Россия
На основе анализа роста производства аварийно химически опасных веществ и доставки их на терминалы автомобильным транспортом в России рассматривается вопрос уточнения конфигурации и геометрических параметров площади пролива при разгерметизации резервуаров с аварийно химически опасными веществами, перевозимыми автомобильным транспортом, которые при прогнозировании последствий таких аварий влияют на глубину вторичного облака химического заражения и величину времени поражающего действия. Разработан подход к определению геометрических параметров площади пролива аварийно химически опасных веществ хлора и аммиака с учетом уклона местности. Приведены расчеты геометрических параметров площади пролива хлора и аммиака, в результате которых было установлено, что величина площади и высота пролива существенно изменяются при уклоне местности на маршруте. Приводятся обоснования исключения возможности оперативной локализации аварии путем постановки водяной отсекающей завесы в связи с большей затратой времени на прибытие в район аварии и развертывание сил и средств подразделений ГПС МЧС России. Рассматривается проблема обеспечения безопасности населения и ликвидации последствий при авариях автотранспорта с аварийно химически опасными веществами на маршрутах их перемещения в населенных пунктах при перевозке в малых количествах.
аварийно химически опасное вещество, площадь пролива аварийно химически опасных веществ, высота пролива аварийно химически опасного вещества, время поражающего действия (испарения), уклон местности
1. Статистика автомобильных перевозок опасных грузов и происшествий /В.В. Синицин [и др.]. М.: Технологии техносферной безопасности. 2018. № 4 (80). С. 24–35.
2. Методики оценки последствий аварий на опасных производственных объектах: сб. документов. М.: ГУП НТЦ «Промышленная безопасность», 2001. Сер. 27. Вып. 2. 224 с.
3. Методика оценки последствий химических аварий (методика «Токси», Ред. 2.2): сб. докладов. Методика оценки последствий аварий на производственных объектах. М., Гостехнадзор, 2002.
4. Ковзель А.А. Методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. М.: Молодой ученый. 2021. № 51 (393). С. 537–542.
5. Прогнозирование последствий ЧС природного и техногенного характера: учеб. пособие / О.Н. Чудинова [и др.]. Улан-Удэ.: Вост.-Сиб. гос. ун-т технологий и управления, 2022. 85 с.
6. Сучков В.П. Пособие по применению методов оценки пожарной опасности технологических систем, используемых при анализе пожарных рисков. М.: Академия ГПС МЧС России, 2009.
7. Анализ тяговых и тормозных свойств автомобилей / С.В. Дорохин [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 12.
8. Савчук О.Н., Аксенов А.А. Экспериментальное определение площади разлива основных видов АХОВ по подстилающей поверхности // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России. 2019. № 1 (29). С. 13–21.
9. Совершенствование методики прогнозирования масштабов возможного химического заражения АХОВ при авариях / О.Н. Савчук [и др.] // Безопасность труда в промышленности. 2020. № 7. С. 32–39.
10. ГОСТ Р 12.3.047–2012. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200103505 (дата обращения: 26.05.2024).
11. Методы определения площади пролива нефтепродуктов на горизонтальную поверхность / В.В. Кокорин [и др.] // Технология техносферной безопасности. 2017. Вып. № 2 (72). С. 130–134.
12. ГОСТ Р 52398–2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200042582 (дата обращения: 26.05.2024).
13. ГОСТ Р 52028–2012. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: https://docs.cntd.ru (дата обращения: 26.05.2024).