Россия
ВАК 2.10.2 Экологическая безопасность
ВАК 3.2.6 Безопасность в чрезвычайных ситуациях
УДК 614.72 Загрязнение вредными газами
Описана комплексная методика мониторинга и прогнозирования опасного воздействия выбросов автотранспорта и рекреационных судов в зонах их совместного влияния. Методика основана на уточненных данных о структуре автотранспортного потока и интенсивности движения автотранспортных средств и судов в историческом центре Санкт-Петербурга и на использовании факторов эмиссии поллютантов для учетных категорий автомобилей, однопалубных пассажирских теплоходов и маломерных судов, полученных экспериментальным путем. Результаты апробации разработанной методики показали, что вблизи обследуемых участков автодорог расчетные концентрации диоксида азота могут достигать значений от 1,89 до 7,22, а монооксида углерода – от 1,40 до 3,49 предельно допустимой концентрации, что может представлять опасность для здоровья населения Санкт-Петербурга.
чрезвычайное загрязнение воздуха, мониторинг, прогнозирование, автотранспорт, водный транспорт
1. Estimating 2013–2019 NO2 exposure with high spatiotemporal resolution in China using an ensemble model / C. Huang [et al.] // Environ. Pollut. 2022. Vol. 292 (Pt A). P. 118285. DOI:https://doi.org/10.1016/j.envpol.2021.118285.
2. A novel in-situ method to determine the respiratory tract deposition of carbonaceous particles reveals dangers of public commuting in highly polluted megacity / L. Madueño [et al.] // Part. Fibre Toxicol. 2022. Vol. 9 (1). P. 61. DOI:https://doi.org/10.1186/s12989-022-00501-x.
3. Spatial variability of on-bicycle black carbon concentrations in the megacity of Sao Paulo: A pilot study / A.C. Targino [et al.] // Environ. Pollut. 2018. Vol. 242 (Pt A). P. 539–543. DOI:https://doi.org/10.1016/j.envpol.2018.07.003.
4. Ревич Б.А. Роль факторов риска городского пространства в пандемии Covid-19 (аналитический обзор). Анализ риска здоровью. 2024. № 2. С. 170–184. DOI:https://doi.org/10.21668/health.risk/2024.2.16.
5. Ложкина О.В., Комашинский В.И. К вопросу о совершенствовании информационного процесса мониторинга и прогнозирования опасного воздействия транспортных выбросов на среду обитания и население // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2021. № 2. С. 16–24.
6. Ложкина О.В., Мальчиков К.Б. Бортовой мониторинг выбросов опасных (загрязняющих) веществ легковым и легким коммерческим автотранспортом // Проблемы управления рисками в техносфере. 2024. № 2 (70). С. 193–206. DOI:https://doi.org/10.61260/1998-8990-2024-2-193-206.
7. Ложкина О.В., Мальчиков К.Б. Определение содержания поллютантов в отработавших газах четырехтактных подвесных лодочных моторов в контексте разработки методов прогнозирования техногенных опасностей // Безопасность жизнедеятельности. 2023. № 12 (276). С. 35–41.
8. Ложкина О.В., Мальчиков К.Б. Определение содержания поллютантов в отработавших газах судового двигателя ЯМЗ-238 ГМ2 // Проблемы управления рисками в техносфере. 2023. № 3 (67). С. 158–168. DOI:https://doi.org/10.61260/1998-8990-2023-3-158-168.
9. Ложкина О.В., Мальчиков К.Б. Сравнительный анализ пробеговых выбросов автомобилей на различных видах топлива при дорожных заторах // Вестник гражданских инженеров. 2024. № 2 (103). С. 133–143. DOI:https://doi.org/10.23968/1999-5571-2024-21-2-133-143.
10. Ложкина О.В., Комашинский В.И. Информационный процесс мониторинга и прогнозирования эффективности от внедрения экологически ориентированных технологий на автомобильном транспорте // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-а ГПС МЧС России». 2021. № 4. С. 18–26.
11. Ложкина О.В., Мешалкина М.Н. Совершенствование методов контроля воздействия автотранспорта на качество среды обитания // Технико-технологические проблемы сервиса. 2022. № 1 (59). С. 13–18.
12. Ложкина О.В., Мальчиков К.Б. Сравнительный анализ содержания поллютантов в отработавших газах силовых установок маломерных судов и автотранспортных средств // Двигателестроение. 2024. № 1 (295). С. 21–33.
13. Петербургский «генетический код». Век XVIII и век XXI / Р.А. Мангушев [и др.] // Вестник гражданских инженеров. 2019. № 5 (76). С. 33–40. DOI:https://doi.org/10.23968/1999-5571-2019-16-5-33-40.
14. Лавров Л.П., Молоткова Е.Г., Петров Ф.В. Морфотипы кварталов исторического центра Санкт-Петербурга // ACADEMIA. Архитектура и строительство. 2019. № 4. С. 52–59. DOI:https://doi.org/10.22337/2077-9038-2019-4-52-59.
15. Федотова Г.О. Градостроительная система и объемно-планировочное решение зоны бывшей Троицкой улицы в Санкт-Петербурге // Архитектон: известия вузов. 2019. № 4 (68). С. 1–10.
16. Кузнецов С. Фасад Его Величеству. Строгановский дворец, дом компании «Зингер» и дворец Белосельских-Белозерских: Невский проспект как архитектурный ансамбль // Искусствознание. 2020. № 3. С. 304–363.
17. Иванов М.В., Андерсон П. Нарушение законодательства при сохранении архитектурного наследия Санкт-Петербурга // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2017. Т. 17. № 2. С. 5–12. DOI:https://doi.org/10.14529/build170201.
18. Сакович А.Д., Третьяков В.Ю. Динамика загрязнения атмосферного воздуха СО и NOX в различных районах Санкт-Петербурга за период 2012–2016 гг. // Метеорологический вестник. 2018. Т. 10. № 1. С. 38–51.