Россия
УДК 351.862 Мероприятия по подготовке и организации деятельности сил гражданской обороны
Рассмотрены некоторые нормы Конституции Российской Федерации, в совокупности образующие основу деятельности по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, как правовой фундамент защиты жизни и здоровья людей, других охраняемых законом ценностей. Проведено отображение конституционных норм на некоторые положения основных федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, их связь с функциональными и территориальными системами единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Полномочия высших институтов государственной власти – Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации – рассматриваются в ракурсе государственной дисциплины. Затронут конституционный принцип гармонизации взаимных отношений на федеральном уровне и на уровне российских регионов. Владение конституционным правовым аппаратом представляется как условие недопущения случаев расхождений и коллизий в актах законодательства или ведомственных нормативных правовых актах. Представлены направления развития и совершенствования нормативных сегментов, требующих нового научно-юридического переосмысления и пересмотра в ходе дальнейшей правовой работы в сфере регулирования.
Конституция, государственная политика, чрезвычайные ситуации, предотвращение чрезвычайных ситуаций, РСЧС, защита, устойчивое развитие, территория, режим, законодательство, гражданская оборона
1. Винокуров В.А. Новый вид чрезвычайных ситуаций и проблемы правового регулирования, возникающие при его ликвидации // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 1. С. 12–16.
2. Винокуров В.А., Новохатка И.С. Чрезвычайные ситуации антропогенного характера: понятие и содержание // Проблемы управления рисками в техносфере. 2021. № 3 (59). С. 116–121.
3. Конституция Российской Федерации (прин. всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. с изм., одобренными в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О Правительстве Российской Федерации: Федер. конституц. закон от 6 нояб. 2020 г. № 4-ФКЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федер. закон от 21 дек. 1994г. № 68-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 35. Ст. 3648; 2002. № 44. Ст. 4294; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 50. Ст. 5284; 2009. № 48. Ст. 5717; 2010. № 21. Ст. 2529; № 31. Ст. 4192; 2011. № 1. Ст.ст. 24, 54; 2012. № 14. Ст. 1549; 2013. № 7. Ст. 610; № 27. Ст. 3450; № 52. Ст. 6969; 2014. № 42. Ст. 5615; 2015. № 10. Ст. 1408; № 18. Ст. 2622; № 48. Ст. 6723; 2016. № 1. Ст. 68; № 7. Ст. 919; № 26. Ст. 3887; 2018. № 32. Ст. 5113; 2019. № 27. Ст. 3524; 2020. № 14. Ст. 2028; № 26. Ст. 3999; 2021. № 22. Ст. 3690; № 24. Ст. 4188; 3 янв. 2022 г. № 1 (ч. I). Ст. 28.
7. О гражданской обороне: Федер. закон о 12 февр. 1998 г. № 28-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 7. Ст. 799; 2004. № 35. Ст. 3607; 2010. № 31. Ст. 4192; 2013. № 52. Ст. 6969; 2019. № 18. Ст. 2208.
8. Распоряжение Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. № 86–РП // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 134. Ст. 1364.
9. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента Рос. Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 28. Ст. 2882; 2008. № 43. Ст. 4921; № 47. Ст. 5431; 2009. № 51. Ст. 6285; 2010. № 19. Ст. 2301; № 20. Ст. 2435; № 51. Ст. 6903; 2011. № 1. Ст. 193; № 40. Ст. 5532; 2012. № 6. Ст. 643; № 19. Ст. 2329; № 47. Ст. 6455; 2013. № 26. Ст. 3314; № 52. Ст. 7137; 2014. № 11. Ст. 1131; № 27. Ст. 3754; 2015. № 4. Ст. 641; № 11. Ст. 1588; 2016. № 1. Ст. 211; 2017. № 13. Ст. 1913; № 44. Ст. 6492; 2018. № 44. Ст. 6713; № 52. Ст. 8242; 2019. № 42. Ст. 5891; 2020. № 1. Ст. 7; № 23. Ст. 3621; № 27. Ст. 4185; 2021. № 24. Ст. 4473; № 27. Ст. 5346; № 40. Ст. 6803; 3 янв. 2022 г. № 1 (ч. I). Ст. 71.
10. О создании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства Рос. Федерации от 18 апр. 1992 г. № 261 (в ред. постановления Совета Министров – Правительства Рос. Федерации от 23 окт. 1993 г. № 1082). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства Рос. Федерации от 30 дек. 2003 г. № 794 (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 12 янв. 2004 г. № 2. Ст. 121; 6 июня 2005 г. № 23. Ст. 2269; 24 февр. 2014 г. № 8. Ст. 808.
12. Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской бороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 дек. 2016 г. № 696. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года: Указ Президента Рос. Федерации от 16 окт. 2019 г. № 501 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019 г. № 42. Ст. 5892 (ч. III).
14. По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона Псковской области «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в связи с запросом Администрации Псковской области: постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 13 мая 2004 г. № 10-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 24 мая 2004 г. № 4. Ст. 2094.
15. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Рос. Федерации от 21 янв. 2020 г. № 21 (с изм. и доп.), абз. 2 разд. I // Собр. законодательства Рос. Федерации. 27 янв. 2020 г. № 4. Ст. 346.
16. Гордиенко А., Сериков В. Правовая основа РСЧС // Гражданская защита. 2023. № 12 (580). С. 57.
17. Соглашение между МЧС России и Администрацией Томской области о передаче МЧС России осуществления части полномочий по сбору информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обмену такой информацией, организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 нояб. 2019 г. № 2693-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 44. Ст. 6693.
18. Правовые и институциональные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: монография / отв. ред. Т.Я. Хабриева, В.А. Пучков. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Рос. Федерации, 2017. 618 с.
19. Сулима Т.Г. Роль и место системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в системе национальной безопасности Российской Федерации // Проблемы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Оценка рисков возникновения чрезвычайных ситуаций: X науч.-практ. конф. М.: Центр «Антистихия» МЧС России, 2010. С. 51.
20. Путин В.В. Выступление на коллегии МЧС России 16 февр. 2022 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/67790 (дата обращения: 15.07.2022).