР, 2005. 13 с.

17. Емельянова Ю.Г., Фраленко В.П., Хачумов В.М. Методы комплексного оценивания когнитивных графических образов // Программные системы: Теория и приложения. 2018. № 3. C. 49–63.

18. Харкевич А.А. Проблемы кибернетики. М.: Физматгиз, 1960. 57 с.

19. Звенигородский А.С., Коломыйцев О.А. Оценка визуальной информации в технических системах // Искусственный интеллект. 2011. № 4. С. 19–23.

20. Hick W.E. On the rate of gain of information // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1952. № 4. P. 11–26.

21. Park K.S. Human Reliability: Analysis, Prediction, and Prevention of Human Errors. Elsevier: New York, 1987. 340 p.

22. ГОСТ Р 50923–96. Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения. М.: Стандартинформ, 2008. 10 с.

23. ГОСТ Р 50948–2001. Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности. М.: Стандартинформ, 2002. 13 с.

24. ГОСТ Р 50949–2001. Средства отображения информации индивидуального пользования. Методы измерений и оценки эргономических параметров и параметров безопасности. М.: Стандартинформ, 2015. 24 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?