Россия
Россия
Проанализированы и обобщены сведения по пробеговым выбросам загрязняющих веществ мотоциклами и мопедами, оснащенными двигателями внутреннего сгорания. В результате было установлено, что для 2-тактных и 4-тактных двигателей, не оборудованных нейтрализатором отработавших газов, пробеговые выбросы СО изменяются в диапазоне 6,6–32,8 г/км, СН – 0,62–19,26 г/км, NOX – 0,010–0,38 г/км; для 2-тактных и 4-тактных двигателей, оснащенных каталитическим нейтрализатором, пробеговые выбросы СО варьируются в пределах 0,68–12,21 г/км; СН – 0,10–4,06 г/км; NOX – 0,10–0,28 г/км. Полученные результаты будут использованы для совершенствования метода прогнозирования техногенных опасностей, обусловленных выбросами автотранспортных средств.
техногенные опасности, двухколесные моторизованные транспортные средства, загрязняющие вещества, пробеговые выбросы, мониторинг и прогнозирование
1. Пенченков А.Ю., Ложкин В.Н. К вопросу моделирования чрезвычайно опасного воздействия взвешенных частиц от автомагистрали с учетом их химического состава // Проблемы управления рисками в техносфере. 2023. № 4 (68). С. 54–62. DOI:https://doi.org/10.61260/1998р-8990-2024-2023-4-54-62.
2. Chernyaev I., Grayevskiy I., Korabelnikov S. The mechanism of continuous monitoring of compliance with environmental requirements imposed on vehicles in operation // Transportation Research Procedia. 2018. Vol. 36. P. 108–113. DOI:https://doi.org/10.1016/j.trpro.2018.12.051.
3. Kosovets M.A., Lozhkin V.N., Lozhkina O.V. Engineering Method for Calculating Changes in the Structure and Intensity of Traffic Flow // IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci. 2021. Vol. 666. P. 052043. DOI:https://doi.org/10.1088/1755-1315/666/5/052043.
4. Трофименко Ю.В., Комков В.И. Оценка уровня негативного воздействия автомобильного транспорта в городе Челябинске на окружающую среду и здоровье населения на период до 2030 года // Экология промышленного производства. 2022. № 2 (118). С. 36–42.
5. Ложкина О.В., Малышев С.А., Хахленов А.В. Исследование опасного загрязнения придорожного воздуха мелкодисперсными взвешенными частицами РМ10 и РМ2,5 на примере Санкт-Петербурга // Проблемы управления рисками в техносфере. 2021. № 2 (59). С. 96‒103.
6. Ревич Б.А. Риски здоровью населения в «горячих точках» от химического загрязнения арктического макрорегиона // Проблемы прогнозирования. 2020. № 2 (179). С. 148–157.
7. Анализ причинно-следственной связи между первичной заболеваемостью детского населения Санкт-Петербурга и уровнем загрязнения атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта / В.И. Курчанов [и др.] // Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2015. № 2 (263). С. 30–33.
8. Traffic-related air pollution is a risk factor in the development of chronic obstructive pulmonary disease / J. Zheng [et al.] // Front Public Health. 2022. Vol. 10. P. 1036192. DOI:https://doi.org/10.3389/fpubh.2022.1036192.
9. An evaluation of the emission profile for two-wheelers at a traffic junction / A.K. Agarwal [et al.] // Particuology. 2015. Vol. 18. P. 112–119. DOI:https://doi.org/10.1016/j.partic.2014.01.007.
10. Peshin T., Sengupta S., Azevedo I.M.L. Should India Move toward Vehicle Electrification? Assessing Life-Cycle Greenhouse Gas and Criteria Air Pollutant Emissions of Alternative and Conventional Fuel Vehicles in India // Environ. Sci. Technol. 2022. Vol. 5. № 56 (13). P. 9569–9582. DOI:https://doi.org/10.1021/acs.est.1c07718.
11. Costagliola M.A., Murena F., Prati M.V. Exhaust emissions of volatile organic compounds of powered two-wheelers: effect of cold start and vehicle speed. Contribution to greenhouse effect and tropospheric ozone formation // Sci. Total Environ. 2014. Vol. 468–469. P. 1043–1049. DOI:https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2013.09.025.
12. Морфологический и химический состав твердых частиц отработавших газов мотоциклов / Е.Ю. Бакута [и др.] // Автомобильная промышленность. 2018. № 2. С. 6‒11.
13. Гаевский В.В., Иванов А.М., Одинокова И.В. Влияние автотранспортных средств на окружающую среду и пути решения транспортных проблем мегаполиса // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. Омск: ФГБОУ ВО «СибАДИ», 2021. С. 427‒433.
14. Measurements of Emissions from Motorcycles and Modeling Its Impact on Air Quality / L.F.A. Garcia [et al.] // Journal of the Brazilian Chemical Society. 2013. Vol. 24. № 3. DOI:https://doi.org/10.5935/0103-5053.20130048.
15. Лобода В. В России – 45 млн легковых автомобилей. URL: https://www.autostat.ru/news/47472/ (дата обращения: 10.02.2024).
16. Алтухов А.В., Харьков В.П. Обзор рынка мотоциклетной техники (для целей создания платформы электротранспорта) // Экономика и управление. 2021. № 12. С. 983‒991. DOI:https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-12-983-991.
17. Littman F.E., Isam K.M. Regional air pollution study. Off-highway mobile source emission inventory // EPA-600/4-77-041. 1977. URL: https://nepis.epa.gov/Exe/ZyPDF.cgi/2000XECD.PDF?Dockey=2000XECD.PDF (дата обращения: 10.02.2024).
18. Carlson T.R., Austin T.C., McClement D. Development of Emission Rates for the MOVES Model // EPA-420-R-12-022. 2010. URL: https://nepis.epa.gov/Exe/ZyPDF.cgi/P100F1A5.PDF?Dockey=P100F1A5.PDF (дата обращения: 10.02.2024).
19. Ullman T.L., Hare C.T. Motorcycle Emission Control Demonstration // EPA-460/3-77-020. 1977. URL: https://nepis.epa.gov/Exe/ZyPDF.cgi/9101M6VG.PDF?Dockey=9101M6VG.PDF (дата обращения: 10.02.2024).
20. Exhaust Emissions and Fuel Economy of Three Prototype Honda Motorcycles // EPA-AA-TAEB 76-19. 1976. URL: https://nepis.epa.gov/Exe/ZyPDF.cgi/9100X4S2.PDF?Dockey=9100X4S2.PDF (дата обращения: 10.02.2024).
21. Ntziachristos L., Samaras Z. Passenger cars, light commercial trucks, heavy-duty vehicles including buses and motor cycles // EMEP/EEA air pollutant emission inventory guidebook 2023. URL: https://www.eea.europa.eu/publications/emep-eea-guidebook-2023/part-b-sectoral-guidance-chapters/1-energy/1-a-combustion/1-a-3-b-i (дата обращения: 10.02.2024).
22. Analysis of Research Method, Results and Regulations Regarding the Exhaust Emissions from Two-Wheeled Vehicles under Actual Operating Conditions / N. Szymlet [et al.] // Journal of Ecological Engineering. 2020. Vol. 21 (1). P. 128–139. DOI: https://doi.org/10.12911/22998993/113077.
23. Янкевич Н.С., Шаппо В.М., Поберайло А.И. Нейтрализация отработавших газов мотоциклетных двигателей внутреннего сгорания // Машиностроение и техносфера XXI века: сб. тр. XVI Междунар. науч.-техн. конф. 2009. Т. 3. С. 289‒294.
24. Ложкина О.В., Мальчиков К.Б. Метод прогнозирования техногенных опасностей на основе определения содержания поллютантов в отработавших газах лодочных моторов // Проблемы управления рисками в техносфере. 2023. № 1 (65). С. 127‒137.
25. Тихонов А.Р., Шиповалов Д.А. Каталитические нейтрализаторы отработавших газов. Достоинства и недостатки // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 6-1 (25). С. 75‒76.
26. Гусаков С.В., Шарипов А.З., Меньших А.А. Изучение экологических показателей автомобильного двигателя с искровым зажиганием в период прогрева после холодного пуска // Вестник Российского университета дружбы народов. 2011. № 3. С. 60‒67.
27. Шабанов А.В., Шабанов А.А. Анализ эффективности систем нейтрализации вредных веществ отработавших газов автомобилей // Вестник МГУПИ. 2013. № 45. С. 92‒101.